Обновление пароля

 >  >  >  > «Зажечь потухшие глаза человечества»: о выставке «Голубая роза»

«Зажечь потухшие глаза человечества»: о выставке «Голубая роза»

Виды творчества:   Разные виды творчества
Живопись и рисование
«Зажечь потухшие глаза человечества»: о выставке «Голубая роза» | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Она (голубая роза) была избрана как лучшее и тонкое существо из всех цветов, 

которые нельзя увидеть среди продажных цветов магазинов и бульваров.

К. Малевич о выставке «Голубая роза».

18 марта 1907 года в Торговом доме М.С. Кузнецова на Мясницкой улице открылась выставка под символическим названием «Голубая роза». Организована она была на средства Н.П. Рябушинского, который также выступал в роли её куратора. М.С. Кузнецов же предоставлял выставочное пространство на втором этаже. Проект выставки долго обсуждался, а сама она тщательно готовилась. Свои картины представили молодые художники-символисты Павел Кузнецов и Пётр Уткин, Н.Сапунов, А.А. Арапов, Н.П. Крымов, братья Николай и Василий Дмитриевичи Милиоти, Н.П. Феофилактов, Мартирос Сарьян, С.Ю. Судейкин и др.

Дом фарфора. Дом М.С. Кузнецова, построенный  Ф.О. Шехтелем в 1889-1903 годах.

голубая роза, модерн

Художники считали себя провозвестниками нового направления искусства, которое объединило бы разные виды искусств (музыку, живопись, архитектуру, поэзию, искусство создания декораций) и синтезировало бы нечто новое и свежее, и, как бы мы сейчас сказали, интерактивное.

Выставка на Мясницкой 8, в доме Кузнецова как раз и стала таким интерактивным действом. По сути, картины, представляющие бесспорный интерес, оказались частью особой художественной реальности, созданной при помощи цвета, света, фактур, звуков, ароматов. И даже сами художники были вовлечены в эту волшебную игру, будто бы стали героями некоего театрального представления. Зрителей ждало полное погружение в мир «Голубой розы», мир волшебный, умиротворяющий, призрачный и радостный.

Специально для выставки стены были обиты серо-голубоватой материей, полы устланы коврами того же оттенка. Картины, заведомо подобранные в той же цветовой гамме, будто бы проступали на фоне стен, вырастали из них и растворялись в цветовом пространстве. И обволакиваемые тихими звуками музыки сами творцы скользили мимо своих работ с блеклыми букетиками цветов в петлицах. Художник Сергей Виноградов вспоминал, что это «была сенсация в московском мире искусства. И устроена она была с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как-то тихо и чувствительно играл, красота нежных мягких красок в картинах, наряднейшая красивая толпа, небольшой размером каталог, на обложке его по рисунку Сапунова голубая роза — нежная, блёклая — всё так гармонично, чарующе, так цельно, красиво и радостно…».

Обложка каталога выставки «Голубая роза» по рисунку Н. Сапунова.

голубой, символисты

А вечерами выставка становилась площадкой для специальных «исполнительских собраний». Сюда стремился весь символистский круг Москвы. Велись беседы о новом в искусстве, о его развитии, о новых целях и формах. «Выступали с чтением стихов и прозы Брюсов, Бальмонт, Ремизов. Читали доклады Балтрушайтис, А. Белый. Исполняли свои произведения Скрябин, Ребиков, Черепнин, Спендиаров. Играл Игумнов. Греческие танцы продемонстрировала госпожа К.Я. - последовательница Айседоры Дункан».

Вот лишь несколько картин с выставки «Голубая роза».

Павел Кузнецов. «Голубой фонтан». 1905 г.

синий, символизм

Мартирос Сарьян. «Любовь. Сказка». 1906 г.

красный, картины

Мартирос Сарьян. «Озеро фей». 1905 г.

алый, синтез искусств

Петр Уткин. «Сон». 1900 г.

выставка голубая роза, символ розы

Василий Милиоти. «Вечерний праздник». 1900 г.

живопись, символика цвета

Николай Сапунов. «Маскарад». 1907 г.

голуборозовцы, художники-символисты

Николай Сапунов. «Балет». 1906 г.

история искусств

Выставка вызвала яростную полемику в прессе и обществе. Ее либо принимали с восторгом, либо осуждали в самых негативных выражениях.

Например, по мнению Маковского, выставка многими воспринималась, как «выставка-часовня», открытая вслед за посмертной выставкой Борисова-Мусатова (февраль 1907 г.), учителя и вдохновителя участников «Голубой розы»: «Светло. Тихо. И картины — как молитвы».

И.Грабарь считал, что это лишь блажь молодежи, «символистстическое кривляние»: «На выставке было непростительно много «приятностей» и до одури иного «вкуса».»

Николай Кочетов, корреспондент газеты «Московский листок» (14 апреля 1907 г.) писал: «Нас многие спрашивали: неужели это серьёзно? Неужели это не глумление, не вызов публике? Но тогда что же это такое?» И сам же отвечал на эти вопросы. Это «извращение розы». «Это логика кошмарных снов. И как кошмар не исправляет и не улучшает жизнь, так и это кошмарное искусство не может исправить мир, на что претендует современное сверх искусство».

Сергей Глаголь, критик уж и вовсе переходил на личности: «Достаточно быть Рябушинским, чтобы мановением волшебного жезла детски неумелая мазня превращалась в шедевры», чтобы «всё было дозволено». Н. Кочетов совсем издевательским тоном ему вторил: «А вот и картинки Миши, когда ему было всего семь лет. Виноват. Это «Сказки и сны» Сарьяна и мы принуждены взять более серьёзный тон».

Однако выставка ни в коем случае не призывала погружаться в ночные кошмары, и уж, тем более, картины, представленные публике, не были детской мазней. «Голубая роза» довольно четко и ясно (если это вообще возможно для символистов) выразила настроения значительной части общества, стала сплоченной художественной группой, обрела свой голос и высказалась.

Символ «роза» уже однажды использовалась этой группой художников в названии выставки, но тогда в 1904 году в Саратове в ней принимал участие Борисов-Мусатов, а роза была алой («Алая роза»). Так что выбор символа розы, как чего-то прекрасного, но тайного, вечной загадки мира, не был случайным. Метафизический смысл символа, волнующий умы философов еще со Средневековья, сохранился и в названии 1907-го г., но изменился цвет Цветка.

Символическое значение красного (алого) цвета напрямую противопоставляется значению синего или голубого, как истинная, реальная жизнь человека из плоти и крови противопоставляется призрачному бытию во сне или фантазии. По мнению историка «цвета» Мишеля Пастуро, красный и синий приблизительно с 12-13 веков вообще являются цветами антагонистами: «В последующие четыре-пять столетий эти два цвета делили между собой власть над остальными и в различных областях жизни выступали как антагонисты: цвет праздничный/цвет высокоморальный, цвет материальный/цвет духовный, цвет, бросающийся в глаза/цвет ненавязчивый, цвет мужской/цвет женский». (Мишель Пастуро «Синий. История цвета»).

Синий и его оттенки, столь любимые поэтами, писателями и художниками с эпохи Просвещения и романтизма, в конце 19 - начале 20 веков становится символом эпохи модерна. Многозначность, которую этот цветовой символ постепенно набрал за время своего использования европейской цивилизацией, давала широкие возможности для трактовки названия выставки и творчества художников. Не столько скорбь и печаль, одиночество и отверженность, но свет и умиротворенность, поиски прекрасного идеала, гармонии и красоты - вот что занимало умы участников выставки. Скольжение между сном и явью, мистические сны, воспоминания и тоска по уходящему, исчезающему - эти черты были свойственны скорее учителю молодых художников, Борисову-Мусатову. А вот для молодых «голуборозовцев» синий и голубой — это скорее цвета сказки, фантазии, мифа. Обыденность у них преображается, как в сказке, под действием чуда. Сказка — это мир ребенка, непредвзятый взгляд которого легко трансформирует даже самые простые вещи. Именно ребенок способен расцветить мир сиянием небесной лазури, даровать человеку наивную радость, помочь рассмотреть тайны и почувствовать себя снова счастливым.

Детская чистота способна «снова зажечь потухшие глаза человечества» — таким, думается, был главный посыл выставки «Голубая роза».

После завершения выставки участники ее получили крупные заказы от меценатов. Однако в 1908 году собрались снова на первой русско-французской выставке «Салон «Золотого Руна»». Это событие стало значительной вехой в истории диалога с французскими художниками-символистами, такими, как Дега, Боннар, Сезанн, Гоген, Ренуар, Матисс, Ван Гог, Роден, Дени и др.

Но это уже совсем другая история.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email