Сословное чванство

Сословное  чванство | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Очередной телеперсонаж (не буду называть фамилию) скромно , но с плохо скрытой гордостью сообщил нам, что имеет дворянское происхождение. А я-то думал, что эта ветрянка, как СПИД поразившая нас с начала перестройки, уже сошла на нет.

Все вдруг оказались потомственными дворянами. В родстве с Романовыми, Рюриковичами и Гедиминовичами. Похвалялись наперебой, козыряя XVII, XVI и аж XIV веками.  Такое впечатление, что в 19 веке рабочих, крестьян и разночинцев в России почти не было. И кино, и литература тут же откликнулись на эту эпидемию. Новые киногерои в массовом количестве оказались по происхождению  дворянами или у них объявились благородные зарубежные родственники с богатым халявным наследством, замками на берегах Луары или Нормандском побережье («Зимняя вишня», "Принцесса на горошине" и проч.). Однозначно полагалось, что новый дворянин принадлежит к элитному высокоинтеллектуальному, высокоморальному, благородному сословию.

Я понимаю, что человек вправе гордиться своими предками. Но гордиться можно отдельными славными их представителями – полководцем Багратионом, историком Карамзиным или геофизиком князем Голицыным, создателем науки сейсмологии, на которой основана вся современная нефтепоисковая практика. Впрочем, точно так же, как крестьянином-помором Ломоносовым или крепостным художником Аргуновым. Но гордиться принадлежностью к какому либо сословию? Что это? Глупость? Да нет. Среди новообращенных дворян достаточно людей умных. Скорее это непреодолимое желание любым способом выделиться, даже в ущерб здравому смыслу. Плюс некая ограниченность и невежество в вопросах истории.

Разве не дворяне тысячу раз в нашей истории демонстрировали лживость, подлость, коварство, тщеславие и трусость, клятвопреступность и отцеубийство, жестокость и садизм.

Разве не князья Вяземские и Басмановы, Одоевские, Пронские и Хованские возглавили опричнину? Да и сами 6 000 опричников разве не были на 90 % русскими дворянами? Опричников, которые по приказу (и без приказа) садиста-параноика Ивана IV Рюриковича прилюдно насиловали боярских жен и дочерей, обливали кипятком и сажали на кол, сдирали кожу с живых людей. Во время избиения 60 000 ни в чем не повинных новгородцев вспарывали животы беременным женщинам, а младенцев топили в Волхове, привязав к матерям.  Разве не Вяземский и Басмановы (отец и сын) лично пытали людей в специальной пыточной камере Александровой слободы.  Разве не дворянское опричное войско во главе с царём трусливо без боя бежало в Ярославль от крымского хана Девлет-Гирея, оставив Москву на  сожжение, а тысячи москвичей на угон в рабство.  Разве не дворянин Фёдор Басманов, царский наложник,  по приказу Грозного убил собственного отца? А по приказу дворянина и царя Бориса Годунова задушили в темнице национального героя Ивана Шуйского?

Разве не знатнейшие бояре Салтыков, Голицын, Шереметьев, забыв «крестное целование» царю Борису, без боя сдали армию и побежали «виниться и каяться» к самозванцу Лжедмитрию I ? А князья Голицын и Мосальский с подручными июньским утром 1605 г ворвались в дом Годуновых, удавили царицу Марию, безоружному "тишайшему"  царю Федору вырвали половые органы и размозжили голову, а любимую дочь Годунова европейски образованную  красавицу Ксению принесли в дар самозванцу «любострастия ради».

А сколько раз, преступив прежние клятвы, наперебой целовали бояре крест то Годунову, то подслеповатому злодею Василию Шуйскому, то Лжедмитрию II? И Голицыны, и Шереметьевы, и Шаховские, и Куракины, и Басмановы, и Долгорукие, и Хворостинские, и Мосальские, и Салтыковы. А не то же произошло в 1917 г ? Горько записал в дневнике великий князь Николай Михайлович Романов: «В течение 48 часов буквально все предали государя – вельможи, военачальники и царедворцы, ещё вчера угодничавшие и льстившие».

Особенно позорным было лизоблюдство родовых российских бояр при «дворе» Лжедмитрия II (Матвея Веревкина), который в отличие от талантливого и образованного первого самозванца, был откровенно свиреп и безбожен, беспрерывно бражничал, злодействовал и вешал. Зверства окружавших его "тушинцев", среди которых было полно представителей знатнейших фамилий, подробно описаны современниками. Монахинь насиловали прилюдно, а затем убивали. Грудных детей топили как слепых котят или разбивали им голову на глазах родителей. Целые семьи сжигали заживо вместе с детьми.  Здесь, в Тушине  быстро выросшем до 100 000 жителей, была своя боярская Дума, в которой заседали родственники Романовых князья Сицкие и Черкасские, Грамоткины и Чичерины, Иван Годунов, родственник Бориса и другие. Был и свой святейший патриарх – отец основатель будущей династии Романовых - Филарет Романов.  Династия Романовых и далее не будет безупречной. Достаточно вспомнить Николая Константиновича Романова, племянника Александра Второго, который  ради удовлетворения прихотей танцовщицы Фанни Лир, не только украл драгоценности матери, но и изуродовал семейную реликвию - Икону Божьей Матери,   выковыряв из неё драгоценные камни.

А сколько свидетельств трусости знатных бояр, которые, по словам летописцев, в сражениях первыми обращались в бегство («показывали тыл»). А благородная помещица Дарья Салтыкова («Салтычиха»), замучившая более 100 крепостных крестьян?

Попробуйте отыскать хотя бы одну дворянскую династию, все представители которой были безупречно благородны. Может быть князья Волконские? Пётр Михайлович – генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 г.   Сергей Григорьевич, герой 1812 г, прототип Андрея Болконского. Мария Николаевна, возглавившая исход жен декабристов на каторгу вслед за мужьями, и другие. А как же тогда быть с князем Владимиром Андреевичем, сменившим воеводу-садиста Мещеринова, чтобы завершить избиение и ограбление сотен монахов-староверов Соловецкого монастыря, позорнейшее преступление русской православной церкви.

Или наши кумиры декабристы, пошедшие на каторгу и виселицу «за счастье народа»? Увы, и среди них процент «добра и зла» оказался обычным для всех сословий. На следствии многие декабристы униженно просили о прощении. Завалишин всё валил на Рылеева. Оболенский и Трубецкой поспешили оговорить Грибоедова, чему не поверил и Николай Первый. И даже Пестель выдал своих товарищей (еще не арестованных), которым сам же поручил закопать «Русскую правду». Кстати, из всех этих борцов против рабства (крепостного права) только Лунин дал волю своим крестьянам.

Недаром русские классики относились к дворянскому сословию без пиетета. Троекуров и Швабрин  Пушкина, многие отрицательные герои Лермонтова, Достоевского, Гоголя, Чехова, не говоря уж о Салтыкове-Щедрине - дворяне.

Примеры из русской истории и классики  бесконечны. Так что, давайте гордиться своими славными предками: государственными деятелями и полководцами, художниками и писателями, купцами и путешественниками, мастеровыми, создававшими красивые удобные вещи, и крестьянами, кормившими народ.  А, особенно,  благотворителями, как великими, дарившими России Третьяковские галереи и  богатые странноприимные дома (Склиф), так и малыми, отдававшими рубашку погорельцам. А сословное чванство признаем умственной ограниченностью и исторической безграмотностью, кто бы его не проявлял, представители семьи Михалковых, вдруг ставшие дворянами Михалковыми (с ударением на втором слоге), или ваш сосед по лестничной площадке, даже если он Голицын или Куракин.

сословное чванства, опричники, лжедмитрий, русские дворяне

(На рисунке - благородный рюрикович ИванГрозный)

Комментарии (25)
Жанна 13 января

Браво! Отличная статья !

светлана 17.06.2017

Спасибо, Tolik ! Очень интересно! И спасибо всем за комментарии. Тоже интересно.

Дворянское сословие изначально создавалось для службы государству. Дворянством награждали за заслуги. Так почему бы не гордиться своей принадлежностью к таким людям? Кроме того, для меня дворяне - это представители высших интеллигентских кругов, люди определённых взглядов и моделей поведения. Мне с ними очень приятно общаться.

Прочитала не все, многовато текста, и так ясно.

Граждане, провозглашающие себя выше всилу сословия всегда были и будут.

Очень хочется, чтобы к ним было соответствующее отношение, да так и бывает как правило.

Но если у них много денег....они обрастают реальными холуями.

А вот гордиться своими предками нужно, и дать повод потомкам гордиться собой тоже.

Акунин хорошую историю написал, в интересном ракурсе рассмотрел, переломил тенденции как восхвалялять, так и принижать историю и ее действующих лиц.

Хочется, конечно, чтобы в стране была своя достойная элита, но это никак не эти самозванцы и аферисты. И не "звезды".

Tolik 27.03.2017

Всех читателей благодарю за отзывы! Полярность мнений естественна. Буду рад, если пост побудит кого-нибудь почитать Историю. Очень рекомендую "Историю российского государства" Б.Акунина. Политические пристрастия не мешают ему быть объективным историком, работающим по строго научной методике. К его томам прилагаются и "Иточники", оберегающие от предвзятости. Как историк, он часто противоречит своим политическим взглядам.

ПО СУЩЕСТВУ. Ключевыми словами моего текста являются: "Увы, и среди них (декабристов) процент добра и зла оказался обычным для всех сословий". Вероятно, следовало эту мысль подчеркнуть.! А европейское дворянство (в том числе династическое) ничем не отличалось от нашего. И здесь и там были и "гении" и "злодеи". Просто не надо считать, что сама принадлежность к какому-либо сословию возвышает (или принижает) конкретного человека. Примеры я приводил из русской истории, т. к. именно к русскому дворянству стремят принадлежать наши "телеперсонажи". А.Е.

Да пусть хвалятся происхождением, раз больше нечем похвастаться.

Требую справедливости! Князь Пожарский, князь Скопин-Шуйский, Александр Невский и т.д. вполне себе достойные люди! Чтож вы так однобоко судите? Деление на бояр и не бояр и соотнесение их с чванством, по меньшей мере нелогично! Это как расизм: синие - хорошие, потому, что синие, а зеленые всегда плохие. С удовольствием бы поискала свои корни, причем, не с целью почваниться. В семье есть интересные легенды, очень бы хотелось узнать истину!

Спасибо за четкость и глубину мысли. Все правильно!

Сословное чванство бывает у разных сословий. Встречалась нередко с этим явлением и среди людей рабоче-крестьянского происхождения, когда с городостью говорлось: "мы люди простые, от сохи, академиев не кончали" и т.п. Или в качестве ругательства: "тоже мне, интелли-ген-ция!". Правда это было не сейчас, лет 20 или даже больше тому назад )))
Т.е. хочу сказать, что чванство - оно и есть чванство. Каким бы сословием или социальной группой человек не гордился - это безусловно некрасиво. А дворянство ли, крестьянство ли - это совершенно неважно в данном случае.

Немного не в тему, просто вспомнила, что недавно читала статью-отрывок из книги "Традиции свободы и собственности в России" (М.: 2007)

Приведу цитату, касаемую Ивана Грозного:

На протяжении почти всей истории человеческая жизнь стоила ничтожно мало именно в Западной Европе. Сегодня без погружения в специальные исследования даже трудно представить себе западноевропейскую традицию жестокосердия во всей ее мрачности. Английская «королева-девственница» Елизавета I отрубила голову не только Марии Стюарт, она казнила еще 89 тысяч своих подданных.

В отличие от своего современника Ивана Грозного, называвшего ее «пошлой девицей», Елизавета (чья мать, Анна Болейн, кстати, тоже была обезглавлена) не каялась в содеянном ни прилюдно, ни келейно, убиенных в «Синодики» не записывала, денег на вечное поминовение в монастыри не посылала. Европейские монархи таких привычек вообще сроду не имели.

По подсчетам историка Р.Г. Скрынникова, знатока эпохи Ивана Грозного, при этом царе было безвинно казнено и убито от 3 до 4 тысяч человек. Скрынников настаивает, что мы имеем дело ни с чем иным, как массовым террором, особенно по отношению к новгородцам, и с ним трудно не согласиться, хотя Иван Грозный — кроткое дитя рядом с Людовиком XI, Ричардом III (которого Шекспир охарактеризовал как «самое мерзкое чудовище тирании&raquoimage , Генрихом VIII, Филиппом II, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Екатериной Медичи, Карлом Злым, Марией Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и массой других симпатичных европейских персонажей.

Даже если на царя Ивана возведено много напраслины4, бесспорных фактов достаточно, чтобы русское сознание вынесло ему приговор, отменить который вряд ли удастся. Среди 109 фигур на памятнике Тысячелетию России в Новгороде, в число которых попали опальные Алексей Адашев и Михаил Воротынский, а также малоизвестные нашим гражданам князья Литовской Руси Кейстут и Витовт, места царю Ивану не нашлось.

Мы можем гордиться своей нравственной планкой: англичане легко простили своей Елизавете I умерщвление 89 тысяч человек, а мы не прощаем царю Ивану загубленные 4 тысячи.

Прямую ссылку скорее всего уберут, но можно найти статью через поисковик - очень рекомендую к прочтению хотя бы для того, чтобы осознать, насколько все в нашей жизни ОТНОСИТЕЛЬНО, в том числе и понятия о хорошести/плохости дворянства, живущего по закону джунглей во времена тотального невежества.

Показать еще