Обновление пароля

 >  >  >  > А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия

Виды творчества:   Вышивка
Вышивка > Ниткография

Есть такое старинное и очень емкое слово — «рукомесло». Редко его можно встретить, и большей частью в старой литературе. Но, думаю, мало кто нуждается в его пояснении. Ремесло, выполняемое руками, существовало всегда, просто название со временем стало для нас более привычным.

Рукоделием обычно называют ручную работу, сделанную с помощью всевозможных приспособлений. Эти приспособления были самыми разнообразными и выполнялись из металла, дерева, кости, начиная от обычных иголок, спиц, крючков, челноков, коклюшек, веретена, пялец, ножниц, и заканчивая ручными самодельными станками, прялками, а впоследствии швейной или вязальной машинками.

Рукоделие издавна являлось не только главным занятием женщины, но и признаком хорошего воспитания, настоящим украшением и похвалой для воспитанной девушки и уважением для хозяйки дома.

история рукоделий

В простых крестьянских семьях обычными рукоделиями были те, которые обеспечивали необходимое в хозяйстве — ткачество, шитье, вязание. В семьях побогаче — вышивка, украшение мережками, вязание крючком.

старинная вышивка

В богатых домах Древней Руси всегда были особые светлые комнаты, отведённые для женского рукоделия — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Любили рукоделия и были искусны в разных приемах царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые посадские женщины и девицы.

старинные рукоделия

Некоторые виды рукоделия, например, вышивка, золотное шитье требовали от мастерицы напряжения зрения и усиленного внимания в течение всего светового дня и даже до наступления полуночи. Освещение же в те времена было примитивное – лучина, в более богатых семьях — свеча, и только позже – керосиновая лампа. Потому многие мастерицы со временем теряли зрение.

рукоделия на руси

В XVI-XVII веках наступает расцвет так называемого золотого или золотного шитья. Многие  царицы и знатные боярыни имели свои золотошвейные мастерские: жены Василия III — царица Соломония и Елена Глинская; Анастасия Романова, жена Иоанна Грозного; Мария, жена Бориса Годунова и его дочь Ксения; старица Марфа, мать Михаила Романова, и его жена Евдокия Лукьяновна; и первая жена Алексея Михайловича Романова, Мария Ильинична. В них мастерицы занимались шелковым и золотым плетеньем, вязаньем, тканьем, сканьем (сучением), изготовлением кистей, снурков, поясков, тесемок. Здесь же шилось все домашнее белье, вышивались предметы женского и мужского наряда, вышивались и украшались чепраки, а для царских, великокняжеских и боярских охот — «кречатый наряд». Изготавливались золотые, серебряные, разноцветные шелковые и белые из льняной нитки кружева, которыми обильно украшались дорогие одежды, праздничные скатерти и уборы молодых девиц знатного рода.

боярские светлицы

Вышивки делались на дорогих тканях, да и сами материалы для вышивки и украшения — золотые и серебряные нити, драгоценные и самоцветные камни, жемчуг имели очень высокую цену. Поэтому золотным  шитьем могли заниматься только в очень богатых домах и светлицах цариц. Само вышивание было трудоемким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц в течение нескольких месяцев и даже более года.

Насколько широко было применение рукоделия, настолько были разнообразны и ткани для них: полотно, разноцветная тафта, шида, или индийская бумажная набивная ткань, золотые и простые камки, атласы, объярь (гродетур), зуф, шерстяные ткани, напоминавшие камлот, сукна, бархаты, алтабасы, зарбафы, дороги, аксамит, сафьян, пух, меха. Разнообразными были и материалы для украшения: жемчуг, золото, серебро, драгоценные камни, самоцветы, разноцветные шелка.

рукодельные мастерские

Непростой была и технология золотного шитья. Изображения, узоры, и надписи, назначаемые для вышивания или низания, сначала прорисовывались на ткани. Для этого пользовались белилами и чернилами, а проделывали эту работу состоявшие при светлице знаменщики или рисовальщики. Иногда рисунки делали на бумаге черчением и прокалыванием. После «выметывания очерка белью», рисунок зашивали шелками или золотыми и серебряными нитями.

история вышивки

В допетровские времена традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома, ее передавали по наследству и ценили как за качество исполнения, так и за стоимость тканей и меховой или золотой отделки.

Облачение для самого царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палате. Там работали и женщины, и мужчины-портные. Их называли «наплечные мастера», поскольку они одевали «царское плечо». Все наряды украшались вышивкой, над которой трудились и женщины царской семьи во главе с царицей, и знатные боярыни, и простые мастерицы.

С наступлением царствования Петра I распространение и художественная значимость рукоделий была настолько велика, что когда царем было повелено носить немецкое платье, рукоделия стали еще разнообразнее, а в качестве новых образцов наши мастерицы получили еще и знаменитые заморские кружева. Под влиянием новшеств, вводившихся при дворе, помещики завели мастерские, где изготовлялись вышивки, кружева и ткани по иноземным образцам, но в монастырях и среди семей купцов, мещан и крестьян долго еще преобладали стародавние рисунки и приемы работы.

С развитием школьного образования и с введением рукоделия в женские учебные заведения последовал новый толчок к распространению рукоделия. Их стали преподавать в женских учебных заведениях, обучая не только навыкам, но и основам шитья, кроя и даже декоративным навыкам. Рукоделия стали разделяться на «школьные», «ремесленные», общие женские рукоделия, монастырские работы и кустарные, крестьянские работы.

К «школьному» рукоделию принадлежали вязание на спицах чулка, вязанье крючком салфеток, воротничков, кружев, детских башмачков, кофточек, шапочек, шитье иголкой, вышивание, штопка и починка белья и платья, кройка простого белья и платья. Преподавались и специальные рукоделия: изготовление белья и меток более сложных, шитье платьев по модным картинкам, делание искусственных цветов и шляп и изящные работы — различное шитье и вышивки. 

«Ремесленными» рукоделиями называли все то, что производилось в мастерских, или мастерицами у себя на дому: шитье и метка белья, шитье платьев, верхних пальто, накидок, шуб, изготовление шляп, искусственных цветов и тому подобных изделий.

Общими женскими рукоделиями называли все те работы, которые производились женщинами для своей семьи — изготовление белья, одежды, а также искусное вязание на спицах, вязание крючком или в тамбур, филе, кружева, шитье по канве, решетки, шитье гладью, по тюлю, английское шитье, шитье золотом, серебром. Особенно были интересны работы фантазии — вышивка сутажем, ленточками, синелью, разными цветными металлическими нитками, блестками, тканье ковриков и подушек на шведских станках и приборах. 

В эпоху царствования Петра I, когда в России стали носить европейскую одежду, стали интересоваться и ведением портняжного и иного женского ремесла в европейских странах. В Европе получить звание портняжного мастера можно было только после долгих лет учения. Как правило, небогатые родители отдавали своего сына мастеру в обучение, внося небольшую плату. Мастер должен был кормить и обучать ученика начальным навыкам ремесла. Обучение шло параллельно с производственным процессом, и основным принципом было смотреть за мастером и повторять его действия. Вначале учили управляться с иглой и ниткой, затем мальчики постигали сложное искусство кроя, некоторые становились вышивальщиками, а девочек учили в специальных мастерских плести и вязать кружева, делать вышивки на легких тканях. Учеба протекала долго и трудно — только после 5-8 лет «повторений», побоев за непонимание и выполнения роли домашней прислуги, можно было стать подмастерьем. Подмастерье не имел права жениться, получал небольшое жалованье и мог переходить к другому мастеру того же цеха. Мастер должен был обучать подмастерье секретам мастерства, за чем следил совет цеха. Обучение заканчивалось, и ученику присваивалось звание мастера после того, как он сам сшил и отделал настоящий костюм. Во всех ремесленных мастерских эта «дипломная работа» носила название «шедевр». Затем новоиспеченный мастер мог остаться работать у хозяина подмастерьем, открыть собственное дело или стать бродячим портным, переходящим от одного замка к другому и предлагающим знатным господам свои услуги.

Со временем секреты европейских портных стали осваивать и русские мастера. К XIX веку у нас развилось производство готовой одежды. Первоначально в мастерских готового платья шили военную форму и мундиры различных ведомств. Затем стали шить мужские костюмы, сорочки, брюки, жилеты, пальто, дамские накидки. Менее обеспеченные слои городского населения одевались в «Домах готового платья».

При таком положении дел высокохудожественная вышивка, особенно золотные работы, стали применяться только для мундиров придворных, а искусные мастерицы золотного шитья, в основном, оставались лишь в монастырских мастерских.   

Так время неумолимо летело в рубежу ХХ века, который своей бурной неуемностью сумел разрушить не только вековые устои, но и исторические традиции, затерять исконные ремесла и позабыть старинные ремесленные навыки. Так что сегодня мы можем с радостью говорить о возрождении всего того рукодельного богатства, чем так преизобиловали наши предки. Не последнюю роль в этом процессе, наверное, играет и Ярмарка Мастеров.

В статье использованы живописные работы К. Маковского, В. Тропинина, Н. Неврева, Е. Котляр, И. Куликова и др., а также выдержки из материалов открытых источников интернет-пространства.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email