Ода натуральному мылу, или Почему натуральное полезнее магазинного

  • Рубрика: Занимательные истории
  • Виды творчества: Мыловарение
Ода натуральному мылу, или Почему натуральное полезнее магазинного | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сегодня все больше людей стремятся наполнить свой быт натуральными вещами — одеждой, материалами, едой, косметикой. Но большинство забывают про натуральное мыло. Ведь казалось бы, что может быть проще? Лишь бы мылилось, да грязь смывало. Но мыло, как и любые другие косметические или моющие средства, может нанести огромный вред коже при неправильном выборе и использовании.

Что такое мыло

С давних времен основа рецепта мыла изменилась мало – это сочетание щелочи (натриевой/каустической или калиевой соды) с жиром. При совместной варке жиры (как растительные, так и животные) распадаются на составляющие компоненты: жирные кислоты и глицерин. Соединяясь со щелочью, они образуют соли натрия, которые называют мыльным клеем. Он содержит много лишних примесей, избавляются от которых с помощью солевого раствора.

В процессе обработки мыльный клей расслаивается на две части – мыльное ядро и подмыльный щелок, содержащий глицерин, воду и лишние примеси. Очищенная масса ядра может послужить основой для дальнейшего экспериментирования или сама стать полноценным мылом. Глицерин, отделенный от щелока, могут частично снова добавить в мыльную массу или применить в других целях (например, для добавления в косметические средства).

мыло ручной работы, компоненты в мыле

Наиболее качественным считается мыло, приготовленное с использованием растительных масел. Чем качественнее масло, тем лучше будет результат и... тем дороже. Ведь для того, чтобы нейтрализовать вредную для кожи щелочь, потребуется довольно много масла. А чтобы полученный результат не только очищал кожу, но и мог ухаживать за ней, желательно, чтобы часть масел не участвовала в реакции омыления, то есть была «лишней».

Такое свободное масло и обеспечит полезные свойства мыла. Естественно, чем больше будет свободных жиров, тем лучше будет результат. И тем хуже мыло  будет образовывать пену. Большинство людей, привыкших к обильной пене магазинного мыла, с недоверием относятся к способностям натурального именно по причине небольшого количества пены.

Особенности промышленного мыла

Основная цель бизнеса – заработать при минимальных вложениях. Производить мыло с использованием дорогого растительного масла в промышленных масштабах – не выгодно, слишком уж дорого получается. Поэтому производители заменяют растительные масла животными, а иногда и вовсе – синтетическими веществами (канифолью, производными от нефти кислотами и т.п.). Это существенно удешевляет процесс производства, однако, не менее существенно сказывается и на качестве конечного результата.

Мыло промышленного производства при использовании тщательно смывает не только грязь и пыль с кожи, но и поверхностный защитный слой из жира. После такого умывания кожа стягивается, пересыхает и может начать шелушиться. А в добавок, в качестве реакции на подобный стресс, может усилить выработку кожного сала для защиты, что будет особенно неприятно обладательницам жирной или комбинированной кожи. Регулярное удаление защитного слоя провоцирует преждевременное старение кожи, ослабляет ее.

мыло, косметика ручной работы

Помимо щелочи и жиров промышленное мыло, как правило, содержит достаточно много дополнительных компонентов, среди которых:

  • синтетические ПАВы, которые обеспечивают более обильную пену. Среди них нашумевшие Лаурил-, Лауретсульфат, сульфонаты и подобные. Об их вреде написана  не одна статья;
  • синтетические красители и ароматизаторы для придания приятного цвета и запаха;
  • антибактериальные компоненты, например, триклозан, обладающий канцерогенными свойствами;
  • отбеливатели (например, диоксид титана);
  • клеи, крахмал (для улучшения пенообразования и стойкости пены);
  • синтетические консерванты.

Многие из этих компонентов, накапливаясь в организме, могут вызывать различные заболевания, в том числе, рак.

Конечно, встречается среди промышленного мыла и качественное, в приготовлении которого использовались растительные масла, чаще всего – кокосовое, и сапонины, обеспечивающие мыльные свойства. Такое мыло будет более полезным, но и цена у него будет выше привычной. При покупке в магазине важно внимательно изучать состав мыла, чтобы подобрать наименее вредоносный вариант.

Преимущества и недостатки натурального мыла

Основным отличием натурального мыла от промышленного является использование более качественных и натуральных компонентов. В первую очередь это касается жиров. Для приготовления натурального мыла, как правило, используются растительные масла разной степени очистки (рафинированные, нерафинированные, прямого отжима).

польза мыла, косметика

Следуя подсказкам специальных калькуляторов или таблиц омыления, можно подобрать оптимальное сочетание масел и щелочи, чтобы получить желаемый результат при максимальной пользе для кожи. Одни масла, вступая в реакцию со щелочью, придадут мылу твердость, другие обеспечат обильную пену.

Важно помнить, что чем больше в мыле будет свободных масел, которые и ухаживают за кожей (увлажняют, восстанавливают, защищают), тем хуже оно будет пениться. Однако, отсутствие пены никоим образом не ухудшает моющие качества такого продукта.

Как и промышленное мыло, натуральное содержит дополнительные компоненты:

  • эфирные масла (замена отдушек и ароматизаторов, а также – дополнительные активные ухаживающие компоненты);
  • минеральные, растительные или пищевые красители (глины, специи, экстракты и соки растений, цедра и т.д.);
  • сухие добавки (высушенные цветы, растения для украшения и ароматизации);
  • скрабящие компоненты (молотый кофе, измельченная скорлупа орехов или ягодных косточек и т.д.).

Часто вода в рецепте заменяется другими жидкостями, которые усиливают полезный эффект:

  • молоком;
  • гидролатами (овощными, цветочными, травяными);
  • чаем;
  • отварами трав и растений;
  • вином или пивом.

При правильном применении эти жидкости не только сохранят свои полезные компоненты, но и смогут поделиться ими с кожей.

Изменяя количество и соотношение ингредиентов можно получить самые разные виды мыла, которые будут решать различные проблемы кожи:

  • для детской кожи;
  • для сухой, чувствительной и склонной к аллергическим реакциям;
  • для жирной или комбинированной кожи;
  • для проблемной кожи, лечебное (способное помогать в борьбе с кожными заболеваниями);
  • для бани;
  • для бритья;
  • шампуневое и т.д.

Мыло очень чутко реагирует даже на самые небольшие изменения в составе, что позволяет готовить разные виды мыла из одинакового набора компонентов.

натуральное мыло с нуля, творчество

Основным недостатком натурального мыла является индивидуальная непереносимость какого-либо компонента. Однако эту проблему всегда можно обойти, просто заменив опасный ингредиент другим. Сделать это довольно легко, так как мыловары, как правило, всегда указывают полный состав мыла и без проблем заменяют некоторые из компонентов при необходимости.

Способы приготовления натурального мыла

Различают два вида мыла – натуральное и мыло ручной работы. Многие путают эти понятия, считая их синонимами. Однако, это два разных термина, описывающих различные по способу приготовления продукты.

Мыло ручной работы создают из готовой основы, растапливая ее и добавляя различные компоненты (эфирные масла, красители, скрабы). Раньше готовая основа также могла содержать вредные компоненты, которые встречаются в промышленном мыле. Но сегодня магазины для мыловаров предлагают органические основы, максимально безопасные по своему составу.

Использование мыльной основы позволяет придавать мылу разнообразные формы и расцветки, создавая настоящие шедевры. Глядя на некоторые из них бывает сложно догадаться, что это обыкновенное мыло.

состав мыла, творческий процесс

Натуральным называют мыло, сваренное с нуля, то есть из масел и щелочи. Здесь тоже существует разделение на два способа приготовления: холодный и горячий.

Мыло холодным способом

В первую очередь определяется необходимое количество основных компонентов: воды, щелочи, масел. Можно использовать один вид масла или комбинировать разные (в том числе, соединять жидкие и твердые масла). Процесс создания мыла холодным способом состоит из нескольких шагов:

  1. Твердые масла растапливают на водяной бане и соединяют с жидкими, а щелочь растворяют в воде. Делают это с соблюдением техники безопасности, так как в чистом виде она представляет опасность для кожи и слизистых оболочек.
  2. После того, как масла смешаются, а щелочь растворится, их тщательно смешивают в общей емкости, в результате чего начинается реакция омыления, в ходе которой смесь постепенно густеет.
  3. На стадии «следа» (блендер оставляет видимый след при прохождении сквозь мыльную массу) добавляют остальные компоненты: эфирные масла, скрабы, красители, отвары, мед и т.д.
  4. Получившуюся массу переливают в форму и оставляют застывать. Длится это, как правило, от 2 до 4 суток.
  5. Застывшее мыло вынимают из формы и нарезают на бруски. После этого оно должно «созреть».

В зависимости от состава, процесс созревания может занимать от 1,5 месяцев до года! Особенно долго зреют Кастильское и Марсельское мыло, в составе масел которых до 80-100% занимает оливковое.

Мыло горячим способом

Если хочется получить результат быстрее, можно ускорить процесс созревания мыла. Первые шаги его приготовления аналогичны холодному способу. Но если там процесс останавливается на стадии «следа», то в горячем способе это только половина пути.

  1. После того, как мыло входит в стадию «следа», его перемещают на водяную баню и активно перемешивают для ускорения  реакции. Греют мыло несколько часов, пока процесс омыления щелочи не завершится.
  2. В еще теплое и жидкое мыло добавляют необходимые компоненты, которые не должны вступать в контакт со щелочью: эфирные масла, травы и т.п.
  3. Мыло разливают в формы и оставляют застывать.

Использовать мыло можно будет сразу после застывания, так как зреть ему не нужно. Хотя если позволить ему «настояться», результат станет только лучше!

У горячего способа есть свои преимущества и недостатки. В отличие от «холодного» мыла, оно получается менее гладким, так как выкладывается в форму достаточно густым. К тому же, оно получается более темным по цвету. Однако, считается, что при таком способе приготовления лучше сохраняются полезные свойства дополнительных компонентов, так как они не вступают в контакт со щелочью.

Безусловно, прогресс не стоит на месте и многие производители стремятся выпускать качественную продукцию, однако промышленное производство имеет свои требования и ограничения, которые обусловливают использование мощных консервантов и более дешевых ингредиентов.

Натуральное мыло отличается и по технологии изготовления, и по своему составу, так как не рассчитано на массовое производство. Мастера-мыловары могут позволить себе использовать ингредиенты высшего качества и только натурального происхождения, что является существенным преимуществом, но и влияет на цену конечного результата. Чему отдать предпочтение и какое мыло выбрать – каждый решает сам. 

Комментарии (38)

Интересная публикация! Спасибо!{#}

Караван-сарай 26.03.2017

Благодарю, интересная и полезная публикация image

А почему вы считаете что отлько на растительных маслах можно сварить хорошее мыло?

Atelier Nature (Warvara) 26.03.2017

Да, вот для бритья лучшим мылом считается именно жировое мыло, на говяжем или овечьем жире. Мужчины за ним в очередь стоят))

Да и не только для бритья. Я конечно разное мыло варю в том числе и на чисто растительных дорогих растительных маслах но в моей семье всем очень нравится мыло именно с добавлением животного жира. Люблю смалец свиной, говяжье и козье. В своих животных жирах я уверена на 100 процентов так как все они с нашего личного подворья. Мне кажется что на животных жирах варят мало только по той причине что взять городскому жителю хороший животный жир просто негде.

Atelier Nature (Warvara) 26.03.2017

Это точно. Приходится искать на ярмарках и самой перетапливать. И такое мыло выходит дороже, чем мыло из дорогих растительных масел по трудозатратам. Если бы не заказывали, не стала бы и заморачиваться. Но пенность и уходовые качества у жирового мыла замечательные конечно. Если свое хозяйство, то это оправдано.))

Zoicosmetics 27.03.2017

Добрый день{#}. В статье нигде не сказано, что ХОРОШЕЕ мыол можно получить только из растительных масел. Да и термин ХОРОШЕЕ - он для каждого свое значение имеет. У меня знакомый есть, для которого хорошее мыло - это только хозяйственное.
Другое дело, что лично я не варю мыло на животных жирах, не всем это нравится, особенно веганам.{#}

Интересная публикация))

Спасибо!Очень интересная публикация!

Никогда не лишне напомнить, насколько натуральное отличается от смеси ПАВ! Но и сувенирное имеет право на жизнь, так как это весьма экологичный сувенир ( я про плавленное)

Спасибо за интересную статью. Не думала что меня так заинтересует технология производства мыла))) Я обожаю мыло))) из каждой поездки привожу кучу мыла и всяких мазюк для тела.
Zoicosmetics 24.03.2017

Спасибо всем за комментарии)) У меня, благодаря Вам, уже накопилось аж три темы для будущих публикаций))) Уже точно знаю о чем буду писАть))){#}{#}

Людмила (teophila) 24.03.2017

Большое спасибо!!

Как-то, выбирая мыло, обратилась к мастеру с вопросом: "Что значит мыло с нуля?" (По смыслу должно быть и с единицы, двойки или как-то ещё). Она ответила: "это значит оно натуральное, а в магазине всякую химию добавляют." Ответ не помог. Я ж и пытаю: "может у Вас есть где в блоге почитать, а что такое мыльный корень?" - А она мне коротко и понятно: " В интернете полно информации" .. Конечно, у неё ни чего не купила.

Основа же однаimage image image image из пальмового маслаimage image image image неужели ни кто в школе химию не учил или прогулял, когда про мыло проходили? В России в стародавние времена на мыловареных заводиках утилизировали падаль. Распространение получало мыло из животных жиров по причине отсутствия в достаточном количестве растительных. Европа пошла на синтез искуственной основы для мыла..... эрзац. Развитие химической промышленности и все такоеimage image image image , а в 70-е иностранцы скупали в ГУМ советское мыло и крема, т.к. они были натуральными. Сейчас распространение получила основа из пальмового масла. Растопите мыло дуру,накидайте туда кусочков чего-нибудь и вы не отличите от домашнегоimage image image image мыло оно и есть мылоimage image image image и лицо мыть с мылом косметологи не советуют, когда имеет место сильное загрязнение ( за паровозом ходили, уголь грузили, землю копали, стены штукатурили) все используют средства для снятия косметики, а потом нужно просто умыться водой . И будет вам счастьеimage image

Zoicosmetics 24.03.2017

Юлия, в мыле с нуля не только пальмовое масло. Оно одно из лучших масел в производстве мыла, если масло хорошего качества, конечно))) Придает мылу твердость и богатую пену, традиционно сочетается с оливковым, касторовым и кокосовым маслом, образуют твердое мыло с большим сроком хранения. Но это уже другая тема для статьи. Думаю опубликовать ее на следующей неделе))

А на счет "мыло оно и есть мыло"; ,я бы с вами поспорила))) разница мыла промышленного и мыла с нуля большая. В свое мыло обязательно добавляю молочную и лимонную кислоты, для кондиционирующего эффекта. Такое мыло ОЧЕНЬ мягкое и делает кожу шелковистой на ощупь. Обязательно делаю большой процент пережира (масел, которые не вступают в реакцию со щелочью и остаются в мыле свободными).

Полезная статья

красота!!!

Scorpik 23.03.2017

Спасибо, красиво написано! Я лишь в одном сомневаюсь - в целесообразности такой добавки, как эфирные масла.

Дело в том, что при холодном способе их съест щелочь, однозначно! А при горячем, возможности добавить их тоже нет, т.к. масса начинает густеть при температуре, гораздо выше 40 град. А эфирные масла от этого сгорят. Работают только отдушки, к сожалению. Эфирки только при изготовлении кремов работают. Там активы добавляются после остывания кремика. image image image

Zoicosmetics 24.03.2017

Добрый день))) эфирные масла в основном добавляют для ароматизации мыла, я очень люблю душистое мыло, люблю когда оно чем то пахнет))) для этого обычно мыловары используют эфирные масла ,конкреты, резиноиды и ароматизаторы )))

Scorpik 24.03.2017

Да, но не при таких температурах! А цена конкретов??? нереально и нелепо добавлять их в МЫЛО! только ароматизоторы {#} ну не люблю лукавство...

Zoicosmetics 24.03.2017

Scorpik, ну да, конечно, предпочтительнее добавлять эфиры в мыло горячим способом, потому что при холодном они среагируют со щелочью и какой запах получится через 1,5 месяца после созревания - не известно. Хотя, корица, например, и в холодном способе хорошо получается. Ну и плюс, не все эфирные масла подходят для мыловарения, цитрусы, например, слишком летучие, их надо дополнительно закреплять. А некторые виды мыла и ароматизировать не обязательно, или надо добавлять именно отдушки, потому что запаха карамели или сладкой пироженки среди эфирных масел нет))
И согласна с Вами, что добавлять дорогущие эфирные масла, вроде розы, смысла нет, мыло "золотое" получится. Но есть ведь и эфиры попроще, которые в любом случае дадут мылу запах, и будут лучше, чем отдушка.

А цена некоторых конкретов очень даже доступна

Почему нет?=) Литсея кубеба - аромат лимонной карамельки. Учитывая вполне вменяемую цену, частенько использую данный эфир для ароматизации мыла.

Спасибо за такую статью!! для меян очень познавательно!!!

Интересная статья , спасибо ))){#}

Ничгео себе а я раньше даже не задумывалась!

Спасибо очень интересная и полезная информация, и много того над чем нужно задуматься.{#}

Благодарю! Емко и интересно написано

Единственный недостаток натурального мыла - его цена. Искать то, что подходит конкретной коже - не дай боги, проблемной к тому же - сложно и дорого. Покупной шампунь хоть выкинуть не жалко, если не подошел image спасибо, интересная статья.

Супер! Очень профессионально, доходчиво, исчерпывающе! Спасибо!

Обожаю натуральное мылко{#}

Пользу мыла с нуля прочувствовала, что называется, на собственных волосах и коже. Знаю одно - никогда не вернусь ни к магазинным шампуням, ни к средствам для умывания.

Подписываюсь! Перейдя на мыло с нуля и на натуральные шампуни, перестала пользоваться кремами для лица - отпала необходимость. И волосы тоже довольны.

К магазинной химии тоже уже не вернусь.{#}

Я так и не поняла какие именно масла используются при производстве мыла.. {#}

Пришлось гуглить{#} Просто подумала, что раз растительное{#}, значит пищевое - подсолнечное например{#} Оно хоть и природное/натуральное. но в большинстве своем добытвается методом экстракции, то есть химическим способом... и даже не из семян, а из фузы, жмыха, бакового отстоя и прочих "отходов" после механического отжима)) Олейна например, то, которое свое, родное, натуральное{#} Лет десять назад, сырье для его производства скупалось по всей России - тот самый баковый отстой, прелые семчки, фуз и прочее беее..

Оказалось что не из подсолнечного{#} Хотя бегло пробежавшись по выданным результатам поиска увидела что виноградное масло точно так же добывают и методом экстракции в том числе...

Кстати, определить каким способом добыто масло то или иное масло без лабораторных исследований очень затруднительно, а может и невозможно) А производители как мы знаем... вполне могут и не написать всей правды на этикетке

Zoicosmetics 23.03.2017

Дбрый день, Татьяна! {#} следующая статья будет о маслах, которые используют в мыловарении))) Следите за моим блогом))){#}

И вам Зоя, доброго дня! Я вообще за всеми публикациями слежу{#} И в блогах, и в журнале) Так что не пропущу, тем более тема интересная)))

Нравятся темы в которых о натуральном речь)))

Как то была на Астраханском рыбкомбинате... ну или как там.. в одном из цехов в общем.. с тех пор консервы не ем{#}

Спасибо за такую интересную статью! Напомнили, зачем я покупаю натуральное мыло!

Спасибо за подробную статью!

Пользуюсь натуральным мылом для тела и волос, и очень рада, что когда-то открыла его для себя - нет перхоти, кожа не пересушивается, красота )))))

После вашей статьи ещё больше захотелось пользоваться натуральным мылом, сваренным искуссным мыловаром! Разница действительно большая: у магазинного мыла химический запах, оно не такое красивое и приятное на ощупь, как сваренное в домашних условиях. Магазинное мыло не подаришь другу на день рождения, а сваренное в форме тортика или пирожного, да чего угодно - может стать прекрасным подарком себе и близким людям! Статья понравилась! {#}

Спасибо за такое подробное изложение! Думаю, что статья для многих будет очень полезной.