Обновление пароля

 >  >  >  > «Волшебник из Венеции» Mariano Fortuny y Madrazo. Записки после выставки в Эрмитаже

«Волшебник из Венеции» Mariano Fortuny y Madrazo. Записки после выставки в Эрмитаже

Виды творчества:   Декорирование > Роспись
Одежда своими руками > Декор одежды

Мне повезло сходить на первую в России выставку Мариано Фортуни-и-Мадрасо (1871 Гранада — 1949 Венеция) —  как было  написано в рекламе: «выставку Мариано Фортуни — великого дизайнера 20 века, получившего еще при жизни прозвище Волшебник из Венеции». И теперь меня распирает :) хочется поделиться с теми, кто о нём ещё не слышал.

Этого необычайного человека при мне экскурсовод в Эрмитаже назвал вторым, недооценённым, Леонардо да Винчи.

мариано фортуни

Мариано Фортуни был не только модельером, хотя именно платья принесли ему известность. Также он был талантливым театральным инженером и художником по свету, фотографом и дизайнером интерьеров. Он изобрёл систему смены театральных декораций, известную как «панорамный купол Фортуни». Он был обладателем патентов в области декоративного и театрального освещения. Один из первых патентов, связанных с осветительной системой театра был получен Фортуни в 1901  году. Кстати, именно Мариано Фортуни в 1907 году  изобрёл студийную лампу. Использовалась она первоначально только в фотостудии, а позже стала популярным предметом интерьера.

С 1901 по 1933 год Мариано Фортуни получил 18 патентов на свои изобретения, причём в самых разных областях. Его наследие поражает своим объёмом, сложно поверить, что это создал человек на протяжении всего одной жизни. Кажется, он мало интересовался чем-то, выходящим за пределы его работы и творчества. И всё же в историю он войдёт в основном как человек, создававший изумительные платья, которые обессмертил в своих романах Марсель Пруст.

Отец (который был известным художником, но умер в 36 лет) и мать Фортуни были известны как коллекционеры редкой испано-мавританской керамики, персидских ковров, исламской чеканки и старинного оружия, а также древних восточных тканей. Поэтому неудивительно, что в начале 1900-х годов дизайнер изобрёл методы текстильного крашения и печати по ткани, где воспроизводил глубину, цвет и красоту старинных: парчи, бархата и гобелена.

Мастер свои эксперименты с текстилем начал с китайского и японского шёлка, который приобретал неокрашенным, а затем стал работать и с бархатом, который выписывал из Франции, из Лиона. Он углублялся в самые разные источники, в том числе и старинные, посвящённые окраске тканей, и в результате получал цвета, редкие по красоте. Для нанесения узоров на ткани Фортуни использовал разные технологии — и набивку с помощью деревянных валиков, и ручную роспись, и шаблоны.

На выставке в Эрмитаже были представлены и некоторые ткани, и одежда из них, и штампы для набойки, и образцы пробных «набоек» (фото я взяла из интернета, так как снимала на телефон и качественных фотографий не получилось). 

история моды

история искусства

история костюма

Жена художника Анетта в платье «от Фортуни» (фото из интернета).

плиссе 

Ещё образцы одежды их набивных тканей.

набивка

декорирование

эрмитаж

Все эти вещи были уникальны, но... нельзя сказать, чтобы Фортуни  интересовала мода как таковая. Он действительно был не модельером, а художником, и создание одежды послужило продолжением интереса к цвету, рисунку, ткани. Его не интересовал модный бизнес и всё, с ним связанное. Попытки приписать Фортуни к тому или иному художественному направлению тоже не очень осмысленны, поскольку он с головой уходил в свою работу, мало обращая внимания на то, чем занимаются его современники. Словом, случай Фортуни совершенно уникален в истории моды...

в 1906 году был  запатентован способ плиссировки шёлковой ткани — «плиссировка Фортуни». И, считается, что  в 1907 году родилось всемирно-известное платье Delphos — «Дельфос», платье-туника из плиссированного шёлка, ставшее бессмертным. (во всяком случае, патент на это платье  датирован 1907 годом).  Оно было признано произведением искусства и стало настоящим событием для затянутых в корсет женщин. До сих пор не очень ясно, каким образом Фортуни создавал на ней мелкие складки, которые были очень изящны и отлично держали форму — и в наши дни эта плиссировка выглядит почти так же, как полвека и век назад. Чтобы сберечь её, хранились платья свёрнутыми, как мотки пряжи.

Подобно платью античной статуи, подол платья тяжёлыми складками ложится на пол, создавая колоннообразный силуэт. Платье простого покроя, которое «…ничего не показывает, и ничего не скрывает…», свободно ниспадает с плеч, оно без вытачек и подкладок, мягко облегает фигуру и подчёркивает естественные линии женского тела. По бокам, вокруг отверстий для головы и рук, вшивались шёлковые шнуры, на которые были нанизаны бусины муранского стекла — они утяжеляли лёгкие платья и заставляли их не парить отдельно от тела, а следовать за его контуром.

mariano fortuny

выставка

Окрашивались «Дельфосы» в разные оттенки — каждое по отдельности, порой несколько раз, отчего цвет приобретал особую глубину. 

Эти наряды были крайне далеки о того, что предлагала женщинам тогдашняя мода, с её многослойностью и жёсткими корсетами. Поначалу, разумеется, их носили только дома, например, как платья для неофициальных домашних приёмов, однако в этом качестве они пользовались большим успехом.

Парижские кутюрье не признавали Фортуни своим коллегой, а вот та часть публики, что шла в ногу со временем, с радостью приняла его работы, которые одновременно отвечали определённым чаяниям общества — в частности, стремлению сделать одежду более удобной — и были вне времени благодаря своей классической красоте. Дань ей отдавали и великая актриса Сара Бернар, и танцовщица Айседора Дункан, и многие другие.

Айседора Дункан с дочерью и Сергей Есенин.

Анна Павлова.

Наташа Рамбова — знаменитая нью-йоркская стилистка, танцовщица и светская львица.

Лиллиан Гиш,Настоящее имя — Лиллиан Диана де Гуич (Lillian Diana de Guiche). Знаменитая звезда американского немого кино, сценарист.

И только в 20-е годы, когда наряды обнажили женское тело «донельзя», дамы осмелились носить его вне дома. Платье приобрело статус вечернего наряда. Это был наряд необыкновенной красоты — плиссированный шёлк мерцал и струился, а его серебристый цвет менял свой оттенок в зависимости от освещения. Ведь никому другому так не было достаточно известно о свойствах освещения, как это было известно Мариано Фортуни.

Об этих необычных нарядах писали: «Платья Фортуни надеваются через голову, вырез для головы — единственный, и с помощью шёлкового шнура, продёрнутого вокруг него, вырез можно делать больше или меньше. Платья бывают цвета чёрного золота и тонов старинных венецианских красок. У вас может быть целая дюжина, и всякий раз, в любом окружении, платье будет выглядеть очень живописно, хотя эпикуреец счёл бы, что лучше всего они выглядят, когда их специально подбирают к окружающей обстановке. Чёрные платья от Фортуни потрясающе шикарны, и смотрятся отлично с длинными серьгами в восточном стиле и ожерельями из цепочек и бусин, по меньшей мере с одной нитью, спадающей до пояса».

Мариано Фортуни не стало в 1949 году, но до сих пор различные музеи мира и частные коллекционеры стремятся приобрести себе хотя бы одно такое платье и готовы отдать за него практически любые деньги. К слову сказать, на аукционах сумма может доходить до 40 тысяч долларов. Все модели Фортуни можно считать музейными экспонатами, настолько они ценны.

В Эрмитаже на выставке всего 120 экспонатов, но и этого хватает для того, чтобы оценить масштаб этого человека.

Если вы в Петербурге, то у вас ещё есть шанс... Выставка закроется только 13 марта. 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email