Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1

Два известных героя Новгородской земли — Садко и Василий Буслаев, такие разные по характеру, образу жизни, вдохновляли художников на создание иллюстраций к  старинным былинам. А  я  захотела сравнить эти образы между собой. Но потом, погрузившись в тему иллюстраций  с головой, решила все-таки разграничить публикации. Давайте лучше рассмотрим каждого из персонажей  в отдельности, но в иллюстрациях абсолютно разных художников.

По сюжету былины Садко писали самые великие художники. Среди них волшебный М. Врубель.

иллюстрации

Великий реалист И. Репин, который за образ Садко взял самого «сказочного» художника В. Васнецова.

садко

А я хочу представить иллюстрации, которые крайне близки мне самой. Может быть, они вам давно уже известны, а может, увидев работы этих художников  впервые, вы потом начнете узнавать и радоваться им, как встрече с чем-то  знакомым и любимым.

Художники  Калерия и Борис Кукулиевы из села Палех создали книгу, которая поразила меня еще в детстве. В 1958 году Кукулиевы начали работать над  новгородской былиной «Садко», которая явилась настоящей удачей для авторов и принесла им заслуженную славу.   В какой технике писали мастера из Палеха, я думаю говорить не надо.

былины

И художник Геннадий Спирин, он иллюстрирует детские книги в своем совершенно уникальном стиле, отталкиваясь от средневековой миниатюры, голландских мастеров и художников эпохи возрождения. Сейчас Спирин — один из лучших мировых художников-иллюстраторов.  Вот так он видел Садко и его приключения.

художники

художники-иллюстраторы

Былина о Садко отличается высоким художественным совершенством. Сюжет такой живописный, а приключения героя настолько необычные, что есть где разгуляться фантазии художников. Пересказывать былину я, конечно, не буду, но немного прокомментирую иллюстрации.

Садко играет на берегу озера, где его слушает зачарованный водяной царь.

 стильные цветочные

Садко вылавливает   рыбу-золотое перо и  скупает новгородские товары. 

Затем отправляется в плавание.

Корабль  попадает в бурю и Садко по жребию идет на дно морское.

Попав в палаты Морского царя, наш герой  веселит  Царя морского  игрой на гуслях, пока не порвались струны.

 Царь предлагает певцу выбрать жену — одну из дочерей, что означает навсегда остаться в подводном царстве.

А Садко  с помощью Святого Николы, покровителя мореплавателей, выбирает земную девушку и благополучно возвращается в родной Новгород.

Вот такие разные работы, почти спорящие друг с другом по манере письма, материалам и приемам. Уникальный стиль Спирина узнаваем во всем мире — это сочетание традиций русского искусства и виртуозное владение техникой акварельной живописи. А Куклиевы — непревзойденные мастера в изысканности и витиеватости палехского узора,  в яркости красок, в выразительности поз, движений, изображенных лиц. И все это на одну тему, на один и тот же сюжет. 

Красивая былина, в общем-то, на бытовую тему,  без особого героизма, битв  и подвигов вдохновляла художников разных жанров. Простой человек, смекалистый и талантливый гусляр и купец стал народным любимцем на все времена и брендом города.

И по традиции, я вас приглашаю посмотреть, откуда родом этот герой. Сейчас в Новгороде вы найдете многочисленные упоминания  о нем — и в названиях, и в городской архитектуре. В  центральном парке находится красивый фонтан — Садко и Волхова. Приезжайте познакомиться поближе с родиной древних былинных персонажей.

Комментарии (15)

Интересная подборка))

Какая чудесная публикация!!! А Садко какой красавчик!!! Очень понравилось!!! Все такое близкое душе!!! Спасибо!!!

Лариса, вам какой больше красавчиком показался? В нашем старом фильме актер Сергей Столяров играл его

Очень интересная подборка, спасибо.{#}

Ольга, спасибо за такую интересную, познавательную статью. Кстати, с племянниками недавно читали сказку про Садко с очень красивыми иллюстрациями)))

Спасибо вам за открытия! Ближе всего мне оказалось творчество Спирина. Пойду искать книгу и другие его картины...

да, Спирин конечно необычен, и очень узнаваем, меня лично удивляет сочетание размытости и прозрачности акварели и множества прорисованных деталей, которые можно разглядывать бесконечно

Чудесная подборка! С удовольствием рассматривала. Благодарю!

Jelena ( Уютная) 04.06.2017

С удовольствием просмотрела, спасибо, интересно!image

Камин в Детской библиотеке им. А.С. Пушкина в Питере. По мотивам Врубеля. В отличном состоянии, не смотря на возраст более 100 лет.

Спасибо!!! Прекрасная статья! Получила массу удовольствия!{#}

Спасибо, Ольга!

Спасибо! Красота, которую нужно внимательно рассмотреть. В детстве были у меня открытки палехские, несколько серий по сказкам. Всегда завораживала такая живопись

Спасибо! Прекрасная, интересная публикация! {#}{#}{#}

Замечательная подборка! Спасибо! Получила удовольствие!{#}