Обновление пароля

 >  >  >  > Путешествие к нашим истокам. Женский головной убор «сорока»

Путешествие к нашим истокам. Женский головной убор «сорока»

Виды творчества:   Роспись > Народно-прикладное искусство
Шитье
Путешествие к нашим истокам. Женский головной убор «сорока» | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

"Мы — русские! Какой восторг!"
Александр Васильевич Суворов

Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и современному человеку разобраться во всех этих корунах, киках и кокошниках достаточно трудно.

женские головные уборы

Тем более, что на наш современный взгляд, они, временами, похожи как близнецы, хоть и называются по- разному. А ведь для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был "говорящим". С первого взгляда можно было определить, издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя "мода" на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное — мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался — по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.

Замужним женщинам полагалось прятать волосы. Считалось большим грехом и позором "засветить" хотя бы прядь волос. Домовой легко мог утащить неосторожную женщину на чердак за непокрытые волосы. А разгневанное божество могло наслать на неё болезнь или неурожай. Отсюда пошло выражение: "опростоволоситься"

Говорили: "Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!".

"Опростоволоситься" (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры), то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за "бесчестье".

Недаром славянки не ходили с непокрытой головой. И волосы убирали в косы с любовью и тщательно. Ладная причёска и ладный головной убор — это очень сильный оберег для женщины, а поскольку женщина по своей сути берегиня семьи и рода, то и для семьи.

От чего так? Волосы в порядке — мысли в порядке, и связь с любимым крепкая, ладная. В волосах большая сила и связь с родом заложены. Не стоит показывать их каждому, сила эта нужна в своей семье.

Старинный традиционный народный головной убор замужних женщин — сорока.

сорока головной убор

В XIX веке сорока была не только крестьянским головным убором.

Он был широко распространен в центральной России.

Сорока была самым богатым из женских головных уборов.

народная традиция

Данный тип головного убора русских женщин схож со скифскими калафами и характеризуется яркими красками, огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.

русский костюм

Традиционная "сорока" состояла из трех элементов:

  • это так называемая кичка — мягкая холщовая шапочка с твердой налобной частью, которую надевали непосредственно на волосы. Твердое возвышение изготавливали из дуба, бересты, простеганного холщевого холста или валиков, набитых соломой. По форме кичка могла быть плоской, или иметь выступы по бокам, имитирующие рога. В таком случае ее называли "рогатой кичкой". Именно кичка придавала головному убору его оригинальную форму, к примеру, на некоторых фото встречается сорока с копытообразной и котелкообразной кичкой;
  • завершали композицию своего рода чехол (непосредственно "сорока"), который надевали поверх кички и позатылень, который закрывал затылок. Чехол шили из мягкого бархата, кумача, шелка с ситцевой или холщовой подкладкой. Позатылень представлял собой прямоугольную полосу ткани, расшитую золотыми нитями и закрепленную с помощью картона;
  • очелье — лобная часть исконно русского женского головного убора "сорока" была украшена вышивкой, цветными стразами, нашитой тесьмой из бисера, по краям очелья пришивалась бахрома.

Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп. Будничные сороки шились обычно из дешёвого материала с минимальным количеством украшений и надевались, как правило, без позатыльника, а иногда и без налобника.

Праздничные сороки, особенно сороки молодых женщин, были очень нарядными. Очелье сорок, позатыльник, иногда и верхняя часть украшались вышивкой, выполненной серебряными, золотными, шёлковыми нитками, гарусом, были унизаны блёстками, бусами, бисером. Кроме того, они обшивались лентами, позументом, цветной тесьмой с нашитыми на неё блёстками. Дополнительным украшением к сороке были пушки — шарики из гусиного пуха, высушенных желез диких уток; махры — помпоны, кисти из разноцветного гаруса; косицы — кисточки из пёрышек селезня, конского волоса или шерстяных нитей.

Первый раз сороку полагалось надевать или в день венчания или на следующий день после брачной ночи. Обряд надевания её на молодую женщину происходил очень торжественно.

Пожилые женщины заплетали молодушке две косы, укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, затем неторопливо надевали все части головного убора. Его надевание сопровождалось пением песен, в которых рассказывалось о том, что девушка распрощалась " со своей волей волюшкой, девичьей красой", стала замужней женщиной.

народная традиция

На протяжении своей жизни женщина несколько раз меняла свою сороку. Одну она носила будучи молодухой, т.е. в первый год семейной жизни. После рождения первого ребёнка она надевала несколько иной головной убор. Затем головной убор менялся после рождения четвёртого-пятого ребёнка.

Старуха, то есть женщина уже не способная к рождению детей, надевала сороку, указывающую на её возраст. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка.

Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества.

Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.

Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку — до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.

Сорока — один из самых древних русских головных уборов в народной традиции. Судя по археологическим материалам, он был известен на Руси еще в XII веке, а может быть и в более раннее время. Принято считать, что в Древней Руси и в эпоху средневековья сорока была распространена по всей территории расселения русского народа и была известна как в городах, так и в селах.

Территория её распространения была достаточно широка. Она была известна местами в северных и центральных губерниях Европейской России, в Забайкалье, Тобольской губернии.

Однако наибольшее распространение она получила в южнорусских губерниях, где была основным головным убором замужних женщин. В каждой местности сорока имела свои особенности. 

Необычную "сороку", больше похожую на головной убор индейского вождя или хвост павлина, носили представительницы этнографической группы новосильских казаков, жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии. Исследовавший в 1902 г.эти края Н. М. Могилянский писал: "Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский "обряд“ сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется всеобщим признанием. На помещенном здесь снимке изображена замужняя женщина в праздничном костюме; и в "сороке", головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки….Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих "золотных" головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро".

Замужняя казачка в праздничном костюме с "сорокой". Село Вышняя Залегощь, Новосильский уезд Тульской губернии. 1902 г.

Сороки разных губерний отличались друг от друга.

Наиболее известными являются каргопольская и воронежская сороки.

С середины 16-го и до начала 19-го века Каргополь был важным торговым центром северной Руси. Поэтому традиционный народный костюм, сформировавшийся там, был очень богатым и состоял из большого количества деталей. Самой сложной вышивкой и богатством отличались женские головные уборы. По ним определялся статус в обществе и имущественное положение семьи.

Полностью каргопольская сорока состоит из трех деталей. Сначала надевается шапочка-сдериха, которая, с одной стороны, выполняет роль повойника (стягивает и скрывает волосы), и с другой стороны, ее жесткий козырек ("копытце") надо лбом создает жесткую основу для особой формы узорного очелья. Сдерихи полностью скрывались под следующими деталями, и поэтому шились из самых дешевых и доступных тканей.

Собственно сорока — это кумачовый платок сложной формы, похожий в разложенном виде на птицу (отсюда, видимо, и название), с богато украшенным очельем. На основу очелья использовались самые дорогие и узорчатые ткани (миткаль, шелк или бархат малиновый, красный, голубой, белый). Украшалось очелье жемчугом и/или золотным шитьем.

Свадебный головной убор "сорока" Воронежской губернии состоит из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно "сороки" каблукообразной формы. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом.

К ней крепится кусок холста, края которого собираются на тонкий шнур — "вздержку". Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове.

Приглашаю вас познакомиться с уникальными традиционными сороками из коллекции Н. Л. Шабельской принадлежащих сейчас институту костюма при музее "Метрополитен Арт" (до 2009 года были в коллекции Бруклинского музея), чтобы увидеть своими глазами, какими живыми, красивыми, удивительными и женственными были головные уборы наших прапрабабушек.

Женские славянские головные уборы возвращаются в повседневный обиход в современном виде, удобном и подходящем для жизни и в городе и за его пределами. Потому что если уловить суть, то форму (ткани, украсы) каждая девица-красавица для себя сама найдёт.

Древний традиционный женский головной убор — это не только красота и женственность. Он также носит и глубокий сакральный смысл и значительно усиливает женскую энергетику. В нем ощущаешь себя тепло, комфортно и безопасно.

 Традиционный народный головной убор сорока очень органично вписывается в современный стиль одежды как городской, так и сельской женщины учитывая все возрастающий интерес к народной одежде. Сорока смотрится очень красочно, привлекательно и женственно. В зависимости от выбранного материала этот головной убор уместен также для посещения храма.

Посмотрите сами.

Что даёт ношение такого головного убора? Самый простой способ узнать — это сшить себе или приобрести готовый и начать носить.

Выкройка "сороки" из журнала "Чудесные мгновения. Русский народный костюм".

Все фото взяты из интернета.

Источники

Традиционный народный женский головной убор "сорока", Н. Гусева

Журнал "Чудесные мгновения" (вып. 2, 2003 г.)

Маслова Г. С. "Орнамент русской народной вышивки". М., 1972

Материалы Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея

Могилянский Н. М. "Поездка в центральную Россию для собирания этнографических коллекций". Архангельск, 1993

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email