От Ленина до Святого Николая: прогулка по улочкам Кривого Рога (фотозарисовка)

От Ленина до Святого Николая: прогулка  по улочкам Кривого Рога (фотозарисовка) | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Почти сорок лет я живу на этой улице. До 2016 года она носила имя вождя мирового пролетариата В.И.Ленина. В сквере, напротив  пересечения с проспектом Карла Маркса возвышался памятник  первому лидеру советского государства.  Весной прошлого года, скульптуру демонтировали, а улицу переименовали.  Правильнее выражаясь, ей вернули  исконное название - Свято- Николаевская. Поскольку это одна из самых старых улиц нашего города. Более трех столетий назад на ней была заложена первая церковь в Кривом Роге. Храм освятили в день Святого Николая и с той поры известный чудотворец считается покровителем города.

Предлагаю совершить виртуальную прогулку по небольшому кусочку нашей улицы и осмотреть местные достопримечательности.

Кривой Рог  в дореволюционные годы был  заурядным провинциальным местечком. Поэтому  в городе практически не найти  красивых старинных  зданий и иных архитектурных изысков. Тем не менее и у нас найдется, что показать приезжему гостю.

кривой рог

По левой стороне на пересечение Свято-Николаевской улицы и Почтового проспекта (бывш. пр.К.Маркса) расположено здание , которое до начала 90х годов занимал кинотеатр Ленина.  Мы дружно бегали в него смотреть популярные кинофильмы. Затем часть здания с большим залом отдали под религиозные нужды. В нем переоборудовали церковь.  В память о первом храме, ранее стоявшем неподалеку (был снесен в 30хгг), нарекли Свято-Николаевской.

город

В сквере  горит Вечный огонь над братской могилой павших в Великую Отечественную войну. 23 февраля отмечалась очередная годовщина освобождения Кривбасса от немецко - фашистских захватчиков. У памятника  возложили цветы.

Никто не забыт и ничто не забыто!

улица

Колокола над церковью призывают к молитве. Когда слышишь их размеренный звук, невольно замедляешь шаг и думаешь о том, что вечно. В суете большого города полезно  подумать о других материях.

экскурсия по городу

святой николай

В 2016 году сквер реконструировали. Памятник солдату повернули лицом к главной части улицы. Сзади разбили небольшой сквер с цветочными клумбами, фонтаном, скамейками для отдыха.

свято-николаевская улица

Сразу за  церковью приземистое одноэтажное здание, мало чем примечательное на первый взгляд. Только  пара  пересекающихся колец над входом дают знать, что здесь размещается Центрально- Городской ЗАГС. В выходные дни  на площадке у входа толпится вереница машин с цветами, шарами, лентами. И  светящиеся от счастья молодожены спешат вступить в свою новую жизнь.

история города

Для фотографий на память выделили специальное место со скамейкой и кованой решеткой. На ней изображение герба Кривого Рога: изогнутая казацкая пороховница (рог) под  тремя дубовыми ветвями ( первое месторождение железных руд Кривбасса  было открыто в балке Дубовой). Верху табличка с надписью "Я люблю Кривой Рог".

памятники

Переходим дорогу и оказываемся на противоположной стороне Свято- Николаевской улицы. Прямо напротив ЗАГСА старый дом (табличка с прежним названием улицы висит до сих пор). Узкий проезд ведет во внутренний дворик.

достопримечательности

церковь

прогулка

Дом был построен в начале прошлого века и по внешнему виду претерпел мало изменений за это время.

фоторепортаж

Во дворе еще одно старое здание той же эпохи.

фотографии

Проходим чуть вглубь от проезжей части и попадаем на узенькую улочку. Ранее она носила название Калиниченко. Теперь переименована в Церковную.

украина

Красивое ухоженное одноэтажное здание  Криворожско- Никопольской епархии.

криворожский

На стене  лик Николая Чудотворца.

маршрут

Возле епархии на тротуаре можно увидеть  тумбу для объявлений. Это одна из немногих уцелевших дореволюционных тумб в городе  Как и сто лет назад, на ней много наклееных  листочков. Тумба постепенно ветшает, разваливается, но продолжает нести свою службу

С Церковнай улицы сворачиваем на Первомайскую. В глаза сразу бросается необычный дом с двориком. Это так называемый "Профессорский дом", который был специально построен в 30 - е годы для преподавателей Горнорудного института. В разное время в нем проживали  известные криворожане. Про них напоминают памятные таблички, установленные на стене.

С одной стороны Геннадий Удовенко, бывший министр иностранных дел.

С другой -  художник  и архитектор Юрий Сыч.

Чуть наискосок от Профессорского дома, кирпичная стена  со звездой. Мемориальные таблички напоминают о комсомольцах- подпольщиках, расстрелянных фашистами. Дальше за стеной - старейшая  школа - гимназия Кривого Рога. Ее  заканчивала моя старшая дочь Настя, а я начинала в ее стенах свою трудовую педагогическую деятельность.

Возвращаемся на перекресток Почтовой и Свято- Николаевской. Официально это место раньше называлось площадь Ленина, но про это наименование мало кто вспоминал. Сейчас здесь памятный сквер. Во время реставрационных работ, летом 2016 года, под асфальтом обнаружили остатки фундамента  старейшего Свято- Николаевского храма. Сделанные археологами находки позволяют отодвинуть дату официального основания города на начало 18 века.

Остатки асбестового пола  в старинной церкви.

Под стеклянным куполом находится атриум, где разместили часть выкопанных исторических находок.

В центре макет первой церкви Кривого Рога.

Так выглядел древний Свято- Николаевский храм.

В центре сквера, на постаменте скульптура Святого Николая.

Медальоны по бокам постамента со сценами из жития святого.

Святой Николай. Сзади здание бывшего райкома, ныне школа искусств. В ней учится рисованию и скульптуре моя младшая дочь София.

Вид на перекресток. Вдаль уходит проспект Почтовый. Другим концом он упирается в площадь Освобождения.

Прогрохотал трамвай. Пора отправляться домой. Ехать нужно две трамвайные остановки, но лучше не спеша пройтись пешком. Ведь на дворе ВЕСНА!

Уточки тоже об этом знают и с удовольствием плавают по Ингульцу)

Для иллюстрации использованы фотографии автора из личного архива.

Комментарии (14)
Леночка, отличный фоторепортаж! С удовольствием прогулялась по улицам вашего города. Приятно, когда город чистый и ухоженный. У вас уже самая настоящая весна!

{#} Ириша, очень приятно, что ты со мной. Обязательно еще поброжу с фотоаппаратом и покажу, что у нас есть интересного. На улице погода замечательная. Шлю тебе частичку нашего тепла и весны.{#}

Леночка, такая чудесная прогулка!{#}

Наташенька, спасибо.{#}

Здорово!

Спасибо,Алсу.Приятно,что заглянули на мою фотопрогулку.

Лена, спасибо за интересный рассказ))

А в домики бумажные до сих пор играют ребята мои, спасибо)))

Радуга в доме 02.03.2017

Анечка, спасибо, что прогулялись со мной. Очень приятно, что домик пригодился.

Ничего себе, Елена, у вас уже нигде снега нет - красота! А у нас в Сибири ещё сугробища двухметровые кругом. Как же хочется в тепло! Приятно было побродить с Вами по Вашему городу.{#}

Радуга в доме 02.03.2017

Ольга, с радостью отправила бы в Вам наше тепло. {#}У нас тоже до минувшей недели все было в снегу. Эта зима выдалась снежной и холодной. Растаяло все, буквально, за 2-3 дня. Осталась слякоть. Но весна чувствуется кругом. Я ходила и зеленую травку высматривала){#}

Показать все