По ту сторону бытия: русское офицерство на картинах отечественных художников

  • Рубрика: Занимательные истории
  • Виды творчества: Живопись
По ту сторону бытия: русское офицерство на картинах отечественных художников | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Такой далекий, но привлекательный и притягательный, будоражащий воображение XIX век со своим неповторимым укладом жизни, присоединением новых территорий и научными открытиями, бытовыми неудобствами, неуклюжей модой и размеренным ритмом жизни, в которой весьма часто находилось место для военного подвига. Так можно сказать о том времени, когда смотришь на эти картины.

Каждая из картин отсылает нас к героическому прошлому, известному нам лишь немного из школьных уроков литературы, творческого наследия Толстого и Пушкина, Лермонтова и Грибоедова... Рассматривая эти картины, мы мысленно погружаемся во времена, к которым мы все уже, наверное, не имеем прямого отношения, но кое-что о них слышали: когда усатые кавалергарды наведывались в Петербург в перерывах между бесконечными русско-турецкими войнами на Кавказе, а дамы подчеркивали свое благородство тугими корсетами.

Мне кажется, ушедшая эпоха вызывает ностальгию даже у тех, кто мало знаком с повседневной жизнью имперской России, о которой можно теперь узнать лишь из книг, мемуаров и исторических хроник.

историческая живопись, студия artpochtamt

Данная публикация предназначена для настоящих ценителей исторической живописи и любителей русской истории. Давайте вместе с художниками перенесемся по ту сторону бытия, где живут и еще не ведают — не чуют кровавого запаха грядущей и самой страшной национальной катастрофы России.

русская история, историческая картина

Художник Бунин Наркиз Николаевич "Вручение императором Николаем II знамени 145-му пехотному Новочеркасскому полку"

художник павел рыженко, история в живописи

Художник Богданов-Бельский Николай Петрович "Портрет генерал-адъютанта П.П. Гессе" 

Российского офицера Царской армии всегда отличала высокая образованность и хорошие манеры. Огромное количество биографий показывает широту их взглядов и интересов: из военной среды вышло немало историков, поэтов, музыкантов, химиков, кораблестроителей, инженеров, пионеров воздухоплавания и авиации, преподавателей.

художник навозов василий, богданов-бельский

 Художник Бунин Наркиз Николаевич "Офицер с собакой".

Еще Суворов требовал в военном искусстве проявления творчества и смекалки, нахождения лучших решений — тактических и стратегических, поэтому творческие поиски стали неотъемлемой чертой русского офицера. Вечера в офицерском собрании с музыкой полкового оркестра побуждали к музыкальному творчеству.

художник бунин наркиз, художник евстигнеев

Художник Василий Иванович Навозов "Офицер в отпуске", 1897.

художник первунинский, царская россия

Художник Евстигнеев Алексей "Прощание славянки", 2011.

Походная жизнь, лагери на лоне природы под открытым небом развивали стремление к познанию окружающего мира, а участие в боевых действиях способствовало развитию быстрой реакции в ситуациях, где "промедление смерти подобно".

художник полянская анна

Художник Бунин Наркиз Николаевич "Смерть генерала Келлера во время боя на Янзелинском перевале. 1904 год"

русские офицеры

Художник Николай Семенович Самокиш "Портрет великого князя Николая Николаевича".

Офицеры говорили на трех языках, прекрасно танцевали, знали светский этикет, имели широкий кругозор и армейскую выправку. После большевистского переворота, когда на них началась кровавая охота, их нередко выдавала именно осанка – привычка держать спину прямо.

русское офицерство

Художник Бунин Наркиз Николаевич "Часовой лейб-гвардии конного полка в Зимнем дворце" 

За пределами страны офицер защищал не только свое офицерское, но и национальное достоинство. О моральном облике русского офицера можно судить по свидетельству Мэри Дюмареск, дочери губернатора английского острова Джерзей, супруге английского генерала, которая оценивала мужскую воспитанность строго, а русских военных — предвзято. Она была иностранкой, а русский народ за пределами страны всегда почитали варварами, дикарями и грубиянами.

русская армия

Художник Владимир Первунинский "Перед выездом"

Столкнувшись с ними в 1799-1800 гг. англичанка вынуждена была признать:
"... они (т. е., русские), […] с точки зрения манер, грации и вежливости, стоят выше, чем ленивая, гоняющаяся за модой, часть нашего населения. Приятная фамильярность с лицами нашего пола соединяется в них с почтительной удаленностью, благодаря чему приличная женщина отлично чувствует себя в их присутствии. Если воспитанный русский офицер интересуется своим "предметом", он все же настолько искусно это скрывает, что это остается незаметным для тех, кто не имеет желания принимать в этом участия.

имперская россия

Художник Розен Иван Семенович "Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год ".

[…] Я никогда не слышала от русского грубого или неделикатного слова."— вспоминала Мэри Дюмареск. — Что касается их нравственности, то у нас было мало возможностей судить о ней. Но они не оставили здесь ни одного неоплаченного долга и, хотя они имели большой успех среди прекрасных дам, я не слышала ни об одном случае, где женщина имела бы причины оплакивать потерю своей репутации".

россия до революции

Художник Владимир Первунинский "Дворянская осень"

Кроме того, исторический факт: по окончании пребывания русских на острове Джерзей его парламент специально собрался, чтобы вынести благодарность русским генералам и офицерам "за отличную дисциплину их людей".

кавалергарды

Художник Павел Рыженко "Вторая присяга (Отречение)"

Крушение Российской империи заставило многочисленных офицеров покинуть Россию или пасть жертвой нового режима. Российское офицерство, отличавшееся широким кругозором, не замыкавшееся исключительно на сфере военной службы, представляло собой российскую элиту, в большинстве своем так непохожую на военные кадры социалистического общества.

живопись маслом

Художник Павел Рыженко "Царские погоны".

© А.Н. Полянская, 2017.

Комментарии (75)

Спасибо!Очень красивые картины!

olga (ecojoy) 10.04.2017

Очень понравился представленный материал!

Комментарии и высказанные мнения тоже интересны...

Спасибо за статью!

Ольга, спасибо, что не пожалели времени на прочтение материала и на комментарий.

Praguetime 10.04.2017

Анна, спасибо за статью! Интересно!

Я считаю что, всем нам надо быть ДОБРЕЕ к нашим предкам!

Вы посмотрите, какую огромную страну они нам ОСТАВИЛИ !!!

И за это СПАСИБО им.... красным, белым, офицерам, солдатам, крестьянам, царям, коммунистам...!!!

Мы сейчас, почему-то взяли на себя роль судей... (как им надо было поступить и как не надо было).

Они то выдержали! А что такого созидательного мы (такие умные) можем сделать в нашу эпоху?

Анечка, Ваш "Вронский" бесподобен.... Красавец!

Спасибо за комплимент для Вронского))

Вы знаете, я всегда поражалась, каким образом новая власть смогла одолеть иностранную интервенцию, выстоять, а потом еще и победить фашизм! И это все в совокупности с истреблением огромного количества людей внутри страны.

С большим удовльствием прочитала и порассматривала картины- они вроде о давно минувших днях..., но такие родные!!! Спасибо.

Спасибо, Татьяна.

Как жена офицера, могу сказать, что и сегодня офицерство - некий особый слой населения со своими понятиями о чести и достоинстве. Немало их погибает в горячих точках, хотя о подвиге в современном обществе говорить как-то пафосно. Как и в 19 веке, офицеры грубы в общении друг с другом, а в присутствии женщин вежливы и галантны. А вот военная форма с тех романтических времен претерпела сильные изменения и меняется каждые 3-4 года. Если раньше всё было красиво, парадно и неудобно (как например белые лосины гусар из тонкой кожи, которые надевали мокрыми, чтобы они приняли форму тела), то сейчас повседневная форма очень удобна, из современных материалов, а парадный вариант в каждом роде войск производит впечатление, внушающее гордость за нашу страну.

Анна, спасибо за хорошую подборку картин и статью!

Ваш "Вронский" неплохо дополнил бы публикацию{#}

Ангелина, мне очень понравился Ваш комментарий. Спасибо! Со всем уважением к современному офицерству.

Отдельное спасибо за комплимент для Вронского. Нам обоим приятно, что Вы обратили на него внимание)))

Я знаю, что история не терпит сослагательного наклонения. Рассуждения типа если бы, да кабы, дело неблагодарное. Но я вот часто задумываюсь, да, революция дело ужасное, столько смертей, столько разбитых судеб. Но подумайте каждый об истории своей семьи. Думаю, потомков дворянства среди нас меньшинство. И не только потому, что их всех истребили, хотя и поэтому тоже, да. Но и потому что в процентном соотношении их всегда было меньше, чем тех, к кому они в лучшем случае относились снисходительно.

Так вот, я например не уверена, жила бы я вообще на свете, если б все пошло не так. Потому что если бы не разказачивание, то мой дед и его семья врядли бросили бы дом и хозяйство и побежали с Дона. И в таком случае дед не встретил бы мою бабушку, простую подмосковную крестьянку. И очень маловероятно, что оба они смогли бы выбиться в люди с таким нехитрым происхождением. Так что вот так вот... Просто мысли вслух...

Показать еще