Интеллигентность

лат. intelligens — понимающий, мыслящий] — совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, являющимся носителями культуры. Первоначально И. — производное от понятия "интеллигенция", означающего условную группу, объединяющую представителей так наз. "свободных профессий" (ученых, художников, писателей и др.). К числу основных признаков И. относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств: обостренное чувство социальной справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; следование велениям совести, а не внешним императивам; тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; способность к состраданию; идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию.

В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий "интеллигенция" и "И." Понятие "интеллигенция" ввел русский писатель П.Д. Боборыкин. Под первым стали понимать социальную роль, под вторым — особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь к некоторым сословиям и профессиям, с течением времени стали характерными и для представителей др. слоев общества. И. обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Однако эта черта имиджа И. не является ее необходимым и тем более достаточным атрибутом. И. может быть присуща любому члену общества. В настоящее время закрепленность признаков И. за представителями к.-л. классов, "прослоек", профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов является не более чем стереотипом обыденного сознания.

В сталинский и послесталинский период советской истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как "прослойки" между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому И. фактически не выступала в качестве социально желаемого качества и образца для подражания. В период тоталитаризма при показном расположении к интеллигенции, последняя неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата государства, видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития.

Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный И. интернационализм, презрение к проявлениям шовинизма не допускает при этом неуважительного отношения к развитию национального самосознания. Ориентация носителей И. на общечеловеческие ценности в корне противоположна стереотипам антагонизма и вражды. В настоящее время, в связи с перестройкой всех сфер общественной жизни, начинают складываться объективные возможности для превращения И. в общезначимую ценность, для осознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества.

А.В. Петровский

Комментарии (11)

О да! На себе частенько испытываю, как тактичность и личную порядочность окружающие принимают за слабость характера, а ярко выраженное чувство индивидуальности и личной свободы порой пытаются заглушить различного рода осуждениями ... {#}

<<В сталинский и послесталинский период советской истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как "прослойки" между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому И. фактически не выступала в качестве социально желаемого качества и образца для подражания. >>

Поскольку сейчас поменялось отношение к интеллигенции, и инеллигентность "социально желаема" , то для социально ненадежной интеллигенции придумали термин "креакл".{#}

Интересное слово {#}

Креативный класс, творческий класс (англ. creative class), ругательно креакл(ы) — понятие (термин), предложенное Ричардом Флоридой для обозначения социальной группы населения, включённой в постиндустриальный сектор экономики. Это часть среднего класса, ставшая самой влиятельной и массовой социальной группой в развитых странах (к примеру, в США их доля составляет 30 % всех работающих). Активно включен в глобальный мир. Именно он сегодня создаёт в развитых странах повестку дня, служит образцом для подражания и формирует общественное мнение.

Согласно теории Ричарда Флориды и разделяющих его точку зрения исследователей, в отличие от рабочего и обслуживающего классов, представители творческого класса предпочитают вертикальному продвижению по служебной лестнице горизонтальное перемещение и смену мест работы в пользу наиболее творческой. Также, они предпочитают моральное и духовное удовлетворение денежно-материальному. Для людей данной группы характерной чертой также является ярко выраженное чувство индивидуальности и личной свободы.

Среди профессий, которые имеют представители творческого класса: журналисты, писатели, учёные, инженеры, артисты, художники, специалисты PR, бренддизайнеры и пр. В целом это участники основанной на знании высокотехнологичной экономики, требующей наличия творческого мышления и способности к нешаблонному решению задач.
В российской действительности словосочетание «креативный класс» иногда употребляется как синоним либеральной оппозиции или синоним к слову «хипстер». В связи с митингами протеста, начавшимися в конце 2011 года, в обиходе появилось неодобрительное сокращение — «креаклы». Радиоведущий, продюсер Михаил Козырев в рубрике «Слово и антислово» назвал «креакла» «омерзительным сокращением», которое напоминает «смесь стегозавра и диплодока»

Мне не нравятся "креаклы". Я принадлежу к русской интеллигенции.

Вот мне видится в креаклах нечто базарное. Но может я и не права. &nbspimage )

По самоощущениям хочется причислить себя к интеллигенции, но мне все же кажется, что себя оценить сложно и это скорее видение со стороны. Но еще надо сказать, что у меня напрочь отсутствует обостенное чувство социальной справедливости и идейная принципиальность. Ну не революционер я , ага{#}

И я, и мои дети, мы с рождения знаем, что относимся к интеллигенции. Полагаю, и мои внуки так же будут интеллигентами.

Не все интеллигенты были революционерами и не все революционеры были интеллигентами.

Ну, если по рождееению. )) Я вот по рождению пролетариат, значит мне не светит в интеллигенты выбраться? Недавно что-то про дворянство было.... Интеллигенция это как титул что ли? {#}

О "присутствующих" не говорю, если что.

Интеллигенция в России - это специфическое мировоззрение, отношение к культуре, модель поведения. Сможете всё это вобрать в себя - станете интеллигенцией. Обычно этого достигают к третьему поколению {#}. Хотя есть и исключения.

Титулы раздают монархи, интеллигенцией мы становимся.

Значит у внуков есть надежда, при условии конечно, что есть зародыш. ))

А вы разве исключаете, что процесс этот может быть обратим? На мой взгляд такое тоже возможно.

Совсем не исключаю! Вполне возможно.