Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Якобинская вышивка, крюил, художественная гладь: расставляем точки над «i»

Якобинская вышивка, крюил, художественная гладь: расставляем точки над «i»

Виды творчества:   Вышивка
Вышивка > Вышивка гладью
Якобинская вышивка, крюил, художественная гладь: расставляем точки над «i» | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Красота якобинской вышивки: диковинные плоды, яркие цветы, фантазийные птицы — завораживает. Давайте разбираться, как все это возникло.

Итак, как правило, дается такое определение: якобинская вышивка — это разновидность вышивки шерстью или вышивки крюил (crewel, crewelwork). То есть, все началось с вышивки шерстью, которая появилась более тысячелетия назад, это — один из видов декоративной вышивки в смешанной технике, использующей несколько десятков швов, причем ни один из которых не используется только в этом виде вышивки. Однако, где, когда и как именно возникла вышивка шерстью — неизвестно: материалы для ее создания (полотно и шерсть) были доступны повсеместно, и сама вышивка — чрезвычайно популярна во многих странах мира. Так, в Северной Монголии был найден фрагмент вышивки шерстью с изображением кочевого воина, датируемый I веком до н.э.

Самым ранним хорошо сохранившимся и дошедшим до нас произведением в технике крюил является гобелен из Байё (Байю); его длина — около 70 м (на картинке — фрагмент), используется 8 оттенков, из швов — большая часть выполнена односторонней гладью, тамбурный шов, стебельчатый. Гобелен датируется XV в. и представляет хронику Вильгельма Завоевателя.

вышивка

якобинская вышивка

крюил

история вышивки

Очевидно, что данные образцы вышивки шерстью не похожи на привычную сегодня якобинскую вышивку. Данные вышивки также называют образцами художественной глади (т.е. крюил и художественная гладь — синонимы), но, тем не менее, уже сам термин «художественная гладь» не подразумевает обязательное использование шерстяных ниток (впрочем, другие вряд ли были столь же доступны).

Рост благосостояния, начиная с XVI-XVII веков, привел к росту застроек и, как следствие, росту потребности в декоративном текстиле. Вышивкой украшались самые разнообразные вещи: от предметов гардероба до интерьерного текстиля и предметов мебели. Вышитый шерстью орнамент выполнял немаловажную утеплительную функцию.

Большой поклонницей вышивки была английская королева Елизавета I, при ней возникла Гильдия Вышивальщиков (мужчин!), которая называлась «Хранители и стражи и общества, и искусства, и таинства вышивки города Лондон». Модному вышивальному увлечению поддалась и Мария Стюарт, которая провела много дней заточения за рукоделием. Кстати, на ее работах встречается образ рыжей кошки, играющей с мышкой, — это отсыл к коварству королевы Елизаветы I по отношению к Марии Стюарт. Ну а монограмма MR означает Maria Regina.

история вышивания

схема для вышивки

вышивка гладью

смешанная техника

Примерно в это же время происходят метаморфозы в части орнамента. В этот период в Англию начали активно импортироваться индийские ткани ярких расцветок с изображением животных, птиц, растений. Именно эти орнаменты сформировали основу для якобинской вышивки, как мы ее знаем в настоящее время. Название якобинская вышивка получила от имени короля Якова I и стала характеризоваться узнаваемым витиеватым растительным орнаментом, причудливыми животными и птицам.

Ранние якобинские вышивки были одноцветными и выполнялись с использованием ограниченного набора швов: стебельчатый шов, шов «назад иголку», тамбурный шов, стежки в россыпь.

При появлении и распространении красителей цвета якобинской вышивки стали имитировать цвета восточных тканей; глубокие оттенки сине-зелено-бордовой гаммы узнаваемы и сейчас. Разнообразие швов якобинской вышивки также возросло: оттеночная гладь, гладь с длинными и короткими стежками, французские узелки, небольшие параллельные стежки, шов петелька.

Таким образом, якобинская вышивка является разновидностью вышивки шерстью и имеет отличительную особенность — орнамент, имитирующий восточные ткани, который с течением времени становился более ярким и более сложным в плане количества используемых швов.

ручная вышивка

ручная работа

мастер-класс

Дальнейшее развитие вышивание получило толчок  в связи с ростом доступности игл.

Традиционные орнаменты якобинской вышивки: дерево жизни, елизаветинские завитки, волнистые края.  

схема вышивки

схема для вышивания

схема якобинской вышивки

схема вышивки крюил

художественная гладь

В середине XIX века художественная гладь и, в частности, якобинская вышивка снова входят в моду. Мотивы вышивки перекликаются с работами Вильяма Морриса и Эдварда Берн-Джонса. В 1872 г. была основана Королевская школа вышивания и не без помощи самого Вильяма Морриса и его дочери Мэри ручная вышивка Школы достигла небывалых высот и успешно конкурировала с промышленной вышивкой.

Традиции искусства якобинской вышивки были перенесены в Новую Англию. По началу для американской якобинской вышивки характерны более простые орнаменты и доминирование синих оттенков (красители цвета индиго были самыми доступными).

шитье

С ростом доступности материалов видоизменялись и орнаменты, это - по-прежнему узнаваемые растительные элементы, животные и птицы; от английских их отличает большая реалистичность, большее свободное пространство.

схема вышивки гладью

схема для вышивки гладью

Сегодня якобинская вышивка остаётся популярной, в качестве основы используется плотная ткань, способная удержать достаточно тяжелую вышивку (рогожка, шелк-дупион, хлопковая ткань для квилтинга), в качестве ниток — не только шерсть, но и хлопковые, шелковые и металлизированные нити. Кроме того, часто вышивка украшается бусинами, бисером:

прикладная вышивка

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email