Птица счастья - поморский голубь или всё таки чайка?
Основным местом происхождения считается Архангелогородская губерния, беломорские районы республики Карелии (Поморье, Поморс кая сторона, Заонежье). Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возродителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. В деревне открыт небольшой музей посвящённый его творчеству. После нескольких публикаций в центральных СМИ и журналах, о творчестве мастера, промысел по изготовлению «птицы счастья» был восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».
Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке, подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок — досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения».
В путевых записках по северу России и Норвегии «За волшебным колобком» Михаил Пришвин, описывает голубка так: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди нее свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок». В рассказе М. Пришвина «По Маймаксе» он упоминает птицу, описывая старика-помора: „А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка — вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубок или чайка — «вроде как бы Святой дух»“. Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении птицы счастья связанным с образом Святого духа. Образ голубя или чайки - это глубокий символ надежды, а не просто украшение или деревянная игрушка, как пытаются представить некоторые исследователи.
Исследователь Иван Мосеев считает, что «поморский старообрядческий „голубок“ — артефакт этнических и религиозных верований поморского народа».
Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси... Была она изготовлена с великим тщанием и излучала добро. В золотистую фактуру сосновой дранки прекрасно вписывались красные и черные штрихи. Такое сочетание красок придавало вещи особый, «мезенский» колорит. По названию реки Мезень, протекающую в тех местах. В руках другого народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приёмами резьбы, превратился в настоящую скульптуру. Массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове.
За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах России.
Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия. По преданиям, птицу, в течение года висевшую в «красном углу», на Новый год, сжигали в печи, своеобразное прощание со старым годом и событиями в нём пребывавшими. Ну а в начале года, резали новую птицу, «чистую», готовую к новым событиям в поморской семье.