Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Основные черты мезенской росписи или Как отличить подделку

Основные черты мезенской росписи или Как отличить подделку

Виды творчества:   Роспись > Народно-прикладное искусство
Роспись > Роспись по дереву
Основные черты мезенской росписи или Как отличить подделку | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

К написанию этой статьи меня подтолкнул недавний случай. Наткнулась в интернете на объявление: продавался раритет! Не буду цитировать дословно, но это был «старинный берестяной короб удивительной сохранности с мезенской росписью». Была и легенда: короб нашли черные копатели в глухой деревне. Бросалась в глаза цена. В паре с медной уткой-братиной (тоже «старинной редкостью») «раритет» стоил 34 000. Но не только цена бросилась мне в глаза. Как человек, много лет занимающийся этим видом росписи, я вдоволь насмотрелась старинных мезенских прялок (коробов тоже). И пройти мимо было просто невозможно, так велико было несоответствие «раритета» с канонами мезенской росписи. 

Когда я только начинала изучать мезенскую роспись, о ней еще мало знали. Но в последние годы благодаря книгам одного известного автора она стала очень популярной. Ее еще не пробовал рисовать, наверное, только ленивый. Каждый пятый человек, подходящий ко мне на живых ярмарках, произносит что-то вроде: «Ааа, мЕзенская роспись... у меня книжка про нее есть (у меня дочка в школе рисует, я сама так пробовала и даже я сама ее преподаю и пр.)». На это я меланхолично отвечаю: «Ага, мезЕнская». В настоящее время эта роспись растиражирована так сильно, что за нее с удовольствием взялись педагоги дополнительного образования, дизайнеры, коллекционеры. Казалось бы, очень хорошо, пусть старинное искусство будет востребовано. Но я вижу другое: ремесло умирает под гнетом дизайнерских находок и решений, мало кто знает, какая она на самом деле — мезенская роспись, и поэтому стало возможно не очень удачную подделку попытаться продать за немалые деньги. 

Поэтому сейчас я расскажу немного о том, какой же все-таки должна она быть. Для начала рассмотрим тот самый «раритетный короб 18-го века».

мезенская роспись, палащельская роспись

мезень, палащелье

Согласитесь, для вещи с историей более чем 200 лет сохранность действительно просто уникальная! В общем, так же, как и аккуратность исполнения и идеальная ровность линий. Взгляните для примера на прялочку 19 века.

русский стиль, русский север

Сохранность этой прялки также хороша, но потертости есть. И характер их — совершенно другой. Слой краски как бы впитался, вмер в дерево (к слову сказать, именно так и рекомендовали класть краску старые мастера), и мы видим, что местами она как бы выцвела, побледнела, но сохранился ее отпечаток в дереве. Чтобы не быть голословными, вот вам еще пример: 

традиция

Здесь смотрим на черный цвет внизу. Кое-где слой краски осыпался, но след от него остался.

На рассматриваемом же нами коробе четко видны механические затертости в одном направлении. Выглядит это так, словно готовую работу пошоркали мелкой наждачкой.

Но это еще не все признаки фальшивки. Одна из основных особенностей правильной традиционной мезенской росписи — это направление движения. На старинных прялочках движение коней, оленей, птиц идет слева направо. 

старина

роспись по дереву

Исключение делалось только в одном случае — когда прялка была сделана для ребенка. Современные мастера сплошь и рядом рисуют направление справа налево. А это, между прочим, движение в потусторонний мир. 

На нашем «раритете» же вообще происходит непонятно что. Нижний ряд уточек движется налево, кони — направо, олени снова налево. Такой разброд недопустим для мезенской росписи, которая вся является олицетворением энергии движения. Пропадает вся присущая ей динамика и устремленность вперед, которые так хорошо видны на старинных работах. 

И если уж мы обратили внимание на уточек, то посмотрите еще раз на старинную прялку работы прекрасного мастера Федотова.

народные промыслы

На ней как раз их много. И вы можете увидеть, как тесно они посажены друг к другу. И так на всех старых прялочках. Изменения происходят только в послереволюционные годы, в период упадка промысла, когда гордые пузатые птички превращаются в упавшие носом вниз и хвостом кверху закорючки. В традиции же они упитаны, горды и порой создают сплошной ковровый рисунок. Чего опять же нет на этом «старином коробе».

Таковы основные признаки, по которым легко определить подделку. 

Но хочется добавить несколько слов и не только по поводу короба. Сейчас очень много домыслов, спекуляций и фантазий по поводу мезенской росписи. Буквально сегодня прочитала слова одной мастерицы о том, что она учит мезенской росписи, которая была «наиболее популярна на Руси». Так вот она не была на Руси наиболее популярна. Она бытовала изначально всего в одной маленькой деревне на реке Мезень, под названием Палащелье, потом благодаря ярмаркам прялки стали расходиться до Пинеги, Печоры и Онеги, а также в Архангельск, у нее появилось несколько подражательных центров в пределах Архангельской губернии, и конечно, известной по всей Руси она быть не могла, учитывая размеры одного только Русского Севера. 

К разочарованию многих читающих добавлю также, что писалась эта роспись православными мужиками, теми же самыми, которые строили в своих местах прекрасные храмы и часовни, наподобие тех, что показаны в моих предыдущих публикациях. Именно поэтому я не стала бы спекулировать языческими терминами вроде «оберег» и пр. в связи с мезенской росписью. Да, она глубоко архаична по своему виду. Но сейчас мы не можем сказать наверняка, откуда у нее это свойство и задумывался ли 150 лет назад палащельский мужик над «обережными свойствами солярых знаков». Я предпочитаю научный подход: не неси непроверенные знания, и призываю не решать за наших предков, что именно они думали, не зная этого наверняка.

Что касается техники росписи, то тут можно сказать одно, и это будет самое главное. Она была графичной. Ее рисовали палочкой, перышком. Там просто не могло быть всех тех мягких кистевых приемов, которыми так увлекаются сейчас современные мастера — дужек, капелек. Дорогу этим изменениям дала Наина Величко в своих книгах о мезенской росписи. Наверное, оттого, что она много лет проработала на Хохломе, и еще потому, что она — дизайнер, она привнесла в мезенскую роспись приемы Хохломы, сделала крылья птичек и гривы коней похожими на травку.

народные традиции

А такого вы не найдете ни на одном старинном изображении.

русские традиции

В заключение хочется обратиться к тем, кто занимается или решил заняться росписью, и сказать, что есть ответственность у каждого, кто решил заниматься традиционным ремеслом. Ведь это — как ниточка из глубины времен, которую мы протягиваем в будущее. Переврешь что-то, запутаешь, значит, передашь уже совсем не то, что было изначально. В наше поверхностное время быстрых мастер-классов и знаний я все-таки призываю изучать, сомневаться, искать фактов и подтверждений, смотреть и учиться у старых мастеров, быть критичным и внимательным. И тогда, не сразу, а через многие годы, придешь к тому, что и сам станешь мастером. Всем добра и удачи!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email