Обновление пароля

 >  >  >  > Особенности изготовления керамики под заказ

Особенности изготовления керамики под заказ

Особенности изготовления керамики под заказ | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я работаю в технике литья и ручной лепки, так что особенности гончарного дела в этой статье не затрагиваю. Здесь я, по возможности, кратко опишу этапы работы, возможно, в последующих статьях коснусь каждого этапа подробнее.

В каком случае используется техника литья.

Это касается изделий, находящихся в постоянной продаже, т.е. тех, на которые есть спрос, и, естественно, проще и быстрее отливать их по готовой форме. Так же при тиражном заказе, когда необходимо изготовить много одинаковых изделий. Либо в случае, когда приходит заказ на идеальные формы вращения - в этом случае, опять же, быстрее изготовить тело вращения на специальном станке, и затем снять с него форму, чем пытаться добиться идеальной формы ручной лепкой, что практически невозможно.

Ручная лепка.

Если же заказчик хочет изделие сложной или не идеальной формы и тиражность не превышает 2-3 изделия, или изделие достаточно простое, хорошо подходит способ ручной лепки, понятно, что при этом предметы будут немного отличаться по форме. Следует, однако, учитывать, что не все можно изготовить только в одной технике, и иногда приходится сочетать эти два способа - все зависит индивидуально от пожеланий заказчика к изделию.

С чего все начинается.

Естественно с эскизов, иногда это просто фото от самого заказчика, и с обсуждения с заказчиком всех деталей и нюансов. Обсуждаются размеры, и для чего именно предмет будет использоваться – это влияет на подбор материалов, идеально подходящих под конкретные функции, а так же на выбор способа декорирования глазурями, или специальными обжиговыми красками. К примеру, не все из них подходят для посуды, используемой в быту, так же как и не все подойдут для садовой скульптуры или наружных элементов декора, которые должны выдерживать различные погодные условия и перепады температур.

После того, как эскиз утвержден, и все детали выяснены, приходит время приступить непосредственно к изготовлению.

Ручная лепка.

Со способом лепки вручную все более или менее понятно, берется пластичная глиняная или фарфоровая масса и лепится изделие с учетом усадки глины после обжига, т.е. размер изделия должен быть больше обозначенного заказчиком в процентном соотношении к усадке глины в печи.

Отливка по форме.

Что касается техники литья, то  тут процесс делится на несколько этапов. Для начала изготавливается мастер-модель – точная копия изделия, размеры которой учитывают усадку выбранного материала после обжига. Сразу стоит сказать, что каждый вид глины имеет свой процент усадки, и с одной и той же формы невозможно получить идентичные изделия, к примеру, и из терракотовой глины, и из фарфора – после обжига они будут отличаться по размеру. В случае с декоративными элементами, фигурками или сложными формами, мастер-модель лепится из пластилина вручную. Формы вращения вытачиваются из гипса по чертежу на специальном гипсомодельном станке, практически аналог токарного станка. Если на изделии предусмотрен какой-либо рельефный орнамент, он долепливается из пластилина на выточенную гипсовую модель. В некоторых случаях с моделей, изготовленных из пластилина, требуется снять промежуточную силиконовую или гипсовую форму, для отливки чистовой мастер-модели из гипса и последующей ее доработки и вышкуривания, т.е. доведения до необходимого внешнего вида.

С готовой мастер-модели снимается гипсовая форма, как правило, разъемная, состоящая из нескольких частей. Иногда этой первой формы достаточно, но в случае с большими тиражами со сжатыми сроками изготовления, требующими большого количества форм, при помощи этой формы приходится изготавливать так называемые капы - это формы для форм, т.е. формы, в которые можно быстро отлить из гипса каждый отдельный кусочек формы. Следует отметить, что с каждой формы в день можно снять не более 2-х изделий, после чего ей необходимо дать хорошенько просохнуть – это значительно влияет на сроки изготовления при заказах на тиражи.

Когда формы готовы и хорошо просушены, можно приступать к процессу отливки. В гипсовую форму заливается, разведенная до жидкого состояния, глина – так называемый, шликер. Гипс впитывает влагу, и глина начинает постепенно оседать на стенках формы. Когда осевший слой глины достигает необходимой толщины, излишки шликера сливаются. Изделие на некоторое время остается в форме для застывания, после чего его достают, аккуратно размыкая куски формы, устраняют мелкие дефекты, если это требуется, долепливают, или, если изделие состоит из нескольких частей (чашка+ручка), склеивают части между собой, и дают полностью высохнуть.

Декор.

Просушенное изделие отправляется в печь для первого (утельного) обжига. Как правило, это обжиг на низкой температуре, но достаточной для того, чтобы глина перестала размываться в воде и стала чуть прочнее, но при этом не потеряла впитывающих качеств - на такое изделие проще наносить роспись и глазурь. Утельное изделие, при необходимости, декорируется подглазурной росписью, покрывается глазурью и обжигается вновь, уже на более высокой температуре. Если на изделии предполагается роспись надглазурными красками или отводка люстровыми препаратами на основе металлов, такая роспись наносится на уже полностью обожженное изделие с глазурью, после чего оно в третий раз отправляется в печь.

Как определяется стоимость работ для заказчика.

Естественно, каждая манипуляция требует времени,  усилий, затрат на материалы и, соответственно, влияет на цену изделия. Цена на типовые изделия из магазина, либо дозаказ тиражей по готовым формам будет ниже, поскольку для них не нужно изготавливать мастер-модель и формы, они уже есть, технология изготовления этих изделий отработана и требует меньше времени и трудозатрат. Цена на них включает только затраты на материалы, электричество при обжиге, и время, потраченное на их изготовление. Изделие под заказ будет стоить дороже, поскольку требует подбора материалов и изготовления форм, в некоторых случаях требуется сделать какое-то количество пробников, чтобы добиться, необходимого заказчику, результата. Так же на цену влияет размер, сложность формы и декора изделия, и сроки изготовления. Чем меньше размер, чем проще форма изделия и способ декора, иными словами, чем проще оно в изготовлении, чем меньше на него затрачивается материалов и рабочего времени, тем оно дешевле.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email