Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Воины художника Гелия Коржева

Воины художника Гелия Коржева

Виды творчества:   Живопись и рисование
Живопись и рисование > Живопись
Воины художника Гелия Коржева | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В мае прошлого года, в преддверии дня Победы, мы с мужем посетили выставку Гелия Коржева. Были очень впечатлены работами Мастера. После выставки я нашла в интернете сайт с полным (насколько я поняла) перечнем его работ, посмотрела видео с его интервью и решила для себя, что он великий художник и настоящий человек.

Конечно, картины лучше видеть вживую. Во-первых, они большие — например, портрет солдата «Следы войны» — 200х150 см, и маленький экран монитора не передаст впечатления от настоящей картины в полном размере. Во-вторых, вот не люблю всякую эзотерическую лабуду, но по моим субъективным ощущениям, у картин Коржева мощнейшая светлая энергетика: перед выставкой я посмотрела некоторые картины в интернете и думала, что они производят тяжёлое, может быть, даже неприятное впечатление, но напротив, когда я увидела их вживую, они вызвали во мне какой-то душевный подъём и оставили светлое чувство. Кстати, Коржев всю жизнь делал то, что ему нравилось, он практически не работал на заказ: с Союзом художников он заключал договора, согласно которым писал картины на свои темы.

Когда началась война, Гелию Коржеву было 16 лет. Испытания военного времени оказали на него огромное влияние и во многом сформировали его как человека и художника. Как сам он сказал в одном из интервью: «Мы — поколение, пронизанное войной. Часть из нас воевали, часть нет. Но мы все воспитывались в этой атмосфере». 

Серия «Опалённые огнём войны». Проводы. Масло, холст. 200х200 см. 1967 г. Государственный Русский музей (Санкт- Петербург).

 победа

Встреча. 100×140 см. 1972 г. Собственность семьи.

 гелий коржев

Заслон. Из серии «Опалённые огнём войны». Масло. 1967. 333 x 202. Киевский музей русского искусства.

Люди, выставленные фашистами как живой заслон. Даже естественный страх перед смертью не убил в людях человеческое достоинство, не лишил их мужества.

коржев

Серия «Опаленные огнем войны». Следы Войны. 200×150 см. 1965 г. Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт- Петербург).

«Когда я делал своего «Обожженного» для триптиха, то для меня это был человек, прошедший через трудную жизнь. И в ней он, видимо, вел себя достойным образом и остался Человеком. Таким он должен был и предстать перед зрителем. Пусть герой, а это действительно герой, искалечен физически, но внутри самые высокие качества души взяли в нем верх навсегда… Чтобы показать их, я отбрасывал в картине все лишнее с моей точки зрения. Мой обожженный предельно статичен. Я сделал это умышленно, чтобы ничто лишнее, второстепенное не мешало зрителю видеть и понимать характер героя, а за рамой сложное, напряженное, не замирающее движение жизни».

день победы

Влюбленные.156×207 см. 1959 г. Государственный Русский музей (Санкт- Петербург).

Коржев вспоминал: «В картине «Влюбленные» есть отзвук войны. Она создавалась очень мучительно. Мне представилась сцена: берег моря, две фигуры, мотоцикл. Это как-то увиделось сразу. Но кто эти люди, какая их биография — я не знал. И композиция не завязывалась. Я долгое время работал рядом с очень скромным человеком, который поразил меня позитивным отношением к своему труду, добросовестностью и каким-то умением отдаваться ему целиком, забывая самого себя. И вот, приглядываясь к нему, я увидел в нем одного их тех, кто всю свою жизнь отдал своей стране, своей партии, своим идеалам, никогда не требуя что-либо для себя лично. Человек этот — живая история страны. Совсем молодым человеком, почти мальчиком, он ушел на гражданскую войну, потом организовывал колхозы. Когда началась Вторая мировая война, ушел добровольцем в ополчение, был ранен. И вот жизнь этого человека, так тесно переплетенная с жизнью России, показалась мне интересной и значительной. Я понял, что такой человек мне близок и дорог, и он стал моим героем в картине. Мой замысел наполнился смыслом, появилось содержание, и картина ожила».

Облака, 1945. 200х×190 см. 1985 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия).

«Война кончилась. Он без ноги, но счастлив - облака, травой пахнет: жизнь победила», — так комментировал картину сам Коржев. Я вижу людей, прошедших бок о бок большой трудный путь, внутренне свободных, сохранивших достоинство и любовь к жизни.

победа

Старые раны. 200×209 см.1967 г. Государственный Русский музей (Санкт- Петербург).

Не спится старому солдату — раны болят.

Серия «Опаленные огнем войны»: Тревога. 200×150 см. 1968 г. Музей Русского искусства, США, Миннеаполис.

Юная голубоглазая девушка (моделью была дочь художника) с лёгкой задумчивостью смотрит вдаль.На плече рука деда (Коржев часто писал своего отца). Его лицо выражает тревогу за молодость, не знающую жизни.

Завершить эту публикацию хочется словами Коржева: «Русские художники завещали нам любовь к человеку и к правде жизни. Завещали никогда не ставить себя над ними, никогда не позволять себе относиться пренебрежительно к ним, а всегда быть полными веры в них, любви к ним и глубокого уважения». 

С Днём Победы вас. Победы Добра над Злом.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email