Обновление пароля

 >  >  >  > Символика цвета в японской культуре. История.

Символика цвета в японской культуре. История.

Символика цвета в японской культуре. История. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Японии присущ удивительный, уникальный и невероятно развитый язык цвета, который давно является предметом удивления и восхищения со стороны специалистов в области искусства и дизайна.  Значения и ассоциации, а также современное применение опирается на цвет, как историческую знаковую систему.

япония

Изначальные японские цвета - слова – это черный, красный и белый.  Слово красный – произошло от «цвет утреннего неба». Белый – «цвет неба после рассвета». Черный – «цвет ночного неба». На роль четвертого слова претендуют два цвета: сине-зеленый “aoi” (изначально “awo”  сине-зеленый-желтый) и фиолетовый (темный красно-синий). 

культура кимоноцвет в японии

Сначала фиолетовый цвет избегали использовать, т.к. он был производным, а не основным, но в связи с редкостью красителя, а также спокойствием и умиротворенностью по сравнению с красным (собственно красно-фиолетовым), лиловый стал символом людей высокого положения и позже вошел в ранговую систему японского двора. Японцы в свое время заимствовали у китайцев систему основных цветов: синий, красный, черный, желтый и белый.Но все упомянутые цвета имеют собственное название в японском языке, остальные же передаются описательно, например, цвет чая, цвет бамбука. 

Таким образом, сложилась следующая система 6 основных цветов в Японии: черный, белый, красный, сине-зеленый, фиолетовый и желтый. 

 В 603 году принц Сетоку, основываясь на китайской теории 5 элементов и конфуцианской этике, вводит систему 12 административных рангов. Система указывала каждому рангу цвет головного убора, а также вводила запрещенные цвета, которые было разрешено носить только высшей знати. 

Названия рангов были заимствованы из конфуцианской этики  — благодать (徳), человеколюбие (仁), вежливость (礼), вера (信), обязанность (義) и мудрость (智).  Каждому рангу оответствовал определенный цвет в одежде. 
Таблица 12 ступеней с рангами приведена ниже.

01 大徳 Старшая благодать                               тёмно-фиолетовый
02 小徳 Младшая благодать                              светло-фиолетовый
03 大仁 Старшее человеколюбие                       тёмно-синий
04 小仁 Младшее человеколюбие                      светло-синий
05 大礼 Старшая вежливость                             тёмно-красный
06 小礼 Младшая вежливость                            светло-красный
07 大信 Старшая вера                                        тёмно-жёлтый
08 小信 Младшая вера                                        светло-жёлтый
09 大義 Старшая обязанность                             тёмно-белый
10 小義 Младшая обязанность                            светло-белый
11 大智 Старшая мудрость                                  тёмно-чёрный
12 小智 Младшая мудрость                                светло-чёрный

Кроме того, система вводила запрещённые цвета (перевод с японского)

Сумаховый цвет использовался только для верхней одежды Императора Японии. Он был запрещён для применения кем угодно, кроме японского монарха. По сегодняшний день церемониальная японская одежда императора во время интронации красится только в этот сумаховый цвет. Его добывают из плодов сумаха (Rhus succedanea) — японское восковое дерево.

цвет кимоно :

Семь дополнительных запрещенных цветов, которые были установлены в X-XI вв.

Бледно-зелёный— цвет верхней одежды императора Японии. В качестве исключения этот цвет могли носить наложницы и любовницы монарха, которые пребывали на должности дворцовой прислуги 4 ранга, а также секретари казны 6 ранга.

У первой и третьей девушки слева

Бледно-красный — цвет верхней одежды экс-императора Японии.

Жёлто-рыжий — цвет верхней одежды крон-принца Японии. 

Тёмно-фиолетововый — цвет верхней одежды аристократов 1 ранга.

Это парадная свадебная фотография 1959 года. Слева - тогдашний наследный принц и нынешний император Акихито, справа - его невеста Мичико Шёда.  

Гардениевый — запасной запрещённый цвет, заменитель жёлто-рыжего цвета. Производится из плодов гардении жасминовой (Gardenia jasminoides). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.

 Тёмно-багряный — запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.

 Тёмно-саппановый — запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Производится из плодов цезальпинии саппан (Caesalpinia sappan). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.

В XIX веке, в период Мэйдзи, запрет был снят со всех цветов, кроме сумахового, жёлто-рыжего и гардениевого.

Таким образом, даже неольшой исторический экскурс говорит о многообразии и сложности применения цвета в далекой и загадочной Японии.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email