Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Завораживающий мир батика: основные техники, материалы и инструменты

Завораживающий мир батика: основные техники, материалы и инструменты

Виды творчества:   Роспись > Батик
Завораживающий мир батика: основные техники, материалы и инструменты | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я думаю, что эта статья будет полезна и интересна всем любителям батика, а также новичкам, которые еще только собираются познакомиться с этим удивительным искусством — росписью ткани.

Идея для статьи созрела у меня после очередной выставки. И в интернете мне часто задают вопросы будущие ученики: какой техники лучше начать обучение, какие красители используются в батике? У меня есть статья про основные типы красителей >> 

Хочу отдельно отметить, так как часто задают такой вопрос, что тип красителя, который вы выберете для работы с тканью, совершенно не имеет никакого отношения к самой технике росписи. Тип красителя важен при выборе ткани, на которой вы собираетесь работать.

Итак, перейдем к самим техникам росписи в батике.

Самая распространенная техника и техника, с которой обычно начинается обучение батику — «Холодный батик». Еще можно встретить название «Европейский батик». Основа техники состоит в том, что с помощью стеклянной трубочки (или тубы) наносится специальный резервирующий состав, чтобы создать замкнутый контур рисунка. Далее, внутри этого замкнутого контура, идет роспись элементов красителями.

Вам понадобятся для этой техники следующие материалы и инструменты.

1. Шелк (хлопок, шерсть).

2. Красители для ткани.

3. Резервирующий состав (может быть цветным).

4. Стеклянная трубочка для нанесения резервирующего состава.

5. Рама для работы с тканью.

6. Кисти.

батик, роспись шелка

Чем-то эта техника похожа на витражную роспись. Вариантов росписи внутри контуров тоже много. Это может быть очень живописно, а может быть однородно. Батик тем и интересен, что позволяет даже в пределах одной техники варьировать конечный результат. Работа может иметь очень живописный вид, а может декоративно-прикладной.

Вторая, очень распространенная техника — горячий батик. Называется она так, не потому что мы закрепляем красители паром (мне часто задают такой вопрос), а потому что мы создаем рисунок с помощью горячего, расплавленного воска. Собственно горячий батик — прародитель всего батика. В Индонезии, откуда к нам пришел батик, расписывали хлопковые ткани с помощью красителя и горячего воска.

Вам понадобятся такие материалы и инструменты.

1. Шелк (шерсть, хлопок).

2. Свечи бытовые (воско-парофиновые), расплавляются на водяной бане.

3.  Красители для ткани.

4.  Чантинг и кисти для работы с воском (щетина).

5. Кисти для красителей.

6. Рама для работы с  тканью.

техника, роспись ткани

Основа методики —послойное закрытие воском нужных мастеру участков, работа идет от светлого к темному. Очень важно в этой технике уметь просчитывать красочные слои, ведь красители для батика смешиваются между собой. Это значит, что если у вас первый слой красный, то при нанесении следующего синего слоя, он у вас не получится, а получится фиолетовый. Все это и многие другие нюансы вам расскажет мастер на мастер-классе.

Шибори или узелковый батик, иногда встречается в интернете название Тай-Дай. Очень распространенная техника, техника которая подходит абсолютно всем, ведь уметь рисовать в ней совершенно не нужно! Рисунок создается с помощью хитрых сложений и завязываний ткани. Вариантов рисунка огромное множество. Причем каждый раз рисунок получается немножко не таким, даже при использовании одного и того же сложения и одних и тех же красителей. Поэтому мастера всегда пишут под такими работами, что повтор невозможен, а возможна работа в примерно такой цветовой гамме.

Вам понадобится.

1. Шелк (хлопок, шерсть).

2. Красители для ткани.

3. Нитки.

4. Кисти.

материалы, грунт

Самое главное в этой технике — уметь красиво подбирать цветовые сочетания. Заниматься в подобной техники можно вместе с детьми, даже маленькими. Испортить работу невозможно.

Техника свободной росписи уже для «продвинутых пользователей». Эта техника очень похожа на акварельную, за исключением того, что красители сильно растекаются по шелку. И задача мастера как раз и состоит в том, чтобы суметь эту краску «усмирить», заставить течь и растекаться так, как нужно мастеру для создания определенного рисунка.

Нам понадобится для данной работы.

1. Шелк (хлопок, шерсть).

2. Красители для ткани.

3. Кисти.

4. Рама для работы с тканью.

холодный батик, антирастекатель

Отдельно хочу отметить, что есть разновидности этой техники — роспись по солевому грунту, когда шелк перед работой грунтуют крепким солевым раствором. За счет этого краситель практически перестает растекаться по ткани, а после высыхания красителя на рисунке проступают красивые точечки- кристалики соли.

И еще для техники свободной росписи, производители предлагают нам различные грунты-антирастекатели. На загрунтованной таким составом ткани можно работать как акварелью по бумаге.

горячий батик, солевой грунт

Отдельно от основных техник, хочу отметить технику эко-принта. Она отличается от основных тем, что рисунок получается не с помощью специальных красителей для батика, а с помощью натуральных пигметов растений и различных протрав.

Нам понадобится для такой работы.

1. Шелк (хлопок, шерсть).

2. Свежие листья различных растений.

3. Протравы.

шибори, инструменты для лепки

Все описанные техники можно соединять в одной работе, что чаще всего опытные мастера и делают.

свободная роспись, материалы для батика

Надеюсь, что моя статья будет полезна новичкам и любителям батика.

Всем творческих успехов и хорошего настроения!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email