Гильотина для княгини Оболенской

Гильотина для княгини Оболенской | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

княгиня оболенская

4 августа 1944 года в немецкой тюрьме Плётцензее была обезглавлена участница французского Сопротивления с подпольным псевдонимом Вики

Только в 1965 года в СССР узнали, что это была русская княгиня Вера Аполлоновна Оболенская.

Будущая французская подпольщица родилась 11 июля 1911 года в семье вице-губернатора г. Баку Аполлона Аполлоновича Макарова. В 9 лет она вместе с родителями уехала в Париж. Там получила среднее образование, потом работала манекенщицей в салоне мод. В 1937 году Вера вышла замуж за князя Николая Александровича Оболенского. Они жили по-парижски весело и модно. Лишь одно омрачало настроение — отсутствие детей. Но начавшаяся Вторая мировая война показала, что это, наверное, и к лучшему. Потому что с первых дней оккупации Оболенские включились в подпольную борьбу.

. В 1943 году она была арестована гестапо, а в августе 1944 года казнена (всего погибло в рядах французского сопротивления не менее 238 русских эмигрантов).Выяснилось слудующее. Был без нескольких минут час дня, когда 4 августа 1944 года двое надзирателей ввели туда Вики со связанными за спиной руками. Ровно в час вынесенный военным трибуналом смертный приговор был приведен в исполнение. С момента, когда она легла на гильотину, до отсечения головы потребовалось не более 18 секунд. Известно, что фамилия палача была Реттгер. За каждую голову ему причиталось 80 рейхсмарок премиальных, его сподручным – по восемь папирос. Тело Вики, как и других казненных, было доставлено в анатомический театр. Куда оно потом делось, неизвестно. На парижском кладбище Сент-Женевьев есть плита — условное надгробие княгини Веры Аполлоновны Оболенской, но праха ее там нет. Это место ее поминовения, на котором всегда живые цветы.
Указом президиума Верховного совета СССР от 18 ноября 1965 года княгиня Оболенская в числе других эмигрантов-подпольщиков была награждена орденом Отечествененой войны 1 степени.  .

Пожалуй, самые нежные памятные слова посвятил княгине Вере Оболенской русский крестьянин по происхождению, наш великий писатель Виктор Астафьев: «Княгинюшка-то Оболенская, урожденная Макарова, могла, кстати, остаться живой, для этого ей надо было сделать малую малость — отказаться от родства своего, написать на тюремной доносной бумажке, что к России и к россиянам она никакого отношения не имеет, княгиня она, дворянского роду она, дитем вывезена гониными родителями за кордон. Не написала, ни людей, ни Родины далекой, злобной мачехой обернувшейся к детям своим, очутившимся на чужбине не по своей воле, не предала, легла под холодный нож, похожий на увесиситый российский дровокольный колун. На тридцать третьем году отлетело ее светлое, теплое дыхание, отделилась русская головушка от женского тела, знавшего и негу, и ласку...
Год прошел, два, пять, десять лет прошло а я все явственно вижу, как нож гильотины спокойно, деловито, без скрипа опускается на белую шейку княгини, острая сталь касается теплой кожи, надрезает жилки, в судорожном стоне сжавшееся горлышко...
Знаю, знаю, ведаю — половина, если не больше, молодых читателей буркнут: «Ну и дура была!» - а то и вовсе небылью всю эту историю посчитают — до княгинюшки-то, до духа её высокого тянись — не дотянешься, а до себя самого рукой подать

Какой важный пример шлет из далекого прошлого княгиня Вера Оболенская нам, сегодняшним, половина из которых готова закопать Советскую Россию и все, что с ней связано, а вторая половина на дух не переносит современную демократию, как будто и невдомек, что режимы власти приходят и уходят, а РОДИНА,НАРОД,СТРАНА остаются в неизменной святости для настоящего гражданина и патриота, а не приверженца отдельно взятой идеологии, какой бы привлекательной она ни была.

Комментарии (5)
Елена 08.06.2017

Спасибо Вам большое за эту историю!!! Комок в горле.. Истории о таких людях обязательно нужно рассказывать, их должен знать и помнить каждый, чтобы и себя воспитывать, "до духа высокого тянуться" и не терять чувство родины, а не ныть о том, как везде хорошо, только не у нас.

Какая история...слезы, гордость, восхищение русским духом. Спасибо за такие высокие примеры из нашего общего прошлого.

elena 08.06.2017

Спасибо Вам.Оболенская, Кузьмина Караваева, да мало ли их было- настоящих достойных патриотов. для которых Родина обернулась мачехой.

Спасибо,за историю и фото!

елена 08.06.2017

Я всегда с удовольствием читаю Ваши небольшие очерки . Спасибо