Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Мода, стиль, тенденции > Amancio Ortega: революционер в мире моды

Amancio Ortega: революционер в мире моды

Виды творчества:   Разные виды творчества
Шитье

Мало кому известно имя Амансио Ортеги, основателя крупнейшей в мире модной индустрии группы компаний «Inditex», которая включает в себя бренды Zara, Massimo Dutti, Pull&Bear, Stradivarius, Bershka, Oysho, Uterque и Lefties .

По данным последних рейтингов Forbes, Амансио Ортега входит в тройку богатейших людей мира. Несмотря на этот факт, бизнесмен не выступает с публичными заявлениями и отказывается давать интервью. И всё же вдалеке от модных столиц — Парижа, Милана, Нью-Йорка — Ортега сумел построить свою модную империю, захватившую более восьмидесяти стран мира.

амансио ортега

Амансио Ортега  родился в марте 1936 года в маленькой деревне Бусдонго-де-Арбас на северо-западе Испании в семье железнодорожного рабочего. Несколько позже они переехали в Ла-Корунью, город с населением в 243 тысячи человек.  Скромного жалованья отца зачастую не хватало для обеспечения семьи, а дом Ортеги примыкал прямо к железной дороге и служил будкой для работников путей. 

Вероятно, Амансио продолжил бы дело отца, если бы не произошло  событие, перевернувшее всю его жизнь.  Возвращаясь из школы, тринадцатилетний Амансио стал свидетелем того, как его мать умоляла местного торговца дать ей кредит, но получила отказ. Ортега почувствовал себя таким униженным, что решил больше не возвращаться в школу и начать работать.

Мальчик устроился в небольшое магазин-ателье Gala и выполнял поручения  других сотрудников. Атмосфера, царившая в ателье, сформировала его отношение к работе как к важной деятельности, смысл которой заключается не только в создании прибыли. Амансио говорит, что хранит свой первый контракт от Gala как величайшее сокровище. Проработав в ателье год, Ортега устроился ассистентом в магазин более высокого класса — LaMaja.

zara

В 1972 году Амансио открыл свою трикотажную фабрику под названием Confecciones GOA.

Поначалу он вместе с женой Розалией шил одежду — ночные рубашки, халаты и женское белье — в гостиной собственного дома. Поскольку продукция очень хорошо продавалась, Амансио реинвестировал большую часть прибыли и быстро поднял мастерскую на ноги, а позднее нашел посредника, который выкупал весь произведенный товар. В 1975 году немецкий партнер неожиданно отменил заказ на крупную партию белья, в производство которого Амансио уже вложил весь свободный капитал. Для спасения бизнеса было принято решение продавать одежду самостоятельно без посредников, и 15 мая 1975 года на одной из улочек Ла-Коруньи был открыт первый магазин Zara. Первоначально Ортега хотел назвать магазин — «Zorba» — в честь персонажа Энтони Куинна из фильма «Грек Зорба», однако получить права на использование имени не удалось.

история успеха

«Быстрая мода»

Ключевым аспектом Zara стала продажа качественной одежды по доступным ценам. Основной группой потребителей была выбрана на молодежь. Кредо фирмы было описано в первом годовом отчете: «Задача Zara — «Демократизировать рынок модной одежды. Мы не  поддерживаем точку зрения, что мода — удел привилегированного класса, и, напротив, предлагаем доступную модную одежду «для улицы». Но такую, которая вдохновлена вкусами, желаниями и стилем жизни современных мужчин и женщин».

Успех компании принесла стратегия, которая противоречит большей части принципов создания цепочек поставок на рынке: Zara работает без посредников и агентов. В отличие от многих поставщиков одежды, Zara изготавливает одежду по большей части самостоятельно. Компания сама занимается закупкой материалов, дизайном, хранением, распространением и логистикой.

Ключевым моментом данной стратегии является скорость: на выпуск каждой новой модели, включая дизайн, производство и доставку в магазины, заложено не более 14 дней. Зарабатывая меньше на каждой вещи, Zara стремится продавать их как можно больше.

В Zara работают около двух сотен дизайнеров. Другим компаниям достаточно сложно выдержать такую гонку: в связи с тем, что на разработку дизайна уходит несколько месяцев, появление новых коллекций возможно только 2-3 раза в год.

Для розничных продавцов Zara действуют жесткие графики размещения заказа и получения продукции, на доставку в магазины должно уходить не более 48 часов. Компания распространяет новые модели ограниченными партиями и дважды в месяц обновляет ассортимент. Даже самые популярные модели не задерживаются на полках больше месяца. Таким образом подогревается интерес клиентов, тогда как другие магазины одежды клиенты помещают примерно 3-4 раза в год, в магазинах группы Inditex они бывают почти 17 раз в год. Zara стала синонимом понятия «быстрая мода».

Zara перевернула мир моды. Раньше выпуск коллекций происходил 2 раза в год, теперь половина компаний сегмента высокой моды, например, Prada и Louis Vuitton выпускают от 4 до 6 коллекций в год.

Взаимодействие и контроль

При разработке цепочки поставок Ортега применил модель вертикальной интеграции.

Данная система построена на трех основных принципах.

1) В системе коммуникаций Zara отслеживание продукции на всех этапах производства и продаж происходит в режиме реального времени. Благодаря этому возможна корректировка 40-50% изначальных заказов, в то время как другие компании могут позволить себе корректировку только 10 % заказов. Данный подход позволяет избежать перепроизводства продукции и распродаж.

2) Zara является владельцем практически всех магазинов, где продается ее продукция. Конкуренты компании работают, в основном, по системе франшизы, которая ограничивает влияние производителя на корректировку объема складских запасов в рознице. Таким образом Zara сама задает необходимый ритм движения информации и продукции.

3) Компания владеет собственными фабриками по производству одежды, самостоятельно обеспечивает себя текстилем и необходимыми красителями. Всё это помогает контролировать объемы и сроки выпуска для сохранения независимости от сторонних компаний.

Великий фальсификатор

Для завоевания симпатии покупателей, Ортега должен постоянно находиться на пике моды. Для достижения этой цели он использует весьма остроумный способ. Представители компании регулярно посещают модные показы в Нью-Йорке, Париже, Милане и Лондоне, и пока модели спускаются с подиума, делают снимки или зарисовки — и тут же отправляют их в головной офис в Ла-Корунью, где дизайнеры компании уже готовы к работе. Готовые выкройки сразу отправляются на швейную фабрику или женщинам-надомницам из окрестных городков и деревень, которые шьют быстро и качественно. Стоит отметить, что их работа обходится достаточно дешево, гораздо меньше оплаты, предусмотренной евростандартами.

И вот новая небольшая партия в считанные дни отправлена в магазины по всему миру, где ее уже ожидают верные бренду покупатели. Некоторые коллекции порой распродаются в течение одного дня. Однако ни одна модель, даже пользующаяся спросом, не находится в продаже больше четырех недель. Обновление в магазинах Zara происходит дважды в неделю, то есть около 100 раз в год. И каждый раз магазин получает до 200 новых фасонов.

Тактика адаптации чужих идей вызывает постоянные упреки конкурентов. Большинство из них недовольны тем, что аналоги их дорогостоящей одежды появляются в магазинах Zara раньше, и стоят гораздо дешевле, чем у них самих.

Итальянские модельеры негодуют, что тратят целое состояние на разработку нового фасона, а потом приходит Zara и забирает его бесплатно.

Но у представителей Zara всегда готов ответ: «Мы ничего не копируем, это было бы слишком грубо. Мы лишь используем некоторые общие идеи, но обязательно по-своему».

Например, в 2008 году с Zara безуспешно судился модный дом Christian Louboutin, который утверждал, что был нарушен его товарный знак. Zara выпустила туфли на очень высоком каблуке и с красной подошвой. При этом стоимость туфель от Zara составила около 100$, в то время как туфли от Christian Louboutin стоили более 1000$.

Впрочем, идеи конкурентов — не единственный источник информации для дизайнеров Zara. Ежедневно каждый магазин компании направляет в головной офис специальную сводку, в которой указывает наиболее частые пожелания клиентов относительно фасонов одежды, и доступ к этим данным можно получить в режиме реального времени. Читая такие сводки, каждый дизайнер понимает, какие идеи следует воплотить в жизнь.

Постоянный рост

Первый магазин Zara открылся в 1975 году в Ла-Корунье, а в 1980-х точки сети появились по всей Испании. Однако этого было мало, и Амансио Ортега решил завоевать все модные столицы. В 1988 году открылся магазин Zara в Португалии, в 1989 году — в Нью-Йорке, в 1990 году — в Париже. В России первый магазин сети появился в 2003 году.

«Даже когда я был никем и у меня практически ничего не было, я мечтал о развитии и росте. Мы никогда не почивали на лаврах и не выбирали легких путей. Оптимизм может быть очень негативной эмоцией. Нужно рисковать! Каждый день появляются новые идеи, и у нас нет никаких предустановленных планов. Рост — это механизм выживания. Без роста компания умирает», — уверен Амансио Ортега.

К середине 1980-х годов пришло понимание, что один бренд не сможет удовлетворить потребности всех категорий населения, поскольку в Zara одевались в основном женщины среднего класса.

Именно поэтому в 1991 году был создан молодежный бренд повседневной и недорогой одежды Pull&Bear. Затем в группе компаний появился бренд Massimo Dutti, предпочитаемый клиентами с доходами выше среднего. В 1998 году появилась Bershka, предлагающая одежду для юных тусовщиц, а в 1999 году был куплен главный конкурент на подростковом рынке одежды — сеть Stradivarius. И на сегодня Inditex — это крупнейшая группа компаний на рынке одежды, которая включает в себя 6777 магазинов в 88 странах.

В 2001 году Ортега разместил четверть акций холдинга Inditex на открытом рынке и спрос оказался настолько велик, что курс акций практически мгновенно взлетел на 22%, капитализация компании превысила миллиарды долларов. Это был прорыв.

Есть у испанского магната и другие ценные идеи. Одна из них — производство изделий малыми партиями. Благодаря этому отпадает нужда в просторных складских помещениях, что сокращает в свою очередь расходы на инвентаризацию.

Вторая – отказ от трат на рекламу, в Inditex они не превышают 0,3% от оборота. Ортега считает, что гораздо более надежной является информация, передаваемая из уст-в уста.

И особая фишка — витрины, которые стали настоящей визитной карточкой Zara. Витрины магазинов буквально завораживают, это признают и конкуренты компании. По словам эксперта рынка моды Доминико де Соль из компании Gucci, его всегда поражал высочайший уровень искусства, с каким дизайнеры Inditex оформляют свои магазины, витрины и стенды, где элегантность и оригинальность подчеркивается уникальным освещением.

Несмотря на головокружительный успех, Ортега ведет абсолютно нормальную, спокойную жизнь и не устает повторять, что он, в сущности, обычный человек. Хотя в последние годы Ортега все же пытается почувствовать вкус жизни и отдохнуть от работы: он проводит время на яхте «Валория», но не отправляется в далекие круизы. Как правило, он отходит от берега на пару миль и размышляет в одиночестве.

 Более подробно узнать о других тайнах Zara и ее создателя — Амансио Ортега, можно прочитав книгу Кавадонги О`Ши «Феномен ZARA».

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email