Обновление пароля

 >  >  > Реставрация советского медведя. Часть 1. «Следствие по телу»

Реставрация советского медведя. Часть 1. «Следствие по телу»

Виды творчества:   Куклы и игрушки > Мишки Тедди
Реставрация
Сложность:   выше средней
Время работы:   5 дней
Реставрация советского медведя. Часть 1. «Следствие по телу» | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сегодня я хочу начать рассказ об одном «старом друге», который недавно попал ко мне в руки на реставрацию. Как он попал — это отдельная история. Начну рассказ о моем первом опыте коммерческой реставрации. Предыдущие мои рассказы о реставрации медведей — это были мои «домашние питомцы» и рассказы о них. Медведя Винни (желтого) осталось собрать и написать часть 4-ю. В это лето сделаю это обязательно.

Мастер-классом этот рассказ назвать трудно. Скорее, это мастер-класс по бережной разборке медведя. 1-ю часть я, как всегда, решила посвятить разборке медведя с подробными фотографиями. Часть 2-я будет небольшой — о самой реставрации и моем способе. Мишка уже отреставрирован и готов, а часть 2-я не заставит себя долго ждать в написании. Мне осталось только сделать фотографии того, какой мишка стал красивый.

Часть 1-я будет полезна тем, кто делает мишек в винтажном стиле. Мои фотографии помогут понять, где и в каких местах нужно старить медведя и какие части протираются и вынашиваются в первую очередь.

Итак... Что нам дано.

Старинный советский медведь. Бархатный (не плюшевый). Черный. Состояние медведя удовлетворительное с минусом. Болеет «ангиной» (так мы шутили с его хозяйкой). Один глаз утерян. Вместо второго глаза пришита старинная полупрозрачная пуговица и то не очень-то крепко. Однозначно, мишка был любим у предыдущих владельцев, раз уж ему пришили второй глаз вместо утерянного. Подбирали пуговку по размеру и цвету. С огромной любовью и заботой мишке сделали «пластическую» операцию, обездвижив голову. Местами ткань на мишке порвана и из дырок сыпятся опилки (а точнее, даже древесная пыль). Местами ткань протерта и виднеется стружка через небольшие дырочки. Нитки в швах со временем выцвели и стали коричневыми. В некоторых местах ткань очень обветшала. Но затылок головы и спина — наиболее хорошо сохранившиеся участки с ворсом без потертостей.

Я датирую этого медведя концом 40-х и началом 50-х годов времен СССР, а может быть и раньше. У более поздних медведей с таким типом выкройки были толще лапы-руки и больше голова. Я буду очень благодарна откликам читателей этого рассказа по поводу более точной датировки года выпуска этого медведя.

реставрация медведя

винтажная выкройка

Одним словом... Красавчик! Правда?

антикварная выкройка

Бархатная ткань очень «ползучая». Очень сыпучая. Одна маленькая дырочка очень быстро превращается в огромную дыру. Так произошло с отверстием для глаза. Очень большая и обтрепанная дырка. Шарнирные диски раньше были грубой обработки, края у них совсем не шлифовались. Вообще, не удивительны протертости в местах шарнирных соединений у старинных игрушек от грубых краев дисков. Вдобавок шарнирный крепеж вставляли, прорезая ткань (я дальше покажу, как это делали).

Очень часто прорезное отверстие для диска расползалось по сторонам. Так произошло и с этим мишкой. Одна рука очень ненадежно крепилась к туловищу. Диск виден был уже на треть. Из отверстия сыпались опилки.

Вместо носа у медведя — выцветший кругляшок и пришитый «через край». Осмелюсь предположить, что этот кругляшок был из кожзаменителя, но «кожаный» слой стерся.

антикварный медведь

В местах вытачек на лапах ткань оказалась очень ветхой и эти красивые места не сохранились у медведя в процессе реставрации. 

медведь из ссср

Всё, что осталось от мишкиной улыбки :)

антиквариат

1 стеклянный глаз уцелел. Зрачок очень маленький. Немного «рыбий» взгляд у мишки... страшненький. Под глазом дермантиново-картонная подложка. Она выцвела и высохла. Плохо гнется. Из такого материала раньше делали обложки для тетрадей.

винтаж

Вот так вот «аккуратно» зашивали раньше спину на мишках... Грубо... Через край... «Потайным» стежком и не пахнет даже.

старинный медведь

Еще 1 фотография напоследок. 35 см антиквариата. После реставрации рост мишки уменьшился до 30 см из-за шеи.

реставрация тедди

Приступим к разборке...

Отпорола черный «воротник». Увиденное меня ужаснуло. Такое может присниться в страшном сне. Мишку пытались реставрировать. Протерлась ткань и осыпалась. Нитки, оставшиеся от протертостей, срезаны, и заштопать это место никак уже нельзя. В высоту напихали ваты. Обездвижили шею и закрыли все это полоской из черной ткани.

медведь тедди

Аккуратно срезала я этот «тканевый воротник». Возможно, благодаря ему мишка и уцелел до наших дней. Он как бы законсервировал дальнейшее разрушение игрушки. В результате такого «ремонта» у мишки уцелела голова!

тедди мишка

На самом деле, только позднее мне стала понятна причина такой поломки игрушки. Лапы-руки надо было при сборке опустить на 0.5 см или выбрать диски для шейного шарнира на на 0.5-1см меньше. В этом «плечевом» месте встретились 2 грубых диска (то, какие они были грубые, вы увидите позднее) и протерли нежную ткань (бархатная ткань не особо-то и прочная, в отличие от мохера). Фактически у медведя плеч и не было! Может быть медведь просто оказался бракованным изначально! Это и привело к такой вот трагедии.

После удаления ваты голова просто болталась на очень маленьких «мостиках» — «тканевых островках».

реставрируем медведя

Разрезала спинной шов. Виднеется  техническая вата и стружка. Ревуна нет. Я сначала думала, что внутри мишка набит смесью ваты и стружками, но оказалось, что вата только в месте спинного финального шва.

винтажный медведь

Стружка очень и очень грубая. Это совсем не то, какую сейчас продают для набивки мишек! Плесени и грибка нет в ней. Фактически ее можно было еще использовать, но заказчица предпочла полностью сменить набивку.

старые медведи

Туловище мишки было набито достаточно плотно этой «грубой субстанцией».

русский тедди

Вот так вот раньше делали крепежи. Проволока какая-то супер крепкая и каленая. Разогнуть ее было очень трудно. Возможно, со временем проволока стала крепче, но потеряла гибкость. Вызвала на подмогу «грубую мужскую силу» :) Проволока просто переломилась в процессе разгибания под натиском силы :)

русский медведь

Первым делом аккуратно отделила  от туловища голову. Не особо-то и заморачивались раньше аккуратностью стяжек в зоне дисков!

teddy bear

По следующей фотографии  понятно, как раньше вставляли крепеж. Многие мастера и сейчас пользуются этим способом, только делают это максимально аккуратно!

Аккуратностью зашивания отверстий в зоне вставки шарнирных дисков  похвастать и тут нельзя! Грубая нитка х/б №10 в несколько сложений. И не удивительно, что потом срез ткани посыпался и пополз.

old teddy bear

И еще одна фотография «расчлененки» для созерцания масштабности проекта :) Только после разборки стало понятно, как разошлась ткань в районе плеч и шеи.

teddy bears

Разрыв ткани в зоне шеи почти по прямой... Тут и был стык диска от лапы и шейного диска. В результате — огромная дырка!

recover teddy bear

Разбираем голову.  

Распорола ниточные крепежи.  С обратной стороны есть ржавая шайба (почему-то шайбы в крепежах были только с одной стороны). Голова набита мельчайшими опилками. Это даже и не опилки, а древесная пыль.  Она с легкостью высыпалась, но утрамбована была плотненько!

В лицевой части морды была стружка. Со временем морда стала приплюснутой. В местах, где «грани» стружки выпирали, на морде образовались продольные потертости и ткань обветшала! Глаз был на длинной проволоке. Пришит глаз был толстенной ниткой ХБ № 10 в несколько сложений. И не удивительно, что ткань в месте пришивания глаз разъехалась в большую дыру.

Глаз и подложка под глазом. Осмелюсь предположить, что когда-то эта подложка была коричневая и глаза у мишки не смотрелись такими рыбно-ледяными!

Еще раз крупненько покажу, как «аккуратно» зашивали отверстия в зоне шарнирных соединений!

Разбираем ногу.

Виднеется стружка через прорезь. На этом фото лучше видно, какие грубые края у диска! Прорезь на ноге маленькая. Я вообще с трудом вытащила этот диск. Очень боялась делать это с применением силы рук. Опасалась, что ткань не выдержит и разорвется еще больше. Не удивительно, что дырки от прорезей рвались еще и в стороны от надреза даже на новой ткани. Бархат очень легко рвется и расползется!

Под диском была грубая стружка. А дальше нога была набита мелкой древесной пылью... и мелкими-мелкими  опилками. Мне вот интересно как?! утрамбовывали эту мелкую древесную пыль в лапы?!

То же самое было и с «руками» медведя. Грубый-грубый диск. В зоне диска набивка стружечная. А сама лапа набита мелкими-мелкими древесными опилками с пылью.

В завершение своего рассказа по разборке медведя я хочу показать вам диск от лапы-руки более крупно, чтобы визуально оценить всю грубость проекта. Естественно, в процессе реставрации я заменила их на новые и современные с ровными краями!

Все «опилочное счастье» было расфасовано-сохранено по пакетикам на случай «авось пригодится!» оставлено лежать :) Спустя пару месяцев после разборки я взялась за реставрацию мишки. Но об этом уже часть 2 этого рассказа через пару дней.

На следующем этапе реставрации (через несколько недель) я сняла выкройку с каждой детали и почистила их все от древесной пыли, а затем еще несколько недель ждала вдохновения на саму реставрацию и сборку. Обещала отреставрировать мишку к концу мая!

На этом я завершаю свой рассказ на сегодня. А через пару дней сочиню и вторую часть, ведь мишка уже готов!

В процессе разборки этого медведя в моей голове кружились сотни вопросов на тему как?

1. Как на производстве чистили мишек после набивки, ведь к бархату липнут мельчайшие пылинки, а таких мощных пылесосов как сейчас тогда не было?!

2. Набивали мокрыми опилками или сухими?

3. Если мокрыми... то как потом сушили мишек?

4. Использовалось ли для утрамбовывания опилок в лапы и голову какое-либо специальное оборудование или приспособления?

5.Было ли специальное оборудование для засыпания опилок в каждую деталь? Я не думаю, что это делали руками на 100%. Опилки уж о-о-о-очень мелкие в лапах и голове!

6. Как и на каком оборудовании делали крепежи лап (сам процесс закручивания проволоки)?

7. Сколько времени уходило у «трудовой единицы» (у человека) на набивку одного мишки? Скажу честно, что я набивала его два дня. У меня набивка мишек — процесс не быстрый, и делаю я это очень тщательно...

8. Сколько времени уходило на пришивание ушей и глаз? Это же поток-конвейер был по производству игрушек...

9. В респираторах или без работали на производстве? Опилки очень мелкие в медведе!

10. Сколько мишек в день могла делать небольшая артель?

И так далее.

Одним словом, я восхищаюсь тем, как раньше делали игрушки! Люблю и ценю их за это! Хотела бы я оказаться в машине времени и побывать на игрушечной фабрике тех лет! А вы?

Искренне надеюсь, что мой рассказ вам понравился. Продолжение здесь >>

Всегда ваша, Татьяна & kosolapiki :)

Ключевые слова:  
Материалы:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email