> Журнал > Блоги > Персональные записи > Артур Фонвизин и Вера Яснопольская. Цветение в акварели.

Артур Фонвизин и Вера Яснопольская. Цветение в акварели.

12.06.2017 19:00     Просмотров: 130     Комментариев: 11     

Нежные цветы и размытые пейзажи в редкой технике «мокрой акварели» покажет галерея «Веллум» в рамках проекта «Цветение в акварели». Выставка, объединяющая работы маэстро акварели Артура Фонвизина и его ученицы и главной последовательницы Веры Яснопольской, – пройдёт с 9 по 22 июня 2017 года в пространстве «Открытого Клуба» на Спиридоновке.

артур фонвизин

Артур Фонвизин «Натюрморт» 1950-е

Техника «мокрой акварели» считается одной из самых стремительных в искусстве рисунка; именно ей часто пользовался при создании своих работ Артур Фонвизин – участник знаменитой «Голубой розы», экспонент выставок «Бубнового валета» и «Мира искусств».

Фонвизин открыл «новую акварель», ставшей его призванием на всю жизнь, – с особенной романтикой мерцающих переливающихся красок, с тонкими переходами и свободным ритмом крупных цветовых пятен. Творчество этого мастера старой школы с импрессионистической манерой письма в советское время практически замалчивалось.

Поэтические образы рождаются на листе в мерцающих тональных переливах.

акварель

Артур Фонвизин «Полевые цветы» 1950-е

Искусствовед Любовь Агафонова (директор Арт-галереи «Веллум») считает, что «Фонвизин развил идеи «наблюдательного ощущения голуборозовцев» уже много позже после выставки этого знаменитого объединения. Интуитивисты сформировали его пристрастия художника, а он, это «интуитивное», разрабатывал в течение 20 века».

Коллекционер Вадим Гинзбург (клуб и галерея «Открытый Клуб») отмечает удивительное чувство ритма и цвета в произведениях мастера: «робкий и скромный Артур Фонвизин создавал яркие и смелые образы. Схватив в руку двадцать штук кистей, он выхватывал одну за другой, словно дирижер, управляющий оркестром соцветий».

 

выставка

Вера Яснопольская «Лето»1960-е

Ученица Фонвизина Вера Яснопольская познакомилась с творчеством Артура Фонвизина в 1950-е гг., который в то время находился в весьма бедственном положении. Художник не вписывался в рамки соцреализма, оставаясь русским модернистом и импрессионистом.

Яснопольская была очарована стилем Фонвизина и научилась у него технике «мокрой акварели». Уверенные мазки, нанесённые как бы на одном дыхании, должны были дать краске растечься по бумаге, оставляя белое пустое пространство листа. Такая техника не допускала переделок, и если работа не получалась с одного раза, то попросту выбрасывалась.

Яснопольской была очень близка эта фонвизинская манера. Вера Леонидовна часто писала с натуры, интуитивно схватывая композицию и цветовую гамму, создавая колористически насыщенные, пронизанные музыкой натюрморты или портреты.

Её работы отличаются нежностью цветовых переходов, умением передать скупыми средствами акварели тонкий мир чувств. Именно Яснопольскую считают наиболее серьёзным последователем Артура Фонвизина.

Внимательный зритель сумеет разглядеть на выставке «Цветение в акварели», что при всей схожести техники и сюжетов, различий в творчестве художников весьма много.

Артур Фонвизин «1001 и одна ночь» 1950-е

Вход свободный. Адрес: Москва, ул. Спиридоновка, д. 9/2 (вход со двора). «Открытый Клуб».  Режим работы: вторник, среда, четверг с 16:00 до 20:00. В др. дни по предв. записи: +7 (926) 699-3326

Вера Яснопольская «Весенний букет» 1950-е

информация взята с сайта галереи

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Ань, спасибо за экскурс! Акварели волшебные!

Анна Козлова китайская живопись

да, Лена! надо выбраться на неделе

в технике мокрой акварели совсем немного мастеров работают, сложная она

Тамара Карпова

Ань, спасибо! Работы просто волшебные! Все такое неуловимое, перетекающее и в то же время совершенно узнаваемое!!!

Анна Козлова китайская живопись

эх, Тамар, жаль, что ты уезжаешь{#}

Наталья

Спасибо! Акварели, от которых перехватывает дыхание! Рассматриваю "1001 и одну ночь" .... сказочно хорошо! Спасибо, Анна, что подсказали, где посмотреть)

Анна Козлова китайская живопись

Наталья, рада Вас видеть! вот еще посмотрите - прекрасный художник здесь на ЯМ Ольга Неслуховская https://www.livemaster.ru/02101950/profile

Наталья

Да, акварели Неслуховской рассматривала весь год, особенно зависала на Розы с могилы Гомера) Андерсен же, очень его люблю) Совпало все, и прекрасный художник и прекрасный писатель) А теперь Фонвизин.... 1001 ночь, волшебство какое-то!!!! На след. неделе поеду любоваться)

Анна Козлова китайская живопись

Наталья, обменяемся потом впечатлениями)

Наталья

Конечно, и Фонвизин и Яснопольская - имена для меня новые) Познакомилась, очень понравились работы, очень! Яснопольская потрясла, какие цветы и цвета, ничто не может убить шедевр, ни скучные стены, ни скучные рамы! А у Фонвизина очень много наездниц, ассоциации с дореволюционным цирком, кажется, где-то там Девочка на шаре, чеховская Каштанка и силачи в трико))) А где еще можно посмотреть этих авторов, их работы есть в Третьяковке? Анна, очень Вам благодарна) Спасибо)

Анна Козлова китайская живопись

Наталья, как здорово, что Вы сходили!! а я так и не выбралась, ничего не успеваю(

в экспозиции Третяковки нет, кажется, только вот так искать тематические выставки. Кстати, вот нашла еще одну публикацию тут на ЯМ https://www.livemaster.ru/topic/804773-artur-fonvizin-akvareli и копирую про технику фонвизинскую.

Анна Козлова китайская живопись
Способ А. В. Фонвизина

Рассматриваемый способ акварельной живописи назван по имени замечательного художника Артура Владимировича Фонвизина, работавшего в удивительной, неповторимой манере. И хотя существует мнение, что Фонвизин традиционен в своих работах, его скорее всего можно отнести к тому обстоятельству, что художник не пользовался белилами, не примешивал к акварели гуашь, т. е. был традиционен в чистой акварели.
В остальном его работы носят глубоко индивидуальный характер.
Можно было бы именно по этой причине не рассматривать его способ акварельной живописи, если бы не множество последователей, а точнее подражателей среди последующих поколений художников, особенно современных молодых акварелистов.
Некоторые художники и искусствоведы считают, что Фонвизин исполнял свои акварели по влажной поверхности бумаги. Это неверно. Художник не работает на предварительно смоченной бумаге, когда он целиком зависит от капризов растекающейся по мокрой бумаге краски.
Сохранились воспоминания современников художника, его моделей, наблюдавших за работой мастера. Можно внимательно посмотреть, и не один раз, на его работы в Третьяковской галерее и на различных выставках.
А. В. Фонвизин писал на ватманских листах ГОЗНАК ручной работы с небольшой зернистостью, прикрепляя бумагу к планшету кнопками, след от которых так и остался на работах.
Похоже, автор не делал подготовительного рисунка карандашом, а начинал рисовать тоненьким кончиком кисти, намечая только незначительные контуры изображаемого, о чем свидетельствуют незаконченные работы.
В прочем, эта незаконченность скорее производит впечатление особой лаконичности, присущей его работам. Затем, набрав крупной кистью большое количество воды с краской, он мягко втирал ее в поверхность бумаги, добавляя другие цвета для получения необходимого сложного тона, т. е. получалась своеобразная палитра на самой работе. С большим мастерством художник управлял широкими цветовыми потеками с помощью кисти, чередуя темные и светлые участки, оставляя порой почти нетронутой бумагу.
Кое-где художник вносил цветовые акценты на высохшей поверхности предыдущего слоя, порой совсем незначительные, почти точки, чтобы подчеркнуть форму или цветовое пятно. В портретах чаще всего акцентируются глаза и губы.
В некоторых работах видно, как художник, взяв активный цвет, который на первый взгляд выбивается из общего тона листа, наносил на его поверхность широкий мазок трепетным движением кисти.
В поздних работах А. В. Фонвизин слегка размывал некоторые цветовые участки, сочетая их с четкими заливками, а также накладывал несколько слоев цвета друг на друга. Однако его работы не производят впечатления многослойной акварели, они сохраняют удивительную свежесть, прозрачность и светоносность.
В заключение хочется добавить следующее. Рассматривая акварели современных молодых художников, увлеченных творчеством А. В. Фонвизина, хочется верить, что они в конечном счете смогут от подражания большому мастеру, скорее формальному, подойти к глубокому осмыслению его творчества и, используя основные, принципиальные подходы художника к акварели, создают свои неповторимые работы.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз