Как делается византийская перегородчатая эмаль

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Как делается византийская перегородчатая эмаль | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Уважаемые мастера, рукодельники и любители ювелирного искусства, сегодня я хочу вас познакомить с классической древнейшей техникой византийской перегородчатой эмали. К великому сожалению, знакотов и ценителей её осталось немного. Мало кто себе представляет как сложно всё это делается.

Я покажу только основные этапы, а о чём-то просто скажу, потому что абсолютно всё рассказывать и показывать почти нереально или затянется надолго. Вы, наверное, видели мастер-класс по изготовлению простого колечка из серебра (не помню кто выкладывал), так и там масса операций, а тут на несколько порядков их больше.

Итак, что я взял для этого:

  • два острых пинцета;
  • остро заточенные ножницы;
  • кисть;
  • алмазный надфиль;
  • заготовка из серебра;
  • золотая проволока;
  • муфельная печь;
  • нефритовая ступка для размола эмали;
  • эмаль.

Почему именно золотая проволока, а не серебряная, спросите вы? Отвечу — так как основа у меня серебряная, в дальнейшем готовое изделие я буду золотить, а проволока для перегородок очень тонкая (0,04мм) и с торца позолота быстро слезет, потеряется эффект. Орнамент я отрисовал в программе для векторной графики Corel Draw, распечатал.

Начинаем набор

византия

визанстийский стиль

После того, как согнул, я каждый элемент припаивал по одному, да и то сложно, потому что иногда уезжают с места пайки. Причём, сначала лишь прихватывал в одном месте, затем после отбеливания прижимал и ещё допаивал. Каждый элемент приходилось паять от 3 до 6 раз.

Продолжаем набор

византийская эмаль

перегородчатая эмаль

горячая эмаль

Теперь заканчиваем набор и пайку и делаем пробник эмали. На пробник я положил и обжёг в печи несколько похожих эмалей, чтобы определиться с цветом и температурой плавления каждой.

ювелирное искусство

Ну вот выбрал из синих наиболее яркий и сочный цвет, эта эмаль оказалась наиболее тугоплавкой, с неё и начнём.

Кстати, к этому моменту прошло уже 5 дней. Я же вам показал лишь 6 фото. Ну сами попробуйте согнуть проволочку толщиной в волос да ещё чтобы по орнаменту. Малейшее дрожание руки, неосторожное движение и либо улетела проволочка, либо согнулась не так.

мастер-класс

Вот положил тончайшей кисточкой (три нуля) под микроскопом первый слой, положил кругляшку на сетку из нержавейки, покрытую слюдой, чтобы окалина не попадала от неё на изделие. Просушиваю... Это я описываю фото вверху.

Теперь пропускаю описание наложения ещё одного слоя синей эмали и начинаю накладывать белую поочерёдно докладывая синюю.

Теперь появляется голубая. Красную, как самую легкоплавкую, оставляю напоследок, потому что её легко можно пережечь

Так же несколько слоёв поочерёдно докладываю каждой с промежуточными просушками о обжигами. Ну и красная, которая сразу всё оживляет.

Теперь заканчиваю, докладывая все эмали. Когда все слои закончены, начинаю спиливать алмазным надфилем с водой.

Когда всё ровно запилил, получается вот это:

Поверхность матовая, её нужно сделать глянцевой. Для этого можно механически отполировать разными алмазными пастами, но это слишком трудоёмкий процесс. Я воспользовался так называемой «горячей» (или «огненной» её ещё называют) полировкой, т.е. вновь поставил в муфельную печь и обжёг. Правда, на этом всё не закончилось, пришлось ещё несколько раз подкладывать проблемные места, спиливать и обжигать, но в результате получилось вот что.

А это вам фото для сравнения размеров, чтобы понятно было. В левом нижнем углу лежат самые большие кусочки припоя (партинки называются), которые у меня остались после пайки.

Планирую этот «пятачок» использовать как вставку вверху какого-нибудь перстня. Возможно, если будет время, и боковины этого перстня сделаю в том же духе.

По этой же технологии сделан и крест, который есть у меня в магазине. Вот краткая его предыстория создания в фото:

P.S. Возможно, кто-то скажет, что всё криво-косо и будет по-своему прав. Однако, абсолютно идеально ровно и симметрично можно сделать только на станке. Я вообще люблю, чтобы в изделии чувствовалась рукодельность, чтобы оно было живое.

Комментарии (48)

Прекрасная и очень трудоёмкая работа! Такое терпение и любовь к своему творчеству! Браво!

Спасибо за МК! Да, такая кропотливая, трудоемкая работа! Очень понравился Ваш крест . Я думаю, по этой же технике делаются и бусинки - клуазоне.

Юрий Бессолов 30.05.2017

То, что я показал, это классическая эмаль клуазоне, а вот то, что показали Вы, простите, но никакого отношения к клуазоне не имеет.

Это китайская перегородчатая эмаль и тоже выполнена вручную. И так называется. Во всяком случае в закупках эти бусинки пишутся, как клуазоне.

Юрий Бессолов 30.05.2017

Прошу прощения, я несколько категорично выразился, сказав, " никакого отношения к клуазоне не имеет". Дело в том, что есть несколько разновидностей перегородчатой эмали, а также их сочетаний. Есть эмаль по скани (это именно то, что Вы продемонстрировали), витражная, есть с гладкими перегородками без запила и с оным. Так вот запильная перегородчатая эмаль это и есть клуазоне и только такая правильно будет ею называться.

Прелестно{#}

Восторг и мечта!!!))) Спасибо большое и больше материалов на эту тему!

Юрий Бессолов 29.05.2017

Будет! )))

Rozali 29.05.2017
Красота!

Колосальный труд!!! Пятный и познавательный МК!!! Благодарю!!!

Показать еще
Рубрики мастер-классов