Цыганское золото или устаревший сорт латуни

Томпак. Это слово сейчас встречается довольно редко и пользуются им в основном ценители самоваров. 
Этот металл был изобретен Кристофером Пинчбеккером в XVII веке. Сплав получил распространение не только в Англии, уже через несколько десятков лет о нем узнали во всем мире. И кстати, многие мошенники разбогатели, выдавая монеты, разные украшения и изделия из этого вида латуни за золотые (так называемое цыганское золото). Сегодня в обиходе можно встретить и иные названия этого сплава – симилор, принцеталл, хризохалк, ореид и хризорин.
Томпак - это сплав меди и цинка и представляет собой разновидность латуни. Содержание первого элемента колеблется в пределах от 88 до 97 %, а второго не более 10%. Если увеличить долю Zn до 10–20%, тогда получится полутомпак. Содержание цинка влияет на свойство латуни и ее цвет. С его увеличением окрас изменяется от красного к желтому. Иногда слитки томпака по фото можно перепутать с благородным золотом.
Материал обладает великолепными антикоррозионными свойствами и износостойкостью. Он прекрасно сваривается с различными сталями и благородными металлами. Отличается повышенной пластичностью. Легко поддается эмалированию и золочению, ковке, волочению и гравировке. Именно поэтому он получил свою популярность в ювелирном и самоварном деле.
Из томпака всегда изготавливались дорогие, первосортные изделия. И ценился он не столько за свой цвет, сколько именно за технические характеристики. Даже сейчас работа по реставрации томпаковых изделий проходит проще, чем с изделиями из обычной латуни - он более пластичен, практически не образует трещин при рихтовке, легче поддается пайке.
томпак, тампак, самовар, самовар угольный, угольный самовар, самовар на дровах, дровяной самовар, реставрация, реставрация самовара, цыганское золото, латунь

Отличить томпак от латуни на первый взгляд не очень просто. Он более розовый чем латунь и менее красный чем медь. Для наглядности на фото: томпаковый самовар на медном подносе с латунным капельником.

Комментарии
Комментариев пока нет