Военный планшет: история мужественного аксессуара

Более 100 лет назад в военном обиходе появилась такая вещь как планшет. Несмотря на то, что технологии постоянно развиваются, без полевой сумки или планшета и сегодня не обойтись офицеру. Как и раньше, он служит сейфом в полевых условиях для документов и письменным столом, на котором принимаются важные решения на бой. Само по себе слово "планшет" не совсем правильное: если быть точным, есть два понятия — офицерская полевая сумка и палетка. Палетка изначально предназначалась для хранения карт и сама по себе двухстворчатая, состоит из целлуидных пластинок и матерчатых прокладок. В некоторых документах палетка пишется через "о". 

палетка, сумка времен войны, ташка 

По планшету и портупее сразу было понятно, что владелец из командного состава, это делало его мишенью для противника. У простых солдат не было планшетов, им запрещено было носить с собой карты, а документы они хранили в нагрудных карманах гимнастерки. В полевых условиях командиры подписывали приказы, подкладывая полевую сумку. Фашисты хорошо разбирались в амуниции советской армии и поэтому целились в первую очередь в командиров. Многие офицеры надевали полевую сумку, когда шли на доклад к начальству.

В целях маскировки был издан приказ о том, чтобы простые солдаты носили полевые сумки, также было засекречено количество произведенных планшетов, чтобы враги не могли просчитать численность командного состава. Хранились изделия на кожевенных заводах и выдавались по мере надобности.    

полевая сумка, военная сумка, гусарская сумка  

В русской армии начала 19 века по военной сумке можно было судить о чине ее владельца и о принадлежности его к тому или иному полку. Ташка — прародительница офицерской полевой сумки (от французского tache или немецкого tasche — "сумка") — была яркой и важной составляющей экипировки гусаров. Ташка представляла собой пятиугольный "карман" из кожи и сукна, ее украшала  богатая вышивка. У высших чинов расшивка делалась золотыми или серебряными нитками, у солдат и унтер-офицеров — белым или желтым шнуром. Изготавливали иэти изделия на заказ специальные мастера. У каждого полка были ташки своей расцветки. Например, во времена Александра I в Белорусском, Сумском и Изюмском гусарских полках ташка была красного цвета с белой выкладкой и белыми инициалами под короной — "А I". Некоторые знатоки военной формы считают, что ташка — декоративный элемент экипировки гусара.

сумка командира, сумка из кожи

Полевая сумка того времени была объемной — на "гармошке" из трех складок, в ней помещалось больше предметов. Палетка иногда прикреплялась к полевой сумке карабинами. Сумка с палеткой стали частью амуниции командиров Красной армии в 1932 году, когда вышел приказ о едином походном снаряжении. В комплект снаряжения входили поясной ремень, два задних и два передних плечевых ремня, кобура для револьвера, полевая сумка, палетка, револьверный ремень, чехол и шнур для свистка и прочее. Каждая деталь, количество креплений и кнопок тщательно оговариваются в документе.

кожаная палетка, кожаная сумка

Палетки для летчиков несколько отличались, они были немного крупнее и карты у них больше, в обычный формат плохо помещались. Сумки и палетки времен войны изготавливались из яловой кожи, обычно темно-коричневого цвета. Носили их двумя способами: с двумя плечевыми ремнями и с одним. Носить сумку и палетку вне службы не разрешалось. В наши дни подход к военному обмундированию изменился, потому что численный состав армии резко возрос, обмундирование стали упрощать. 

С окончанием войны планшеты стали ценными трофеями для детей, особенно когда доставались от отца или деда — радости тогда не было предела. Со временем полевая сумка и палетка вернулись к своему прежнему виду. Сумки для высшего командного состава армии потихоньку стали приближаться к портфелям — в них входит чуть ли не формат А3. Сейчас среди любителей исторических военных вещей и коллекционеров старые офицерские полевые сумки пользуются популярностью.

полевая кожаная сумка, история военной сумки 

Комментарии (15)

Интересно{#} дома лежит, оказывается, почти раритет

Интересно, спасибо. У меня хранится такая палетка с целлуидными пластинками и матерчатой прокладкой, как на первой картинке. Папа называл эту вещь планшетом. Правда отвалился кусочек хлястика с металлическим наконечником, на который закрывался планшет. Бережно все храню.

Пожалуйста.

В армии пришлось тоже потаскать сей предмет, правда уже из кожзама. Всё время чувствуешь что на тебе что-то висит на тонкой лямке и мешается. Преимущество планшета это что в него можно делать полезные заначки в виде например, майонеза, шоколада, сигарет и т.п. Вот другое дело автомат Калашникова - большой, тяжёлый и очень полезный предмет!

В полевой сумке военного времени полезные заначки были несколько другие - линейка, компас, курвиметр, перочинный ножик и.т.д. Думаю, еще от майонеза с шоколадом они бы точно не отказлись)). Хотя, может у них тоже были заначки подобного рода.

Очень интересно!!! Спасибо прибольшущее!))

Вам спасибо, за комментарий)).

Спасибо за экскурсию в военное прошлое планшета и портупеи.

Очень интересно!

Как раз вчера читала на сайте о фильме "Место встречи изменть нельзя", что портупея Шарапова в фильме более позднего периода, чем конец войны. Захотелось изучить тему, а тут Ваша публикация).

Пожалуйста. Приятно, что тема заинтересовала.{#}

сейчас планшшет ассоциируется больше с техническим устройством)) особенно когда смотришь старые военные фильмы и на фразе: " Достаньте планшеты", невольно возникает мысль: откуда у них в ту пору планшеты?

Согласен. Точно также, как "блокнот" переводит на английский как "notebook")), тоже интересные ассоциации.

Спасибо большое за интересную публикацию!{#}

Пожалуйста, благодарю за отзыв.

Благодарю! Интересно, исторически{#}

Спасибо большое. Как писал уже ранее, тоже много узнал.