Мастер-класс по оригами. Часть 2: средние базовые формы

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

Это второй мастер-класс в серии моих мастер-классов по оригами.

Я назвала бы эту серию "Как освоить оригами быстро и без нервов" :)

Я осваивала оригами самостоятельно, пользуясь только графическими схемами из интернета. В общем-то, этого достаточно, но это не подпадает под определение "быстро и без нервов":) Периодически у меня возникали вопросы: "Как? Как у них из этого шага получается следующий? Как это, вообще, возможно?". Потому что в схеме показан только результат, не показан процесс. Написано "раскройте карман", "отогните клапан", "сделайте складку накавари-ори" или уже упоминавшееся в первой части "возьмите базовую форму воздушный змей":) И после каждого такой формулировки приходилось искать доп.информацию, что же это за премудрости такие.

Мои мастер-классы рассказывают, какой именно "карман" и "клапан" раскрывать и как из предыдущего шага получается следующий. Я фотографирую не только результат, но и процесс. Обучением по моим мастер-классам сэкономит вам время и нервы:)

В каждой последующей части я буду ссылаться на информацию из предыдущих. В частности, я буду использовать ту самую фразу: "Возьмите готовую базовую форму". :)

В первой части я показала основную технику складывания и поделилась своим маленьким секретом идеально ровного складывания бумаги, рассказала о плюсах и минусах различных видов бумаги и познакомила вас с простыми базовыми формами.

В этом мастер-классе мы изучим средние базовые формы.

Как я упоминала в 1-ой части, единого разделения на простые, средние и сложные базовые формы нет: в разных версиях какие-то формы относятся к средним, а в других классификациях эти же формы относят уже к сложным; также есть определённые формы, которые зачастую и вовсе не включают в этот список.

Для себя я систематизировала их так: к простым базовым формам относятся те, которые требуют от 1 до 3 складываний бумаги. К средним я бы отнесла те, которые требуют ещё от 1-ого до 4-х действий после складывания какой-либо простой базовой формы, либо она целиком состоит из нескольких простых базовых форм (как, например, двойной квадрат и двойной треугольник). Всего мы сегодня рассмотрим 4 базовых формы.

Средняя базовая форма "Двойной квадрат"

Именно на основе этой базовой формы складывается сложная базовая форма "Птица", которую я обещала вам в контексте "Недели птиц" на Ярмарке Мастеров:) Немного не уложилась по срокам, но это не повод не поделиться с вами этим мастер-классом.

Я начинала освоение оригами сразу с журавля:) Как говорится, мы не ищем лёгких путей:) Про всяческие базоввые формы я узнала сильно позже:) Поэтому мне казалось, что каждая схема — это что-то такое самодостаточное, что надо отдельно усваивать и запоминать, и всё это сложно, долго и так далее. И по схеме складывания журавля как раз предполагались всякие "карманы" и "клапаны", и это было как-то очень уж мудрёно. Так что примерно после 7-10 журавлей я проанализировала процесс и пришла к выводу, что его можно упростить:) По крайней мере, его первую стадию. Фактически я сама для себя изобрела эту самую базовую форму "Двойной квадрат". О том, что она уже давно изобретена и носит такое название, я узнала уже сильно позже:)

Чтобы вам не пришлось изобретать её тоже, предлагаю вам результат своего "изобретения".

Возьмите лист, положите его белой стороной вверх и согните "вдоль" и "поперёк" (базовая форма "Книга").

*здесь уточню, что для базовой формы "Птица" также целесообразно согнуть лист по одной (!) из диагоналей (базовая форма "Треугольник").

оригами

Переверните цветной стороной вверх и сложите по одной (!) диагонали (базовая форма "Треугольник").

Вот, что должно получиться.

мастер-класс

Больше никаких складок не понадобится. Но нужно теперь сложить этот лист по готовым линиям в нужную нам фигуру.

Сейчас у нас два сгиба сделаны "наружу" (в оригами это называется "долиной"), а один — внутрь (это в оригами называется "горой"; эта "гора" как раз хорошо видна на предыдущем фото).

Вот эти углы, которые уже направлены внутрь, нам как раз надо внутрь и сложить. Возьмите эти углы (с противоположных сторон от диагонального сгиба), потяните их друг к другу и соедините — смотрите следующие 3 фото.

мастер-класс по оригами

оригами для начинающих

основы оригами

Давайте рассмотрим, как это выглядит со всех остальных сторон.

техника оригами

техника складывания

двойной треугольник

Здесь уже легко увидеть намечающийся двойной квадрат (он, по сути, уже почти готов, осталось одной действие).

Держите фигуру так, как на предыдущем фото и второй рукой сожмите верхушку фигуру.

двойной квадрат

Нижний край можно отпустить и прогладить все сгибы.

Базовая форма "Двойной квадрат" готова.

базовая форма рыба

Вот так она выглядит, условно говоря, снизу: внутри те самые "клапаны"/"карманы", а снаружи — квадраты. У японцев всё логично: фигура полностью заслуживает своё название:)

базовая форма дзабутон

Средняя базовая форма "Двойной треугольник"

Эта базовая форма изначально носит название "Фусен" (воздушный шар), некоторые называют её "Шляпа":) Но наиболее устоявшееся в "русском оригами" название — "Двойной треугольник". Возможно, потому что по технике складывания она аналогична предыдущей, только в ней "всё наоборот": сначала надо сложить лист по двум диагоналям белой стороной внутрь, а потом перевернуть лист цветной стороной вверх и сложить базовую форму "Книга" ("вдоль", либо "поперёк" листа).

базовая форма блинчик

средниее базовые формы

Здесь я могла бы написать: "Сделайте всё аналогично двойному квадрату", но я предложу вам другой вариант складывания этой формы. В этом варианте вообще ничего не надо складывать, держать, притягивать углы и так далее. Достаточно просто основательно прогладить каждую складку, включая внутренние (!), и фигура сложится сама собой (смотрите следующие 5 фото; на этой серии фотографий очень хорошо видно, как меняется форма и очертания фигуры после того, как все сгибы проглажены).

базовые формы оригами

На последнем фото мы фактически видим готовую фигуру "Двойной треугольник", перевёрнутую "вверх тормашками".

Берём за верхушку, ещё раз проглаживаем сгибы уже в сложенном виде.

Базовая форма "Двойной треугольник" (она же "Фусен"/"Воздушный шар" и "Шляпа") готова.

Средняя базовая форма "Дзабутон"

В оригинале она называется именно так и означает подушку для сидения. Как вы, наверняка, знаете, японцы сидят на полу, сидениями им служат как раз такие подушечки — маленькие (примерно 40х40 см) плоские тонкие подушечки.

У нас в традиции таких подушек нет, поэтому "русифицированный" вариант названия этой базовой формы — "Блинчик":)

Возьмите лист бумаги, положите его белой стороной вверх и согните "вдоль" и "поперёк".

Согните один из углов к центру.

Теперь согните остальные углы аналогичным образом к центру.

Базовая форма "Дзабутон" ("Блинчик") готова.

Средняя базовая форма "Рыба"

А вот теперь самое время открыть 1-ый мастер-класс, если вы с ним ещё не ознакомились и если название "базовая форма Воздушный змей" вам не знакомо.

Итак, возьмите готовую базовую форму "Воздушный змей". Переверните на другую сторону. Это наше "исходное положение" для складывания базовой формы "Рыба".

Прижмите нижний край, а верхний тяните вниз так, чтобы верхний и нижний углы соединились (смотрите след. 3 фото).

Извините, в процессе съёмки не заметила, что фото слегка не в фокусе, на экране фотоаппарата казалось нормальным:)

А вот так фигура выглядит с обратной стороны (это просто для самопроверки, работать с обратной стороной мы не будем; переверните обратно).

После проверки обратной стороны переверните снова на рабочую сторону (для тех, кто запутался, которая сторона рабочая — та, с которой видно белую сторону бумаги, с предпоследнего фото).

Итак, положите заготовку на стол, прижмите нижний угол, а один из верхних углов раскройте и потяните вверх (см. 2 фото).

Тут может возникнуть сложность: если вы загнёте этот угол и будете тянуть его назад и в сторону (по аналогии с крышками консервных банок), клапан не раскроется, как нужно, он "застрянет", и вы как раз столкнётесь с тем вопросом, который постоянно становился камнем преткновения для меня: "А как это сделать?".

Для этого сначала надо полностью раскрыть этот клапан. Проще всего это сделать, засунув палец внутрь этот клапана, так чтобы бумага перестала "прилипать" друг к другу (как раз на 1-ом фото видно, как я отгиюбаю угол, и бумага "прилипает" друг к другу", и видно, что тяну я больше назад и вбок, чем вверх; а на 2-ом фото клапан полностью раскрыт, можно даже сказать, что он надут, как парашют, так и должно быть! Только так и удастся сложить бумагу необходимым образом; и я тяну угол именно вверх.

Важно! Запомните эту технику раскрытия клапанов. Она встречается очень часто! Именно она при взгляде на схему вызывает вопрос: "Как из этого шага получить следующий". И она пригодится нам при складывании сложной базовой формы "Птица", ради которой отчасти затевалась вся эта серия мастер-классов :)

Прижмите получившуюся складку. Вот, что должно получиться. Тут абсолютно очевидно, как из предыдущего фото получается такой результат.

Аналогичным образом раскройте второй клапан и потяните второй угол вверх.

Вот, что должно получиться.

Так фигура должна выглядеть с обеих сторон!

Прижмите нижний угол нижнего слоя, а угол верхнего слоя потяните вверх до упора. У вас получится ромб.

Переверните на другую сторону.

Базовая форма "Рыба" готова.

Надеюсь, после этого мастер-класса у вас остался только один вопрос "как": "Как японцы увидели в этой фигуре рыбу?" :)

И на этот вопрос есть ответ. Базовая форма — не обязательно готовая фигура (как например, "Воздушный змей", "Воздушный шар", он же "Шляпа" или "Подушка для сидения — Дзабутон", она же "Блинчик"). Зачастую базовая форма — это "отправная точка" для последующих фигур.

Вот несколько примеров того, как из базовой формы "рыба" получаются тюлень (как раз его схема начинается с фразы "Начните с базовой формы рыба") и самая простая по исполнению рыбка — карп (полагаю, в нём даже самый начинающий оригамист легко разглядит эту базовую форму "Рыба" и даже легко догадается, как она превратилась в карпа).

Эти фото взяты из сети просто для примера того, во что может легко и быстро превратиться этот странный ромбик с "ушами", называемый базовой формой "Рыба". Я ни в коей мере не претендую на их авторство. Я уважаю авторские права, поскольку и сама сталкивалась с использованием фотографий моих работ в рекламе посторонних лиц.

Комментарии
Комментариев пока нет