Обновление пароля

 >  >  >  > Люди одной кнопки и «систематическая ошибка выживших»

Люди одной кнопки и «систематическая ошибка выживших»

Виды творчества:   Разные виды творчества
Люди одной кнопки и «систематическая ошибка выживших» | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В прошлом году я написала на конкурс публикацию «К вопросу о ценооборазовании или сколько стоит Ваш трудовой час». Эта публикация вызвала большую дискуссию, и мастерами был поднят целый пласт проблем, ответить на которые мне в тот момент было еще не просто. По прошествии этого года у меня понемногу набрался материал для продолжения разговора. Но хотелось бы сразу предупредить, что беседа повернет совершенно в другое русло.

Сначала хочу напомнить и выделить несколько моментов, на которые уже было указано в предыдущем материале и которые представляются мне наиболее важными. Я не хочу никого вводить в иллюзии. Если речь пойдет о кризисе, то современный кризис имеет совершенно отчетливую природу. С начала 90-х годов у нас закончился социалистический период и произошло расслоение общества на богатых и бедных. С тех пор эта пропасть все растет, а это значит, что богатые становятся еще богаче, а бедные еще беднее. Такова суть капиталистического бытия. Но с одной оговоркой. В 21 веке в этот процесс вмешался научно-технический прогресс. В настоящий момент бедность больше не подразумевает то, что было 100 лет назад, когда голод – полное отсутствие пищи, а холод- практически полное отсутствие крова и одежды на зиму. Все необходимое для поддержания существования печатает одна огромная машина под названием «промышленная технология». Или, как говорится в одной нынешней поговорке: для современной экономики нет ничего страшнее китайцев… ой, нет, уже есть! Китайцы с 3D принтером! И это приводит, в частности, к тому, что в развитых странах немалый процент населения становится трутнями, согласными жить на пособия по безработице. А зачем? И так все необходимое для поддержания жизни дается.

Итак, в мире сегодня производится товаров потребления в несколько раз больше, чем может потребить все человечество вместе взятое. В связи с чем самый мучительный и насущный вопрос, одолевающий любого производителя — как продать свой товар? Как ЗАСТАВИТЬ людей приобрести у тебя, именно у тебя, твой продукт, чтобы получить возможность приобретать у других их продукты. На эти вопросы есть уже немало «ответчиков», носящих малопонятное название «коуч», попросту означающее «тренер». И, как это ни парадоксально, работая коучем, вы можете заработать себе на квартиру в Москве, как одна моя знакомая, бывшая ювелиром в Свердловске, затем увлекшаяся йогой, переехавшая в Москву на ПМЖ и в конце концов переквалифицировавшаяся в коуча. Когда она приехала к нам в город навестить родителей, я по старой памяти зазвала ее ко мне в мастерскую на чашечку кофе. Не прошло и пяти минут, как старая знакомая начала пытаться меня «откоучить» на предмет повышения моей эффективности. Я аккуратно постаралась отжать этот процесс, сообщив, что меня все в моем образе жизни устраивает. В ответ ВНИМАНИЕ! ШИКАРНАЯ ФРАЗА! «Надо понять, почему ты не хочешь развиваться…» Вот это ход! Нам до них еще расти и расти! Я даже ошарашена была на некоторое время от такой постановки вопроса. Но, мысленно помотав головой, приняла вызов и попыталась спокойно и обстоятельно разложить, что я подразумеваю под оптимальным образом жизни. Через 3 минуты ей стало вдруг некогда, ну совсем некогда, надо срочно убегать! Вот и все.

Ну что же! Тема поднята. Вопрос ребром. Что хотим?

Здесь, на «Ярмарке Мастеров», собраны очень разные люди, с разным менталитетом, уровнем образования, амбиций, укладом жизни, вероисповеданием… Что общего? Все производят не поточный товар и стараются таким способом обеспечить себе достойное существование. Почему выбран именно такой способ заработка? Если говорить обобщенно, то большинство мастеров стремятся к некоей автономности существования. Жить в таком режиме, который зависит от тебя самого — как потопаешь, так и полопаешь — имеет свои несомненные плюсы. И, не стану скрывать, для меня эти плюсы существенно важны. Они в моем случае перекрывают все минусы. Для кого это может иметь такое большое значение? Для тех, кто хочет сам управлять своей жизнью. Быть как винтик вставленным в систему, значит ехать в общем поезде и к той цели, к которой поезд движется, хочешь ты этого или нет. А если в один прекрасный день ты поймешь, что твоя цель в другом направлении, и поезда туда не ходят? Ну что же, если цель важная, значит надо слезать с поезда и топать пешком. Пеш-коооом? Как пешком? Я не могу, то есть, не хочу… я не умею…

Так? Ну, вот, возникает определенный выбор. Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — кошелек потеряешь, прямо пойдешь — жизни лишишься… Пойду все-таки направо. Без коня.

Без коня — медленно. И очень не легко. Рюкзак плечи тянет. А тут сзади какой-нибудь хитробай на тройке догоняет. Ты чего так тащишься? Позолоти ручку, и я тебя мигом научу, как быстрее добраться! Видишь, я уже на трех коней заработал и ты сможешь, не сомневайся!

В качестве аргументов у него в запасе стописяттыщ историй успешных заводчиков коней. Внимание! Здесь скрывается западня. Заглянем в Википедию.

Системати́ческая оши́бка вы́жившего (survivorship bias) — разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе («выжившим») есть много данных, а по другой («погибшим») — практически нет. Так что исследователи пытаются искать общие черты среди «выживших» и упускают из вида, что не менее важная информация скрывается среди «погибших».

продажи, ошибка выживших, конкурс публикаций 2017, все о продажах, конкурс, авторская публикация, авторская публикация 2017

То есть, опираться на истории чужого успеха для того, чтобы воспользоваться их опытом и получить такие же результаты — верх неблагоразумия.

Как пишет психолог Даниель Канеман (Нобелевский лауреат) в своей книге «Думать быстро и медленно», «если глупое решение привело к успеху, потом оно вспоминается как гениальное». Он утверждает,  что перед тем, как начать повторять историю известной компании, стоит вернуться в те времена, когда компания только зарождалась, и спросить себя, были ли последствия принятых решений предсказуемыми. Если нет, то, скорее всего, то, что вам теперь кажется последовательной стратегией, на самом деле является совокупностью хаотичных действий. Вывод, который делает Канеман, звучит так:

«Если собрать все истории успеха вместе и пристально на них посмотреть, вы поймете, что общего у них только одно: им лихо подфартило».

Так что, если вы основываете свои знания о том, что стоит делать, на суперуспешных примерах, если вы штудируете книги, описывающие в деталях компании, которые потрясли весь мир, ваше знание о мире будет чрезвычайно однобоко и чудовищно неполноценно. А стоит обратить внимание на неудачи, послушать о провалах, подумать, что они могут сообщить.

Не будем людьми одной кнопки, поговорим немного о неприятном?

Что происходит с продажами на выставках и почему? Кризис? Конечно, кризис. Кризис перепроизводства низкопробного товара. В наш город ежегодно приезжает «Симфония самоцветов». Когда впервые эта выставка появилась в Сарове, пробиться к столам с экспонируемым товаром было просто невозможно. В зале яблоку негде было упасть. Толпы народа валили и валили все четыре дня выставки, и даже в самые последние минуты работы все еще от стола к столу переходили покупатели с деньгами в руках, стараясь успеть купить желанную вещь. Те времена безвозвратно ушли. Сегодня я никак не возьму в толк, как продавцы еще соглашаются на эти поездки. Заработки давно уже превратились в убытки, а они все продолжают курсировать по стране, с унылым и скучающим видом сидя за столами из года в год. От своих клиентов я давно знаю, что никто из них на эти выставки не ходит, потому что смотреть там больше не на что. Интересные мастера и работы исчезли, везут голый китайский ширпотреб и низкопробщину. Об искусстве и речи нет.

Я сама начала принимать участие в выставках около 5 лет назад, когда как раз только пошел спад активности. И вот, в памяти остался очень характерный эпизод. Подошла к моему стенду эффектная, дорого одетая дама, лениво окинула взором работы, немного задержалась на них вниманием, затем, небрежно обернувшись ко мне, (жаль, текст не может передавать интонации) проронила, как бы себе под нос: «Да, работы на высоком уровне… но я у вас ничего не куплю».

Мне стало очень любопытно продолжить беседу.

— Интересно, почему же?

Ответ был чрезвычайно познавателен. Она что только по плечику меня не похлопала небрежно.

— Милая моя! Я здесь уже 15 лет! Я за это время себе уже столько всего накупила, что не вынашиваю!

Она уже НЕ ВЫНАШИВАЕТ! Какое милое новое словечко! То есть, у нее количество изделий превышает ее возможности их демонстрировать!

Глядя на полупустые проходы между выставочными стендами, на грустных подавленных мастеров, приехавших из глубинки с оптимистическим настроем получить хоть маленькую, но прибыль, а впавших в убытки, отчетливо начинаешь понимать, что у всего есть предел. Люди ропщут на устроителей выставок, что те сэкономили деньги на рекламе, что работают, лишь бы свой карман набить, но на самом деле причина глубже. Просто у rich-класса наступило пресыщение. Патриции пресытились, а народ обнищал. Вот она — капиталистическая вилка 21 века.

И ничем уже не спасти положение. Снижение цен не поможет. Дешевле китайцев с 3D-принтером никто работать не сможет. Тем более вручную. «Меги» и «Икеи» удовлетворяют почти все ниши спроса на товары легкой промышленности. Я хочу как можно более доходчиво сформулировать свою мысль. Сейчас производителей во много- много раз больше, чем потребителей!

Смекаете, в чем проблема? НЕКОМУ покупать все то, что продается. Очень много товара НИКОГДА НЕ БУДЕТ КУПЛЕНО! Ведь НИКТО НЕ СЧИТАЕТ, нужно ли столько зубных щеток или шнурков для ботинок! Не оглядывается на статистику, а сколько вообще в мире уже произвели… Все просто гонят потоками товар, вагонами, рефрижераторами… Варит горшочек и варит себе, как в сказке. Повысилась производительность? Значит, будем производить и производить.

А люди уже ошалели. На всех хватает: и на богатых и на бедных. Дети на Новый год не хотят конфетных подарков, заелись сладостями. Детдомовцы выпрашивают в подарок айфоны и пишут письма с просьбой положить денег на интернет…

Хватит? Страшно?

И мне страшно, а что делать? Жить-то все равно надо. Как поет Меладзе, принцев мало и на всех их не хватает… Реальность, она очень реальная. Отрезвляющая. Без розовых очков. Кто-то в этой гонке будет «погибшим». 

В нашем случае «погибший» — это просто мастер, не сумевший наладить системный сбыт своих товаров для самообеспечения. И таких «погибших» будет как на войне. А еще лучшее сравнение, как в океане. Кит поедает планктон. Надо же ему для жизни кушать много планктона. А корпорации кушают нас и не давятся, хочу заверить. Им совершенно нет дела до того, сколько планктона падет в желудке кита.

Ну и как же, спрашивается, в этой ситуации нам быть? Планктоном чувствовать себя не приятно. И ведь русские так просто не сдаются! Человек не рачок какой-то океанический. Он может и сразиться с судьбой. Ну что же, будем сражаться.

Продолжение следует.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!