> Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Шедевры Византии: прекрасная выставка древних произведений искусства

Шедевры Византии: прекрасная выставка древних произведений искусства

Виды творчества:   Живопись и рисование > Живопись
Шедевры Византии: прекрасная выставка древних произведений искусства | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сегодня я хочу рассказать о выставке произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции.

Выставка «Шедевры Византии» организована при участии Третьяковской галереи и продолжает ранее начатый в 2016 году культурный обмен России и Греции.  

В экспозиции представлено 18 уникальных экспонатов византийского искусства X – начала XVI века. Среди них иконы, серебряный процессионный крест, а также рукописные книги и предметы декоративно-прикладного искусства.

Самый древний экспонат выставки — серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нём образами Христа, Богоматери и святых (Гавриил, Михаил, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Николай Мирликйский, целители Косма и Дамиан, мученники Прокопий и Сисиний, а на оборотней стороне также изображены Иоанн Креститель, великомученник Георгий и Фёдор Тирон, равноапостольные Константин и Елена). Чтобы подробнее рассмотреть оборотную сторону, на экспозиции позади креста установлено зеркало.

Вполне возможно, что таким же крестом святой князь Владимир крестил свой народ. 

Про­цес­си­он­ный крест

Конец X века. Се­реб­ро, по­зо­ло­чен­ное се­реб­ро, гра­ви­ров­ка, чернь.

шедевры

Икона "Воскрешение Лазаря" относится к XII веку. Икона совсем небольшая. Она является фрагментом так называемого «эпистилия» — горизонтальной доски с  изображением двунадесятых праздников, размещавшейся в византийских храмах на  предалтарной преграде. Очень необычен красный фон иконы. Техника исполнения, стиль, а также размеры,  объединяют  ее с другими иконами: «Преображение» из собрания Эрмитажа и «Рождество Христово» и «Тайная вечеря» из монастыря Ватопед, находящегося на Афоне. Эти четыре иконы являются фрагментами некогда единого эпистолярия, находившегося в одном из афонских монастырей.

 Воскрешение Лазаря

XII век.

шедевры византии

Двусторонняя икона XIV века. С одной стороны — «Богоматерь Одигитрия» («указующая путь» или «путеводительница» — вариант изображения, использовавшийся византийскими мастерами и перенятый также русскими иконописцами). 

Оборот этой иконы представляет собой сцену распятия с изображением Богоматери и апостола Иоанна. Внимание привлекает невероятный яркий насыщенный синий цвет одеяний. 

С обеих сторон на иконе можно заметить повреждение ликов. Экскурсовод утверждала, что это простая случайность, но я нашла информацию, что по предположению искусствоведов скорее всего эти повреждения были нанесены после завоевания Византии османами.  

Богоматерь Одигитрия. Распятие

XIV век. Дерево, темпера.

византия

живопись

Еще один вариант иконы «Одигитрии», также XIV век — здесь на полях изображены двунадесятые праздники (двенадцать важнейших после Пасхи православных праздников, которые освящают  земную жизнь Иисуса Христа и Богородицы). В углах иконы представлены два склоненных Ангела.

На другой стороне иконы изображен Престол уготованный (это церковное понятие - престол, приготовленный для второго пришествия Иисуса Христа, когда он будет судить и живых и мёртвых). 

Богоматерь Одигитрия. Престол уготованный

XIV век. Дерево, темпера. 

икона

музей

А вот другой иконографический тип Богоматери — «Елеуса» («умиление»). Интересно, что это один из основных типов изображения Богоматери в русской иконописи. 

Икона необычна тем, что нимб Богоматери на ней изображен красным цветом.

На оборотной стороне изображен Процветший крест — символическое изображение самого Христа, который, умерев на Кресте, сделал его источником жизни и бессмертия.

Богоматерь с младенцем «Елеуса». Процветший крест

Конец XVI века. Дерево, темпера.

экспозиция

выставка

Следующая икона, Богоматерь с младенцем. Она отличается необычным в иконописи изображением скрещенных и обнаженных ножек младенца, а также необычным и интересным жестом Богородицы, придерживающей пяточку Христа. 

Богоматерь с младенцем

XIII век. Дерево, темпера.

рукоделие

Следующее изображение Богоматери с младенцем относится к первой половине XV века.  Здесь необычна поза младенца, которая отличается движением и большой эмоциональностью. Иконописец подчеркивает телодвижение интересной деталью — с одной из ножек спадает сандалия.

Внизу иконы начертана надпись «XEIP AГГEЛOY» («Рука Ангела»). Она сообщает имя мастера — Ангелоса Аконтантоса, известного критского иконописца XV века.

Богоматерь Кардиотиса

Первая половина XV века. Дерево, темпера.

ручная работа

авторская работа

Большая икона святой мученицы Марины относится к рубежу XIV и XV столетий.

Великомученица Марина Антиохийская — раннехристианская святая, пострадавшая в конце III — начале IV века (впоследствии была переименована в Маргариту Антиохийскую). Марина обладала репутацией покровительницы всех, кто писал или читал её житие. Известно, что она была одной из святых, являвшейся Жанне д'Арк.

Великомученица изображена на иконе в ярко-красной одежде и крестом в правой руке, который символизирует страдания за Христа.

Великомученица Марина

Конец XIV — начало XV века. Дерево, темпера.

Один из самых ярких и интересных экспонатов выставки — рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, необычна для византийского искусства. В то же время, великолепное обрамление со сценами жития из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи. 

На обратной стороне иконы изображены святые мученицы Марина и Ирина.

Великомученик Георгий со сценами жития

XIII век. Святые мученицы Марина и Ирина. Дерево, резьба, темпера.

В экспозиции присутствует также несколько икон «поствизантийского» периода — второй половины XV века и начала XVI века. 

Еще одна икона Богоматерь Одигитрия. 

Если присмотреться, то на самой иконе и по периметру можно увидеть множество небольших отверстий. Возможно, ранее она имела оклад.

Должна также отметить, что среди представленных икон есть такие, которые использовались в крестных ходах. Например, у двусторонних икон есть отверстия для шеста. 

Богоматерь Одигитрия

Вторая половина XV века. Дерево, темпера.

Святитель Николай Мирликийский изображен восседающим на троне в архиерейском облачении. Особенность иконы заключена в изображенных золотом пророков, апостолов и Христа Эммануила на ножках трона, на епитрахили и палице святителя.

Святитель Николай, Архиепископ Мирликийский на троне

Около 1500 г. Дерево, темпера.

Иоанн Креститель изображен с ангельскими крыльями. Изображение соответствует евангельским свидетельствам об Иоанне как о пророке и предтече Христа, предвозвещающем его пришествие.

Иоанн обращается ко Христу с молитвой. Если внимательно посмотреть на икону, слева внизу виден воткнутый топор — деталь, иллюстрирующая пророчество Иоанн Предтечи: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Иоанн Предтеча Ангел пустыни

Начало XVI века. Дерево, темпера.

На иконе «Гостеприимство Авраама» изображена трапеза трех Ангелов, явившихся Аврааму у дубравы Мамре, описанная в 18 главе Бытия. Согласно ветхозаветному тексту, явившиеся странники предсказали Аврааму и Сарре рождение Исаака, от которого произойдет новый народ.

Библейское явление трех странников Аврааму с раннехристианского времени имело несколько толкований. Так одни утверждали, что это были три ангела; другие, что один из трех — Бог, а остальные Его ангелы. Основная же версия, ставшая приоритетной, говорит о прообразе Пресвятой и Единосущной Троицы.

Гостеприимство Авраама (Троица)

Начало XV века. Дерево, темпера.

Иконами экспозиция не ограничивается — представлены также рукописные книги и предметы декоративно-прикладного искусства.

Евангелие Тетр. Это Четвероевангелие содержит традиционный порядок евангельского повествования, когда перед каждым началом располагается образ евангелиста. Книга небольшая и предназначалась для личного употребления. Вероятнее всего могла принадлежать кому-то из церковных иерархов или даже императору. Рукопись написана на пергамене, оклад более поздний.

Евангелие Тетр  (четвероевангелие)

XIII век. Пергамент.

Представленный кодекс, является Евангелием апракос (лекционарием), содержит евангельские отрывки, расположенные в порядке церковного года и читаемые за Богослужением. Рукопись не содержит изображений, но богато декорирована. 

Евангелие Апракос (Лекционарий)

Около 1300 года. Минускул (алфавитное письмо, состоящее из строчных букв).

Кацея - это разновидность кадила и напоминает ковшик или чашу с рукоятью. Этот богослужебный предмет с раннего времени использовался в Византии, хотя письменные упоминания о нем фиксируются лишь с XI века.

Изображения на рукоятях кацей нередко были связаны с посвящением храмов, из которых они происходили.

На представленных рукоятках двух кацей сделаны изображения. В одном случае это образы мучеников Феодора и Димитрия, а другом — Богородицы Одигитрии.  

Кацея - разновидность кадильницы

Втора половина XIII века. Медь, чеканка, гравировка, эмаль.

Рукоять кацеи. Около XIII века

Бронза, литье, гравировка.

Воздух — покров для священных сосудов, используемый во время литургии. Представленная сцена «Раздаяние вина» является частью композиции "Причащение апостолов". По периметру воздуха проходит литургическая надпись, заимствованная из Евангелия от Матфея и повествующая об установлении Евхаристии на Тайной вечери. 

Воздух. Конец XIII века

Золотное и лицевое шитье. 

Глядя на все эти иконы, вспоминается убранство наших православных церквей и соборов. Ведь вся древнерусская иконопись вышла из византийской. На Руси очень много византийских художников расписывало церкви. До сих пор идут споры о том кем написаны иконы домонгольской Руси — греческими художниками-иконописцами или их талантливыми русскими учениками. Благодаря влиянию византийского православия культура Руси обогатилась новыми веяниями в живописи. Мозаика, фреска, иконопись, стали неотъемлемой частью жизни восточных славян. Культурное взаимодействие продолжалось на протяжении многих столетий и сохранило добрую память о Византии.

P. S. В публикации были использованы материалы, найденные на просторах интернета.  

Ключевые слова:  

Очень интересная статья!!! В Греции действительно очень много святынь и древних произведений искусства!!!

Спасибо!!!

Ирина Вишневецкая

Марина, рада, что статья понравилась.

Прекрасная публикация! Спасибо большое! {#}
Действительно редкие по исполнению иконы.

Ирина Вишневецкая

Ольга, благодарю!

Ирина, спасибо большое! Вря ли получится посетить выставку, а так с Вашими комментариями и качественными фото было очень интересно посмотреть.

Ирина Вишневецкая

Дарья, спасибо!

Ирина, спасибо огромное за публикацию! Несколько лет назад была в Салониках в музее Византийского искусства. Там тоже были двусторонние иконы - это очень необычно.

А вашей подборке заметила: обычно православные иконы написаны по законам "обратной перспективы" . А вот на иконе с Николаем Мирликийским трон изображен уже по правилам "линейной" перспективы.

Ирина Вишневецкая

Irene, спасибо за дополнение!

Speranza (bargello)

Большое спасибо за публикацию! Надеюсь, Вам ничего не будет {#}, наверное, каталог стоит немалых денег, а Вы уже всем всё рассказали!

Jelena ( Уютная)

Очень интересный материал! Спасибо!image

Ирина Вишневецкая

Елена, рада, что понравилось!

Ирина (ant17)

Ирина,искренняя благодарность Вам за столь замечательное вдохновенное эссе! Прекрасно! Спасибо!

Ирина, спасибо и Вам за отзыв!

Благодарю за публикацию! Очень интересная информация, про двухсторонние иконы слышала впервые.

Ирина Вишневецкая

Двухсторонние иконы носили во время крестных ходов. В них проделаны отверстия для шеста. Так как иконы древние и часто использовались для обрядов, на некоторых из них рядом с отверстиями для шеста есть серьезные повреждения.

Спасибо, Ирина, за интересную подробную публикацию.

Правда, читая комментарии я не переставала удивляться: почему слово "Богородица" вы пишете с большой буквы, а "младенец" - с маленькой? Ведь этот Младенец - воплощенный Бог, и Он на самом деле не ниже, а выше Своей Матери!

Богоматерь с красным нимбом - скорее всего, судя по цветам нимба Младенца и общему колориту, это отсылка (или некий парафраз) к "Неопалимой купине" (и, может быть, "Спасу в силах"). Богоматерь Кардиотиса (та, что со спадающей сандалией) - такая композиция у нас обычно называлась "Взыграние Младенца", и деталь с сандалией там тоже присутствует:

Лаковая миниатюра Anneline

Спасибо!

Благодарю всех за отзывы!{#}

Спасибо большое, Ирина, за замечательную статью!!! {#}

Ирина Вишневецкая

Рада, что Вам понравилось!

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email