Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история

  • Рубрика: Материалы и инструменты
  • Виды творчества: Акварель
Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Обычно я рассказываю про акварельную технику на моих занятиях с учениками. И тут подумала, а почему бы мне не поделиться с вами некоторыми мыслями, наблюдениями и рассказать, чем уникальна акварель и как с ней совладать! Да-да, именно совладать, чуть ниже расскажу, почему именно так.

С одной стороны, мы все знаем акварель, скорее всего, из детства. Может быть поэтому у многих сформировалось мнение, что акварель — простой и не такой «крутой» материал, как, например, масло. А на деле оказывается, что акварельная техника — одна из самых сложных, и чтобы достичь в ней мастерства, нужно учиться, и только со временем она открывает перед художником свои неограниченные возможности и красоту. Чтобы ее понять, почувствовать, нужно время, смелость, терпение и много бумаги :) И оно того стоит!

Не буду с головой погружаться в историю акварели, но про ключевые моменты с удовольствием расскажу. 

Акварель — (от франц. aquarelle — водяной, от лат. aqua — вода). Состоит из мелко растертого пигмента, гуммиарабика и декстрина. Мед, сахар и глицерин удерживают влагу. Еще одна составляющая красок — это бычья желчь. Кстати, некоторые компоненты можно дополнительно добавлять в уже готовые краски, тем самым придавая им определенные свойства.
Как нетрудно догадаться, акварельная живопись появилась с появлением бумаги, а бумага — это изобретение китайцев начала II века нашей эры. Сами же акварельные краски были еще известны в Древнем Египте.

Китайские акварели традиционно пишутся не только на бумаге, но и на шелке или иной ткани. Наиболее часто встречающиеся жанры акварельной китайской живописи — это пейзажи, цветы, животные. Китайскую живопись узнаешь сразу — по легкости и точности мазка, совершенной гармонии.

акварель

 Поэтому такие рисунки-свитки можно не только вешать на стену, но и сворачивать в рулон и хранить в специальных футлярах, что сохраняет краски в первозданном виде. Традиционные жанры китайской акварели: пейзаж, цветы и птицы, портрет, анималистический жанр.

А это работы современного китайского акварелиста Chen YuLian, не очень у нас  известного.

акварель история

история акварели

В Европе акварельная техника вошла в употребление в XV веке, одни из самых примечательных художников периода Возрождения, использующие акварель, — это Альбрехт Дюрер и Антонис ван Дейк. «Заяц» стал хрестоматийной работой, а вот, собственно, и он.

акварель по странам

Акварель поначалу не была по достоинству оценена живописцами того времени. Долгое время акварель считалась пригодной только для вспомогательных задач, художники писали ею как темперой или маслом, а ее преимущества воспринимались как недостатки. Зато акварель использовали картографы, путешественники, ботаники, те, кому нужно было делать зарисовки без каких-либо специальных приспособлений, имея под рукой только воду и краску.

И вот пара таких ботанических иллюстраций, созданных итальянским художником Жерардо Кибо в 16 веке.

уроки акварели

искусство и дети

Расцвет акварельной живописи в Европе, а также в России пришелся на на рубеж XVIII—XIX веков. Многие русские художники использовали акварель, часто для зарисовок, эскизов. Постепенно акварель становилась самостоятельным видом  искусства. 

Пейзаж Левитана.

техника акварели

Особенно популярна акварельная живопись была в Великобритании, где в 1804 году было создано Общество акварелистов. Акварель стала одной из ведущих техник, дав возможность художникам заниматься исключительно акварелью.

Художник Эдвард Вессан.

секреты акварели

Не могу не поделиться замечательными работами современного английского художника Ричарда Торна.

акварельная живопись

как научиться рисовать

С тех пор акварель расцветала и  развивалась. Заняла свое место также и в американском искусстве. Один из любимых художников 20 в. — Эндрю Уайет.

«Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя» (Э. Уайет). 

мастер класс по живописи

мастер класс

мастера акварели

Я почти не касаюсь современной акварели, так как это длинная и очень интересная история, заслуживающая отдельной главы.
Один из мастеров современной акварели — австралийский художник Джозеф Збуквич.

«Делать все самому — большая ошибка. То, что делаю я — только детали, основное творит сама акварель. Масляная живопись — это словно езда не лимузине, а акварель — на феррари. Не та респектабельность — но это, и правда, круто.
Вся моя философия — в одной простой фразе. Просто рисуй» (Д. Збуквич)

акварельная живопись

как научиться рисовать

мастер класс по живописи

Переходя от истории к более практической части, расскажу о том как акварель ворвалась в мою жизнь. Акварель была в детстве, в юности, но даже на первом курсе университета особого понимания  ее возможностей не было. Потом мы уже писали другими материалами, почти не трогая водную красочку. Иногда попадались акварели других художников и заставляли останавливаться. Столько природы, какой-то естественной красоты может дать эта краска.

Можно сказать, что акварель вернулась в мою жизнь после рождения первого ребенка, как ни странно. Дефицит времени заставлял использовать каждую свободную минуту с пользой. И акварель позволяла уйти в такой отрыв, она в этом плане очень хороша, нужна всего лишь бумага, кисть, вода и краска. Нет запаха растворителей, краска сохнет быстро, работы легко хранить. Это не в обиду другим материалом, при желании с детьми можно писать и маслом и горячие батики ваять, если есть потребность найдется и время и все остальное.  Иногда бывает очень трудно, часто в ущерб другим вроде бы тоже важным делам и сну, но иначе никак. Если именно сейчас в руки хочется взять бумагу  или другой любимый материал, то лучше найти время, ведь желание что-то сделать уже дорого стоит и не известно появится ли оно завтра.

А теперь переходим к тому, с чего начинается акварель. И чтобы было понятнее, разберем, в чем ее особенности и отличие от других красок.

Акварель часто называют самой непредсказуемой техникой. И в этом есть и ее преимущество и сложность. Получить желаемый результат бывает не просто, исправлений акварель не любит,  а порой они и вовсе невозможны. Акварель — краска настоящего момента — как положил, направил, так и будет.

Иногда оказывается, что это непредсказуемость и живая природа краски и есть ее самая большая ценность. Поэтому можно сказать, что акварель — это соавторство воды и человека.

Главная особенность акварели — прозрачность красок. И ключевую роль тут играет вода,  а это значит, что многие эффекты и приемы строятся на ее свойствах. Притягательна  способность акварели плавно растекаться, смешиваясь с другими оттенками, образуя удивительные цветовые переходы. Акварель позволяет получить тончайшие нюансы полутонов, недоступные никакой другой технике.

мастер класс

Акварель бывает многослойная — такой способ нанесения краски называют лессировка и а-ля-прима, когда краска наносится в один слой. Краской можно работать  как по-сухому, так и по-мокрому, предварительно увлажнив бумагу.  Большую роль в этом деле играют материалы, особенно бумага. Они должны быть хорошими. На бумаге низкого качества может просто ничего не получиться. Поэтому для укрощения этой самой акварели в первую очередь нужны соответствующие материалы. Если вы только начинаете писать акварелью, выбирайте пусть  не самые дорогие, но  профессиональные краски, кисти, бумагу. Иначе легко разочароваться, а ведь акварель стоит того, чтобы ее попробовать и получать массу положительных эмоций беря в руки кисть!

Следующая часть моего рассказа будет именно об этом. Подробно расскажу о красках, марках, кистях, бумаге и как в них не запутаться и выбрать необходимый минимум. И перейду к технике и к ее тонкостям.

Спасибо, что уделили свое время началу этой акварельной истории.

И напоследок еще один наш современник, возможно, многим знакомый — Аруш Воцмуш.

Комментарии (25)
Анна Белова 22.07.2017

Спасибо, очень познавательно!

Еленф 01.05.2017

Очень интересно! спасибо!!!! Жду продолжения...

Jenora 30.04.2017

Огромная благодарность за статью. Интересно, информативно, любо дорого почитать и посмотреть!!!

Китайская традиционная живопись (гохуа) однажды меня заворожила. Все, теперь любовь навеки {#} Маша, спасибо, что вы про нее не забыли. А делится она еще на стили - се-и (свободная кисть), гунбу (тщательная кисть) и могуфа (бесконтурное гунби). Кажется, все очень просто, но рисовая бумага не дает права на ошибку. Ничего нельзя поправить, стереть, смыть. А еще все картины подклеиваются на бумажную основу. И это очень рискованный процесс, потому что на тончайшую рисовую бумагу наносится очень жидкий клейстер.

Как интересно! Я знакома с китайской живописью только как зритель. Меня поражает точность касаний, их легкость, настоящее мастерство.

Спасибо, Маша! Вы открываете акварельный мир {#} ! Очень вдохновенный рассказ, этим хочется заниматься. Будуждать продолжения.

Акварель - моя любовь {#}

Маша, написали вы просто прекрасно! Присоединяюсь к ожидающим продолжения {#}

Удивительные акварели! Спасибо большое за публикацию!

Пожалуйста{#}

Маша, китайца Вы мне открыли- не знала такого, но какая красота! Спасибо) Я вот видела как пишет Ли Юй- знаменитый акварелист- на мастер-классе на выставке в Мухе... так мне показалось- он все делает с улыбкой и ... каждый мазок- как поцелуй))) он девушку писал) В Воцмуш пишет как хулиганит) Поэтому вот еще интересно видеть живбьем- как сотрудничают художники с акварелью) У меня лицо часто жутко сосредоточенное)))) Но вот насчет того, что с ребеноком акварелью работать легче чем малом- не соглашусь- масло кинул в любой момент и пошел то еды накладывать, то сопли вытирать.... а акварель такого не потерпит- бумага влажная ждать не будет- пересохнет ... или потечет где-нибудь- только успевай выбирать))) так что я пишу только когда ребенок стабильно занят или спит)

Юля, спасибо за ваше внимание! Ли Юй совершенно замечательный! Вот бы увидеть.. Видео можно посмотреть, но живьем это другое, наверное сильное впечатление осталось.

Да, писать акварелью в комнате, где есть маленький ребенок, это по умолчанию работа в экстремальных условиях, нужно быть готовым все бросить в один момент))) А масло если я оставлю, обязательно все размазано будет, вот как раз недавно следы от пальчиков, похожие на деревья появились, тут хорошо, если есть комната куда это все спрятать, надо мне лучше прятать холстики и палитры)) {#}

Маша, совершенно случайно попала на мастер-класс Ли Юя!Но мой маленький ребенок восторгов не оценил, а то я бы там так до конца и осталась, затаив дыхание , смотереть за сотворением очередного воздушного портрета) Масло- да) убирать надо) но у меня "младшенький"- домашний дрозд на свободном выпасе, потому если палитра вовремя не убрана- везде следы птичьих лап разноцветных могут быть... мне пары раз хватило) теперь в пленку заматываю- просто и надежно)

Ого, какая замечательная птица у вас живет. Конечно, тут нужно было что-то придумывать{#}

С нетерпением жду продолжения)) очень интересно и с душой написано) и примеры классные)

Збуквича обожаю!! Готова любоваться его работами бесконечно) а ещё люблю солнечные акварели Стивена Хэнкса и столь притягательные северные пейзажи и сказки Анны Михайловой!

Акварель - волшебна!)

Спасибо)) Сейчас действительно много очень выдающихся акварелистов, насколько не похожи работы разных мастеров, в руках каждого она открвается по своему. Далеко не про всех написала, вот правда, они заслуживают отдельного внимания.

Спасибо! Буду ждать с нетерпением продолжения!

Вы правы, с маленькими детьми сложно договориться))) Мы вчера с младшим маслом "писали", потом и мылись, и стирали))

Спасибо за Ваше внимание! Зато весело, молодцы!{#}

Что правда, то правда!

Спасибо! Прекрасно написано! Работы потрясающие!{#}Обожаю акварель! Жду продолжения! )))

Ну значит не зря я все это затеяла, продолжение обязательно будет!

YellowStudio 28.04.2017

Мне очень понравилась мысль " сотрудничество с акварелью" что бы хорошо получилось сотрудничеть с кем то нужно его знать

Восхищаюсь акварелистами!!! Самая сложная краска! Но и самая, для меня, восхитительная - прозрачная, непредсказуемая, живая!!!! Всегда возмущало отношение к акварели как к детским краскам.

Светлана, согласна с Вами!{#}

Прекрасно написано, интересно!{#}

Изумительные акварели Вы показали в публикации.

Виктория, рада, что Вам понравилось!