Обновление пароля

 >  >  >  > Легенда о Гаргулье, или Немного о драконах в архитектуре

Легенда о Гаргулье, или Немного о драконах в архитектуре

Виды творчества:   Разные виды творчества

Как известно, драконы — пожалуй, одни из самых популярных мотивов в мировой архитектуре. Они были одновременно и символом защиты, и отражением хтонического зла. Частенько драконы изображались в довольно забавных формах. Особенно это проявилось в гаргульях — так называются многочисленные фигуры, несколько напоминающие маргиналии, на фасадах средневековых соборов и других зданиях. Вот, например, какой милашка изображен на стене часовни замка Амбуаз во Франции (где, к слову сказать, похоронен Леонардо да Винчи):

дракон

Чаще всего фигурами гаргулий оформлялись водостоки, как, например, эти симпатичные создания на фасаде собора во французском  Шартре:

драконы

Или, вот такой «питьевой фонтанчик» в средневековом квартале Стокгольма:

архитектура

Собственно, само название «гаргулья» происходит от французского слова, имитирующего звук бурлящей воды, и связано с легендой о подвиге святого Романа, епископа города Руана (своего рода аналога святого Герогия).

 Вот как было дело: где-то в VII веке недалеко от города Руана в реке Сена жил дракон по имени Гаргулья — видимо, это был дракон-девочка, наверное, похожий на эту фигуру с Копенгагенского фонтана:

история

Гаргулья нападала на проходящие корабли, плевалась водой, пожирала людей и наводила ужас на окресности. Одним словом, всячески нарушала покой мирных жителей. 

средневековье

Амбуаз, Франция

Никому не удавалось поймать и убить чудовище, пока за дело не взялся святой Роман. Он решил ловить Гаргулью «на живца». Но, разумеется, никто, кроме осужденного на смерть вора не согласился быть наживкой для дракона. Слишком уж велик был риск оказаться съеденным:

легенда

Вроцлав, Польша

Тщательно подготовившись, святой Роман оставил «наживку» у берега реки, а сам вооружился крестом и мечом и спрятался неподалеку. Дракон не заставил себя ждать:

готика

Амбуаз, Франция

Когда же Гаргулья подобралась совсем близко к «наживке» и собиралась уже ею полакомиться...

тематическая неделя

Замок Блуа, Франция

...из засады выскочил святой Роман и при помощи креста лишил дракона воли и убил.

творчество

Замок Блуа, Франция

Тело Гаргульи горожане радостно сожгли. И хотя все туловище и конечности сгорели, но осталась целой уродливая голова чудовища. После долгих раздумий ее было решено прикрепить к фасаду кафедрального собора. Наверное, зрелище было впечатляющее, что-то вроде этого (хотя конкретно этот дракон находится в Пекине, в Запретном Городе):

история искусства

...в назидание прочей нечисти, чтобы не безобразничала.

история создания

Бретань, Франция

Ангулем, Франция

Вора помиловали за его помощь в избавлении от дракона. Говорят, что в память об этом каждый год в Руане освобождался один преступник, успевший первым дотронуться до головы дракона (наверное, к тому времени она все-таки была уже каменной). Продлилось это вплоть до эпохи правления Наполеона.

Бретань, Франция

К сожалению, неизвестно, что  стало с головой Гаргульи после этого. Впрочем, учитывая предшествующий революционный период, людям было не до драконьих голов — свои бы уберечь...

Бретань, Франция

Главное, что с тех пор никакие драконы больше не пытаются так явно терроризировать людей, а прикидываются милыми смешными безобидными зверюшками:

Замок Лош, Франция

Однако, впечатление это очень и очень обманчиво... Просто они действуют теперь по-другому. Вот, к примеру, олицетворение греха в виде дракона-оборотня, ненавязчиво подсовывающего нечто, похожее на бомбу, в руку зазевавшегося ротозея:

драконы

Саграда Фамилия, Барселона, Испания

Очень актуально, не правда ли?

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email