Впечатляющие автографы на стенах Рейхстага

Впечатляющие автографы на стенах Рейхстага | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Десять лет назад  Рут Вальтер — моя немецкая бабушка, как я её называю, рассказала мне, какое неизгладимое впечатление произвела на неё в своё время экскурсия по зданию Рейхстага в Берлине. Нет, её потрясло не само здание с его необычными архитектурными сооружениями, не его масштабы, а всего лишь несколько стен и ниш коридоров с многочисленными надписями советских солдат, оставленные ими там в конце войны, в мае 1945 года. Когда она показывала мне фотографии стен Рейхстага с надписями на русском языке, в её глазах стояли слёзы: «Они ведь сражались не только за свою Родину, но и за нас тоже. Рискуя своими жизнями, они подарили нам мир». А меня в свою очередь потряс не столько факт оставленных надписей, сколь то, как об этом говорила немка, пережившая войну. 

Некоторое время спустя я познакомилась с сотрудницей Рейхстага и побывала там по её приглашению. Я прошла по всем коридорам, где на стенах сохранены автографы советских солдат и была впечатлена, тронута, потрясена и горда увиденным. 

Чуть позже у меня появились некоторые материалы о первых ветеранах, которые побывали в Берлине, посетили здание Рейхстага и обнаружили там свои фамилии. На основании этих материалов и рассказов мы тогда опубликовали несколько статей в Ростокской русско-немецкой газете.  

Я хочу вас познакомить только с небольшими выдержками из тех статей и фотографиями с автографами наших солдат,  которые я сделала во время посещения Рейхстага.   

«Первым из советских солдат нашёл свою подпись в 2001 году Борис Сапунов. В то время президент Бундестага Вольфганг Тирзе распорядился задокументировать в архиве Рейхстага этот, первый на тот момент, случай.»
Вот уже почти четыре года как не стало Бориса Сапунова. Он был главным научным сотрудником отдела русской культуры, заведовал аспирантурой Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, доктором исторических наук. Многократно приезжал в Берлин. 

день победы

Немецкие газеты, журналы, радио и телевидение очень широко освещали эти моменты. Вот одна из статей о Б. Сапунове с заголовком «Победитель возвращается назад».

02.04.2004 года нашёл свою подпись Борис Золотаревский. В 15 лет он ушёл на фронт, в 17 дошёл до Рейхстага, стал инженером и сейчас живёт в Израиле. В своём письме в Бундестаг он писал: 

«Недавнее посещение Бундестага произвело на меня столь сильное впечатление, что я не нашёл тогда нужных слов для выражения своих чувств и мыслей.
Я очень тронут тем тактом и эстетическим вкусом, с которым Германия сохранила автографы советских солдат на стенах Рейхстага в память о войне, ставшей трагедией для многих народов...
... Для меня была очень волнующей неожиданностью возможность увидеть свой автограф и автографы моих друзей Матяша, Шпакова, Фортеля и Кваши, с любовью сохранённые на бывших закопчённых стенах Рейхстага.
С глубокой благодарностью и уважением Б. Золотаревский» .

победа

Борис Золоторевский (в центре) во время посещения Рейхстага. 

9 мая

Сестра Бориса Золоторевского живёт в Берлине и несколько лет назад мне довелось побывать у неё в гостях и по скайпу даже пообщаться с самим Борисом Золоторевским. Она любезно позволила мне сделать копии нескольких фотографий, документов и воспоминаний. Своих и брата. 

Людмила Носова побывала в Берлине в апреле 2005 года, в честь 60-ой годовщины освобождения из концентрационного лагеря. Она приехала с группой женщин из Украины, которые пережили Равенсбрюк. 
Во время посещения Рейхстага она оказалась возле стены северного крыла здания на первом этаже и сообщила, что её муж тоже здесь расписался. Во время штурма Рейхстага ему Алексею Носову едва было девятнадцать. После некоторых поисков имя было найдено. Большими буквами, кириллицей на стене было написано «Носов».

праздник победы

Общение с женщинами, благодаря которым я узнала о надписях, их отношение к автографам на стенах Рейхстага не смогло оставить меня равнодушной. Сделав фотографии стен, на которых сохранены надписи, я составила тогда список всех читаемых фамилий, фраз. Более 300.

Это исторически уникальная память о солдатах и офицерах советской армии, которые дошли до самого Берлина. К сожалению, многие из этих солдат, так никогда и не узнали, что их имена на Рейхстаге сохранены, и спустя 72 года всё ещё читаемы. Другие же не знают об этом просто из-за отсутствия информации. Ведь увидеть эти автографы можно только побывав в самом здании Рейхстага. 

Возможно, кто-то из вас прочтёт родное, знакомое имя и будет знать, что память об отце, о деде или прадеде в виде его автографа запечатлена на стенах Рейхстага!  

Касьянов 
Борис Т.
Сталинград

9 мая 1945 г. сталинградцы в Берлине! 
капитан Чистяков
капитан Рубцов П.А.
л-т. Черк(а) (Г) 
л-т. Габидулин
л-т. Менее(в)
серж. Попов
серж. Серк(п)ов
серж. Мухин

Чеканов Иван 
......................
Сталинграда

Сталинградцы 
Шпаков П.
Матяш
Золотаревский 

история

Сталинград-Берлин 

капитан
Шахрай

Был здесь
Леонов Иван Борисович
Сталинград 
...................
Пишите

Здесь были сталинградцы Попов, Душкова, 
9.5.45 г. 

Москва — Берлин 
З.Н. П.С. Соколов

Юфа из Москвы

Ромашков 
Москва

Шуман Н.К. 
Москва

Москва — Смоленск — Берлин гвр. Мухин А. А г. рожд 1923
9/V 45

Москва — Калуга
Ерохин В. Калинин С.П. 

Москва Канцелярский 30.5.45

Москва 
Походаев
Реманчиков
Моджитов
Кизи...
10-06-45

Павлов П(?) Н. 
Москва — Берлин и обратно Берлин — Москва

Тут был парень из Кускова — Мезенцев Д.А.(?) 

Москва — Берлин пройденный путь л-т (К?)авид.....ин 

Здесь был 9/V 45 г. 
из Ленинграда Чи(е)(а)лков, Валент
Алекс

За Ленинград заплатили полностью 
Сапожков И.
...ечишин

Панфилов (Тихвин) 
2-5-45 Ленинград 2-5-45
Косо(у)ров Юдичев Бескровный

Ленинград — Берлин
Погросян Иван.....
13.5.45

Слава штурмовикам
1— мл — л-т Иванов Е. Ленинград
2 — мл — серж. Надтафов Баку
3 — ......Мар(ше)иненко .... Прилук.
4 серж. Татаркин Курск

Братья славяне полностью расплатились за Ленинград Максимов И.Г. 

Здесь был гвардеец — .............
Ба(о)ла(о)банов
Ленинград — Берлин 

Выборг — Берлин 
Прилуцкий

Слава Сталину
его офицерам и солдатам
Ромашенко(?) Бойко
Киев .... 45

Киев 13 мая
Дворн... В.Т.

Тула — Бочков
Киев — Фёдоров

Донбасс 
Тодоров В. А.(?)

Донбасс — Кошик
Градине.. на Полтавщине
Г.К. Переверзев Курск

Дёмин
из Харькова

Харьков Носик

Зайцев Григорий здесь 
Харьков — Берлин

Саратов-Берлин Факи.. 9/5 

Берлин 31 мая 1945 г.
Одессит Печкин Г.
Ленинградец Житмарёв 
осмoтрели развалины Берлина остались весьма довольны

Одесса — Берлин Гринберг

Варваров В.А.
Кр.-луч 

(Н)ебченко из Украины

Днепропетровск
Шер(е)(с)тюков А(?)

Днепропетровск
Потоцкий

Чкалов
Тимохин
24.5.45 Kривой Рoг-Орджиникидзе — Берлин
Гироль М.Л(?) 

Леви
Михаи(л)
Керчь

Лида Антонова г. Ялта

Запоро...
Муся

Сегодня 21-5-48 были снова здесь: Лаптев Ю.А. из г. Свердловск
Шутяев В.В.Ф. из г. Курск

Брест-Луцк-Львов-Берлин 5/V
Серж Попов А.В. 

Здесь был белорус Ванькевец К.Л. 

Токин Василь Гомель

Нерсесян Н.Г. 
3.5.45 г.
Ереван

Я тоже из Еревана 
комсомолка

Грозный 
Хрусталёв

Кавказ — Берлин 
Торасенко Константин Федотович

Здесь были ..... 
Ахвециани— Кавказ

Андреев 
Кавказ + Берлин

Соколов Ялда 
Кавказ 

Кавказ Берлин Рейстах Мальченко
Иван

Картавых. Грозный — Берлин 

Кавказ — Читьян 

Здесь были связисты майора Лихненко 
Кавказ — Сочи — Варшава — Берлин — Эльба

Пришёл из Kавказа

Маго Алиев из Кисловодска 

Н.Т. 
Долженко. Владимир
Нальчик

Тбилиси — Берлин 
Колесников

Маргирут
Тегеран — Баку —Берлин 

Слава штурмовикам
1 — мл — л-т Иванов Е. Ленинград
2 — мл — серж. Надтафов Баку
3 — ......Мар(ше)иненко .... Прилук.
4 серж. Татаркин Курск

Джилинбаев А. 
Алма — Ата — Берлин 
Савельев

Симоно(?)в из Татарии 

Г. Мары Кобее 

Машарипов(?) из Туркмени 6/5 45 

Сальск
Берлин
Таек...
Фёдор ...
Ростов
Росино...

От Шахты «Артём» до Берлина
Винокурова Т.В.  

наша история

Ще(го)льков 

Клименко
Ростов

Были сибиряки
Борисенко П. Ф.
Фидосеев С. Н. 

Сидор(?)енко(?)
г. ..... Сибирь

Квашнин 
Сибирь

Здесь были Т. А. Жуко....
с Алтая

г. Чита
Радишевский
9/v 45

Новосибирск — Харьков — Одесса
подполковник Кул...
22/V 45

Военные железнодорожники от Хабаровска до Берлина
1. Стужнев
2. Доп(н)ов
3. Ермоленко
4. Звуков
(1) 6.5.45

Здесь были из Орла
Гапонов
Каничев
Савой

Торопов 
от Орла до Берлина

Голубев А.А. — г. Калинин

Стрельцова — Урал 
Буробина — (?)Казань(?) 

Мордовия 
Абрамов(?)

Туапсе — Берлин
Код(л)онский Б. Ю.

1949 г. (роспись)

Омск
Берлин
Швец

Тарабурин Горький

Здесь был Сатаров 
г. Горький 

Астрахань
Шевеле(в) П.А.(?) 20/мая

Зайцев Григорий здесь 
Харьков — Берлин
Саратов — Берлин Факи... 9/5

Донбасс — Кошик (2465)

Градине.. на Полтавщине
Г.К. Переверзев Курск 
VII / 45 Посещение ...... из города Свердловска в лице капитана Телятова, Жарковой, Афанасьевой и Гаре(меко). 

рейхстаг

 С Праздником великой Победы!

Комментарии (112)
Ирина Тивкова 12.05.2017

Инна, спасибо Вам!!!

Ирина, была рада поделиться!

Спасибо огромное за публикацию! Сердце наполнились гордостью за земляков - харьковчан, дошедших до Берлина!!! Мои дедушка и бабушка по материнской линии в 41 году в возрасте 17 лет были угнаны на работы в Германию. Знаю, что в мою молоденькую бабушку Прасковью влюбился немец и предлагал выйти за него и остаться в Германии. Но она отказалась и при первой возможности уехала на Родину. В голодный, холодный разрушенный Харьков...где и познакомилась с моим дедушкой Тихоном. Они прожили в любви и согласии 40 лет. А подруга моей бабушки вышла замуж за немца и осталась там.. Мне было отрадно прочесть и просмотреть эту публикацию вдвойне: потому что меня всегда трогает тема войны, а ещё потому что для меня это была, есть и будет Великая Отечественная Война 1941 -1945 г.г., а не то, как это сейчас называется у нас! С днём Победы!!!

Анна, спасибо Вам за то, что поделились историей своих бабушки и дедушки и за Вашу позицию к дню Победы!

Спасибо за фотографии и Ваше не безразличие!!

все прочла, искала фамилии двоюродных дедушек . Помню и горжусь их подвигом!

Спасибо, Мария!

Огромное спасибо!!! Всегда хотела увидеть стену так подробно. Мой дедушка, к сожалению, не дошел так далеко, погиб в 43-ем, так и не узнав, что у него родился сын - мой папа. У нас от него ничего-ничего не осталось, даже фото {#}. А вот дедушка моего мужа от начала до конца воевал. Получил медали за Сталинград, взятие Берлина и кучу других. В родном городе на 9 мая в музее целый стенд ему посвещен.

Галина, и Вам спасибо, что написали. А Вы не пытались искать в архивах?

На русских пытались, но ничего конкретного не нашли. Сам папа знает только имя отца - Попов Дмитрий Фёдорович 1904 или 1914 года рождения. Кажется, погиб где-то в Украине. Вот и все данные.

А у мужа двоюродный дед (Гаркунов) прошел всю войну, был в Берлине. С ранением оказался в госпитале Кёнингсберга. Оттуда написал матери, что выписывается и возвращается домой, но его так и не дождались. Родному его деду повезло больше, он был артеллиристом, имел ранение, прожил после войны 34 года! Успел узнать о рождении внука, но не увидел его.

Ранее Ирина Василенко писала, что нашла информацию о погибшем на немецком сайте. Не подскажите, адрес, вдруг там что-то есть. Очень хочется хоть что-то узнать. Вроде бы и забываем о своих "семейных героях" среди суматошных будней, но как вспомнится... Это боль.

Галина, я сама такими поисками не занималась и не знаю, где она искала. Надо бы Ирину спросить... Напишите ей. Если нужна будет помощь - обращайтесь, может смогу чем-то помочь.

Спасибо!

Rozali 11.05.2017
Спасибо за интересный пост! Где еще так наглядно увидишь надписи наших солдат на Рейхстаге?!

Спасибо, Rozali!

Инна, спасибо Вам. Как жаль, что не увидела сразу публикацию! Мой дед Пирожков Григорий Петрович погиб на Ленинградском фронте 14 мая 1942 года. Бабушка осталась с тремя детьми. Сохранились письма и пронзительная записка о выдаче им дров с пометкой - без всякой очереди

За деда поднялась на крышу Рейхстага вместе с младшим сыном в 2012 году. Эмоций сдержать не удалось, но сотрудники действовали четко, моментально появился охранник со стулом и русскоговорящая смотрительница с водой и аптечкой.

Алина, спасибо Вам за Вашу историю!!! Вечная память Вашему дедушке!!!

Инна, какую работу Вы провели! Спасибо Вам огромное!.

Хоть мои деды не дошли до Берлина, послле снятия блокады их оставили в Ленинграде бороться с бандитизмом, и я даже не искала их надписи, но сро слезами на глазах читала все надписи.. Это были два родных брата. И еще один мой родной дед всю жизнь проработал на Ижорском заводе,это был его фронт. Из всей его большой семьи - 12 братьев и сестер, после блокады осталось только - двое, он и его младшая сестренка, остальтные погибли на заводе. Деды очень не любили вспоминать войну. . Слишком это была больная тема. Да и умерли двое из них после встречи с пионерами перед 9 мая, переволновались.

Еще раз огромная Вам благодарность и поклон за память.

Вера, огромное спасибо за Вашу историю. Низкий поклон Вашим родным, отдавшим жизнь за нашу Победу!!!БлагоДарю Вас!!!

MaroZhka (Марина) 11.05.2017

Инна, спасибо! С Днём Победы!

Спасибо, Марина! Вас тоже с праздником Победы!

Спасибо большое, Иннаа, за публикацию!!! Без слез невозможно читать! Два моих деда без вести пропали в первый год войны..Папа Карташов Константин Михайлович1919г.р был призван в Армию в 1938 году, служил на флоте, когда началась война. Защищал Севастопол, учстввол в боях на Малой земле.Был ранен, награжден Орденом Отечественной войны 2 степени... После госпиталя воевал в танковых войсках, в битве на Курской дуге участие принимал. Дошел до Берлина. Домой вернулся только в конце 1946 года. Сухие слова, а сколько в них горя и пережитого.О войне папа не любил вспоминать. Со всезами вспоминал боевых товарищей. А мы были молоды и бестолковы - не расспросили... не записали. Война не прошла даром... В 1945 году папы не стало.

Фото с орденской книжки

Приказ о награждении.

Искала на сайте Подвиг народа его боевой путь... Нашла сведения только о первом военном годе только.

Светлая память о наших отцах и дедах!

Татьяна, спасибо большое, что поделилсиь воспоминаниями о мужчинах Вашей семьи. Желаю Вам найти больше информации о Вашем отце!!!

за одно только это - великолепная сохранность исторически бесценных военных автографов - можно и нужно уважать эту страну и ее людей, Германию и немцев. Спасибо им огромное за бережное отношение к памяти наших российских солдат-освободителей!

Всех с Великим Праздником!!! Инна, большое спасибо за интересную статью! Мои дедушка и бабушка были партизанами,восстанавливали Белоруссию.Войну нелюбили вспоминать.Добрая Всем ПАМЯТЬ!

Леночка, спасибо! Низкий поклон и благодарность Вашим дедушке и бабушке!

Инна. я как-то пропустила, эту публикацию. Теперь уже плакала я . С замиранием сердца, читала фамилии.... мой дедушка тоже дошел до Берлина. Фамилии не увидела, но ещё раз поразилась немецкому педантизму и уважению к прошлому. Несколько лет назад, мой немецкий друг, попросил разыскать могилу деда, погибшего в годы войны на территории России. Нашла! Не на наших сайтах памяти, а на немецком, где погиб, где был похоронен в годы войны, куда перенесен прах в дальнейшем...всё задукоментировано, всё в свободном доступе.

От всей души, поздравляю всех с праздником! Пусть в вашей жизни будут только победы, а не поражения. Погибшим - вечная память и низкий поклон.

Ирина, спасибо и Вам! Вы тоже из числа "следопытов" )))

Ирина, здравствуйте! Пожалуйста, подскажите адрес немецкого сайта, на котором Вы нашли инфромацию о дедушке Вашего друга. Тоже с мужем хотим попытать счастья, вдруг узнаем что-то о своих родственниках. Спасибо!

спасибо, что позволили прикоснуться к истории.

отличный документальный репортаж.

с Праздником Великой Победы!

Спасибо, Анастасия. Вас тоже с праздником! Мира! Счастья!

О памятнике советскому солдату с девочкой спасённой на руках в Трептов-парке:

https://www.livemaster.ru/topic/2379815-voin-osvoboditel-pamyatnik-sovetskomu-soldatu-s-devochkoj-spasennoj-na-rukah?vr=1&inside=1

Спасибо большое! Великий день для нас!

Спраздником Победы, Юлия!

Очень тронула эта публикация... Спасибо Вам Инна!!!

С Днём победы!!! Вечная память Героям освободителям!!!

Спасибо,Елена! С Днём Победы!!!

Olga 08.05.2017

Инна, добрый день! {#}Огромное спасибо за статью! К сожалению, только сейчас заглянула.

Поздравляю Всех с праздником Великой Победы! Всех приглашаю к нам в Центральный музей Великой Отечественой войны.

Инна, прошу Вас передать мои поздравления Рут Вальтер, человеку пережившему войну, с праздником Великой Победы от сотрудницы Центрального музея Великой Отечественной войны.Хочу пожелать здоровья и, самое главное, мирного неба над головой. Спасибо всем немцам за память о той страшной войне.

Оба моих деда погибли в годы Великой Отечественной войны, папа участвовал в боях на Тихоокеанском флоте с Японией.

Олечка, спасибо! Обязательно передам! Рут будет очень приятно! Я как-нибудь напечатаю в блоге её рассказы о наших героях!

Вечная память Вашим дедам и низкий поклон Вашему папе!

Спасибо Вам большое за такую статью, за фотографии, за память!!!!

Оксана, рада была поделиться!

Инна, огромное спасибо за публикацию!

Обе мои бабушки были вдовами и растили детей в одиночку. У многих моих друзей и одноклассников дедушек либо тоже не было, либо был один уцелевший. Только у одной моей подружки было два(!!!) дедушки, оба воевали, вернулись и рано умерли, сказались фронтовые раны... Вечная им всем память...

В моем окружении не было ни одной семьи, не потерявшей в войну кого-либо из близких...

С Днем Победы! Мирного неба!

Спасибо, Надежда! С праздником великой Победы!

Вечная слава!

Yana 08.05.2017

Столько боли, радости и гордости в этих словах! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ ОСВОБОДИТЕЛЯМ!!!

Вечная память и вечная слава!

Надежда 08.05.2017

Доченька, дорое утро. Вспомнила фамилии сынов полка. Это братья Куценко.Целую. Храни тебя Господь.

Точно, мамулечка! Куценко! А говоришь у ТЕБЯ склероз)))

многие надписи сделаны одной рукой. почему?

Елена, потому что не все оказывались непосредственно возле самого здания, не у всех было чем писать,возможно были и те, которые не умели писать. Кроме того все хотели расписаться и расписывались на стенах, колоннах.. Тем кто оказывался там несколько позже, просто не хватило места и кто-то один взбирался повыше, чтобы найти свободное место. Остальные поддерживали и он писал имена всех своих... Так рассказывали /писали фронтовики в воспоминаниях, интервью.

Спасибо огромное за публикацию!

Спасибо огромное! Мой дед был артиллеристом, израненный пришел с войны и вскоре умер, и я артиллерист. Так и хочется скомандовать: "Смирно!!! Равнение на Рейхстаг!!!"

Вечная память Вашему деду за победу, Андрей!

Хорошая команда))

Спасибо Вам! Мой дед погиб в 43-м. Ему было 35. Столько же лет моему сыну сейчас.Как важен День Победы для всех нас, сейчас это пожалуй единственный праздник, который объединяет весь наш народ. Вижу вокруг, что и внукам и даже правнукам участников той войны дорогА память о ней.

Хорошее дело Вы сделали, написав эту публикацию. А еще низкий поклон всем тем, кто ПОБЕДУ "ковал" в тылу.

Татьяна, вечная память Вашему деду! Те кто "ковал" Победу в тылу зделали не меньше. Моя бабушка молоденькой девчонкой работала в военные годы в Шахте.

Некоторые записи тронули "осмoтрели развалины Берлина остались весьма довольны" и "за Ленинград в расчете", читаешь и сердце сжимается. Спасибо вам за эту публикацию!

Да, Маргарита, эти записи трогают и не оставляют никого равнодушным!

Надежда 07.05.2017

Доченька, не первый раз читаю твои статьи на эту тему. И тоже плачу. Спасибо тебе, моя хорошая. Твое сердечко никогда не оставалось равнодушным к чужой боли. Помнишь, еще в пионерском возрасте ты разыскивала сынов полка и они тебе писали письма.?. Люблю тебя, моя девочка., и поздравляю тебя и всех твоих ярмарчанок с Великим праздником Победы.

Конечно помню, мамулечка.))) И помню кто помогал мне в архивах и библиотеках))) Спасибо тебе, что во всём всегда поддерживала меня! С праздником, мамулечка!

Спасибо вам за этот материал! Читала, рассматривала фотографии и ревела. А потом подумала: вот оно - главное звено, связующее всех нас через годы и расстояния, вопреки усердным стараниям тех, кто мечтал уничтожить СССР и добился этого - ПАМЯТЬ о героической победе над фашистской Германией наших дедов и прадедов нас объединяте. Память о прошлом великой страны, которой уже четверть века нет на картах мира. Страны нет, но потомки её героев есть и будут всегда, и этого у нас никто не отнимет. Говорят, кто не имеет прошлое, тот не имеет и будущего. Пока мы помним об этой Великой Победе, у нас и наших детей и внуков будущее есть.

Любовь, согласна с Вами! Мы обязаны помнить и передавать дальше то, что знаем сами!

Дорогие ярмарчане! С праздником! Мирного и чистого неба над головой!

Сапсибо, Дарья! Вас тоже с этим великим праздником!

kst 07.05.2017

Добрый вечер! Дополню пост фотографиями, сделанными мной в Рейхстаге в 2003 году.

Спасибо за фото, kst!

Спасибо за статью! Мы были вместе, и сделали ЭТО! Нас разъединили и МЫ,как дети ,передрались на радость соседям. Богатым и сытым. Эта победа всего советского народа . 15 республик... Я тоже была в Берлине и видела эти надписи. И в Дрездоне они есть..и никто не стирает их, а ведь могли. Это надо не мёртвым -это надо живым.

Да, Лидия Владировна, это надо нам Как память и напоминание о том, что никогда не должно повториться!

Одна из немногих статей, которые не вызывают разногласий.. Спасибо большое!!

Спасибо, что прочли, Ирина!

Как интересно! Спасибо за такую трогательную публикацию!!)

Была рада поделиться, Надежда!

Растрогана до слез! Низкий поклон русскому солдату, растоптавшему фашизм!!!

Спасибо Автору за такое замечательное путешествие победным маршрутом по Рейхстагу! Оживает каждая строка, когда читаешь их спустя десятки лет. Жаль, что мои деды не смогли дожить до этого замечательного дня, им уготована была другая судьба... Мясорубка первых дней войны стерла с лица земли многих и многих героев, которые не совершили даже подвига, они просто стояли насмерть, не уступая ни пяди своей русской земли.

Всех с большим праздником - С Днем Победы!!!

Спасибо, Светлана! Вас тоже с праздником великой Победы!

Инна, после вашей статьи в нашей семье снова начались воспоминания о наших близких людях, о наших дедах, хлебнувших лиха войны... Дед моего мужа - Андрей Семенович Дорошенко тоже дошел до Берлина и оставил на стенах Рейхстага свою роспись. На ваших фотографиях мы не встретили ничего похожего на такую фамилию. Может быть в каких-либо других источниках Вы встречали эту запись? Будем очень рады любой весточке! В 80-х годах один из внуков Андрея Семеновича был в германии, и находил на стенах запись своего деда.

Светлана, если в списке нет, то на фотографиях я такую фамилию не нашла... Но с другой стороны может быть, что я тогда не всё фамилии смогла расшифровать... Многие очень плохо читаемы... Но когда знаешь, что искать... По возможности (может когда отпуск будет) просмотрю ещё раз все фотографии... Здесь я не все фото выложила...

Инна, огромное Вам спасибо! Буду очень благодарна если когда-нибудь Вы сможете порадовать новыми фотографиями и новыми открытиями!

Очень нужная публикация! Это наши герои. Время проходит... У нас были дедушки и бабушки, которые вкладывали нам в души часть этой героической истории, наша задача передать нашим детям. Что мы все без этой памяти... Мой дедушка пережил блокаду, его старшие братья и отец погибли под Сталинградом...

Спасибо большое. Это надо помнить...

Совершенно согласна с Вам, Дарья! Память и уважение должны жить!

Инна, можно дополнить ваш рассказ одной фотографией. Эта из Потсдама, замка Сан-Суси. Надпись на стене картинной галлереи во время реставрации сохранили.

Нужно, Эльвира!!! image Спасибо! Не знало об этом факте. Похоже, что написано "смерть немецким захватчикам!"

Эльвира, а есть более подробная информация об этой надписи?

Инна, к сожалению, нет. Это я была в музее, увидели и сфотографировала. А аудиогид сказал, что надпись на стене при реставрации здания сохранили.

Спасибо! ))

Инна!!! От всей души спасибО!!! Плачу сижу {#}

Мой дедушка до Берлина не дошел

на фронт его не брали по возрасту, исправил в метрике год рождения и воевал!

( был награжден орденом за то что под обстрелом восстановил телефонную линию.. и его часть смогла передать важную на тот момент информацию. Был многкратно ранен и снова возвращался на фронт

Домой вернулся летом 44 года. Был комисован из за того что ногу потерял и была сильная контузия

С бабушкой они поженились 9 мая 1945 года. и дома за столом включили радио и объявили о ПОБЕДЕ!

Дедушку я ни когда не видела.. он умер когда папе моему было всего 9 лет.

А бабуля - труженница тыла! Всю свою жизнь 9 мая праздновала двойной праздник!

Надюшечка, и Вам огромное спасибо! Спасибо за историю Вашего дедушки! Со слезами то же самое))) Читаю Ваши коментарии и не могу сдержать слёзы! Вечная память Вашему дедушке!

Lidya (GIPESTES) 07.05.2017

Кто-то из земляков с земли Калужской оставил надпись: "За Юхнов немцы заплатили". Вряд-ли когда -либо воочию смогла бы увидеть документальные исторические свидетельства , написанные рукой Советского солдата.Испытываю чувство гордости. Огромное спасибо Вам. Всех с днём Великой Победы и мира во всём мире!

Лидия, спасибо, что написали. Благодаря Вам эта надпись теперь не такая уж и неизвестная!

С праздником!!

Ольга БОХО 07.05.2017

Спасибо, Инна !!! Очень важное дело!

Подписи моего деда там быть не могло, к сожалению. Казаринов Сергей Семенович погиб 5 августа на Украине, Дрогобычская область, село Чапли. Место захоронения нам не известно.

Стараюсь собрать всю информацию, чтобы следующие поколения не забыли.

Ольга, спасибо Вам и вечная память Сергею Семёновичу!

Оля, может напишите, то, что уже известно о Вашем дедушке. Мне кажется наша площадка здесь располагает к этому... Мастера и покупатели здесь отовсюду...Вдруг кто-то, когда-то, что-то слышал, видел....

Пока я писала, Вы фотографию добавили))) Здорово! Спасибо!

Ольга БОХО 07.05.2017

Я была бы очень рада, если Мастера из Украины, с Дрогобышской области откликнулись. Может есть в селе Чапли захоронение.

Будем ждать ЧУДА! В такие дни они случаются, Оля!!!!

Ольга БОХО 07.05.2017

Спасибо, Инна, за то, что подняли такую важную тему!!!

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ!!!

Дух Древа 07.05.2017

Брат моей бабушки Истомин Ванифантий прошел всю войну, имел несколько ранений, но дошел до Берлина. Погиб, не дожив до победы несколько дней. А бабушка до сих пор хранит те несколько треугольничков писем, что дошли с фронта.

Спасибо, Инна. Это очень нужная статья.

Наталья, Сергей, спасибо, что поделились воспоминаниями Вашего двоюродного дедушки! Вечная память ему!

Спасибо!!! Слава героям! С праздником Победы!!!!

Спасибо, Наталья! С праздником!

Да, хорошее дело Вы сделали. С Праздником!

БлагоДарю, Катя! с праздником Победы!

Спасибо!

С Днем Победы!!!!!

Спасибо, Окасана! И Вас с праздником! Мира, добра!

Огромное спасибо за этот пост! Хочется всматриваться в каждое слово из написанных на стенах (вписанных в историю) нашими воинами.

С Днем Победы!

Спасибо, Татьяна! И Вас с праздником Победы!

Jelena ( Уютная) 07.05.2017

Действительно стоящий материал, Вы -умница, что поделились такими интересными фактами.

Спасибо, Елена! Рада, что факты были для Вас интересны!

Yana 07.05.2017
Огромное Вам спасибо!!! Низкий Вам поклон! Мой дедушка тоже дошёл до Берлина ( служил в танковой дивизии, командовал боевым расчетом) имеет множество боевых наград и ранений. Никогда долго не лечился в госпиталях. Сразу на передовую...Дома тема войны всегда оставалась закрытой. Трудно и больно было вспоминать. Всегда плакал вспоминая боевых товарищей....Прятал слезы...Был суров и справедлив!!! Спасибо Вам за частичку нашей истории...Я наверное никогда бы этого так не увидела!!! Всех поздравляю с Великим праздником Победы и желаю всегда Мирного неба над головой!!! Еще много много раз Спасибо!!!

Яна, спасибо за такой тёплый отзыв! Очень приятно, но это статья писалась не ради отзывов и слов благодарности а для того, чтобы появилась возможность узнать об этой информации!

Друзья, я буду очень рада, если Вы в своих комментариях поделитесь воспоминаниями о своих родных и близких, прошедших войну! Расскажите о них или же просто разместите фотографии! Сделаем своеобразную памятную ленту!

Оксана 07.05.2017

Инночка, спасибо за познавательную информацию , прикоснулась к истории с неизвестной мне стороны , даже экскурсовод в Берлине не рассказывал о сохранённых немцами надписях на Рейхстаге, спасибо им за это . Знакомых имён не встретила, но ни одна надпись не оставила равнодушной , в каждой - столько гордости, патриотизма и чувства выполненного долга, тронули до глубины души! Наверно, каждый уголок огромной страны представлен, есть и женщины, а одессит в своём репертуаре -"Осмотрели развалины Берлины, остались весьма довольны" Смех сквозь слезы! Всех с праздником!

Оксаночка, рада, что смогла поделиться!

Елена Паршина 07.05.2017

Инна! Какое ВЕЛИКОЕ ДЕЛО Вы сделали! Далеко не у всех ветеранов, их родных есть возможность побывать в Берлине. А вот так, через Ваш пост, у них эта возможность, пусть виртуальная, появилась. Может быть кто-то увидит надпись, оставленную его дедом, отцом, дядей, старшим братом, оставленную на стенах Рейхстага, и мысленно прикоснется к ней.

Спасибо Вам и низкий поклон, что сделали это!

Всех с праздником Победы! Мира и добра!

Что Вы, Лена! Просто у меня была такая возможность и было желание, чтобы об этом знали другие.

Моя бабушка, Екатерина Васильевна, дошла до Берлина, была в Рейхстаге вместе с другими советскими солдатами. Но на стенах, судя по всему, не писала. Не нашла ее имени.

Наталья, только часть надписей сохранили, которые были на внутренних стенах. Кроме того фрагменты стен с надписями также хранятся в библиотеке Джорджа Вашингтона в США. Возможно Ваша бабушка и расписывалась.