Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Персональные записи > TheatreHD. Бернард Шоу "Святая Иоанна"

TheatreHD. Бернард Шоу "Святая Иоанна"

20.02.2017 10:09     Просмотров: 541     Комментариев: 0     
TheatreHD. Бернард Шоу

 

Ах, уже на днях у меня был очередной театральный вечер, а точнее НочьTheatreHD, когда в прямой трансляции из "Donmar warehouse" я смотрела "Святую Иоанну" по пьесе Бернарда Шоу.

Прямая трансляция это что-то необыкновенное - смотреть спектакль в один момент с людьми, находящимися за много, много километров от тебя... Завораживает!

 

Итак... 

theatrehd

 

Постановка театра «Донмар»
Пьеса Бернарда Шоу
Режиссёр Джози Рурк
Художник Роберт Джонс
Композитор Майкл Брюс
Свет Говард Харрисон

В главной роли – Джемма Артертон. В спектакле также заняты: Хэдли Фрэйзер, Эллиот Леви, Мэт Бардокк, Ниал Багги, Ричард Кант, Артур Хёджес

 

"Святую Иоанну" я прочитала впервые как раз перед спектаклем, но совершенно не представляла, что увижу: современную постановку, что-то по мотивам или же классику-классику? В Интернет находились фотографии и такие, и другие, а видео анонс вообще отдельный, не раскрывающий того, что будет... Но морально приготовилась ко всему. 

И не была разочарована ни разу!

Спектакль ставил театр "Donmar warehouse" и режиссёр хотела ставить именно там, потому что в нём очень камерный зал. Представляете, первый ряд партера начинается у самой сцены, так что можно облокотиться на неё! Некоторые зрители так и делали))) 

театрhd

Сцена, на которой играли спектакль была совсем не большой. Из всех атрибутов: стеклянный стол и кресла. И экраны на стене. Всё. Центральная часть сцены, на которой стоял стол, вращалась, позволяя увидеть всех участников действа. 
Мне нравится такой минимализм - ничто не отвлекает восприятие, всё сосредоточено на действии, а если чего-то тебе не хватает - ты можешь вообразить сам. Замечательно!

После прочтения пьесы, у меня осталось впечатление, что всё действие в ней очень статичное: вот разговор у капитана де Бодрикура с экономом, когда Жанна впервые появляется. Вот разговор при дворе дофина: архиепископ, советник, паж, Жиль де Рэ, капитан Ла Гир - тоже все стоят, ждут, разговаривают.. Ну и так далее. То есть в пьесе нет ни кровопролитного описания взятия Орлеана, ни взятия Жанны в плен... Всё сообщается либо постфактум либо обсуждается в данный момент.
В начале, в интервью, режиссёр сказала, что они приняли решение всё действие развернуть вокруг зала заседаний. И на мой взгляд, та воспринятая мной статичность повествования, как нельзя лучше сюда подходит.

 

Итак, у нас прямая трансляция, поэтому шум и разговоры от входящих и рассаживающихся зрителей мы слышали, кусочек зала даже показывали, но основное действие уже, до начала спектакля, было на сцене.

На сцене была облачённая в латы и кольчугу Жанна, которая молилась стоя на коленях. Люди входят, разговаривают, а она одна на сцене. За её спиной три больших экрана, в центральном из которых написано: "Must a Christ perish in every age to save those that have no imagination?" (Должен ли Христос погибнуть в любом возрасте, чтобы спасти тех, у кого нет воображения?).

donmar warehouse

на спектакль в кино

бернард шоу

И вдруг, сцена меняется, экраны за спиной Жанны вспыхивают и по центральному включают сводку новостей: "Во Франции невероятно подскочили цены на яйца. Производство не справляется, стоимость яиц поднялась на 18,7%. Сейчас практически невозможно купить яйца. Такая же ситуация происходит с молоком ... Индексы растут... "
Представляете? Так обыграли начало пьесы, когда де Бодрикур будет отчитывать эконома за отсутствие яиц!... Я видела это фото до спектакля, и подумала, что это будет неуместно, но... К моему глубокому удивлению - нет. Очень здорово )))

святая иоанна

И вот мы уже оказываемся в комнате со стеклянным столом, вокруг которого расставлены модные кресла, а Роберт де Бодрикур, гоняет своего эконома с требованием четырёх дюжин яиц. Бодрикур в белой рубашке, галстуке, эконом в брюках и кроссовках...

Эконом. Сир! Говорю вам: яиц нет и не будет - хоть убейте! - пока Дева стоит у ворот.
Роберт. Дева? Какая еще дева? Что ты городишь?
Эконом. Та самая, сир. Из Лотарингии. Из Домреми.

Эконом уламывает де Бодрикура принять Жанну и он по селектору (!) вызывает её к себе. Вбегает Жанна в платье, стилизованном под старинное, упрашивает отпустить её к дофину...

жанна дарк

Жанна. Ну, Роберт, не надо так бояться! Ведь...
Роберт. Иди ты к черту! Я не боюсь. И кто тебе позволил называть меня Робертом?
Жанна. Так вас окрестили в церкви во имя Господне. А прочие все имена не ваши, а вашего отца, или брата, или еще там чьи-нибудь.


И такой контраст костюмов на всём протяжении пьесы. Лишь Жанна, то в латах, то в имитации лат, то в чём-то военном, с мечом у пояса... Все же остальные в обычных городских современных костюмах и даже в чём-то вроде пижамы, как дофин Карл, например. Ну и архиепископ со служителями церкви как-то придерживались своих традиционных облачений.
Я не люблю осовремененных постановок, но меня, к моему величайшему удивлению, это не раздражало совершенно. Здесь это выглядело уместно и вписывалось в пространство.
Само собой, как только де Бодрикур разрешил Жанне отправится к дофину на экранах снова вспыхнула сводка новостей: "Невероятно, на рынок хлынули яйца и молоко, цены стремительно снижаются..." )))

И вот, Жанна прибыла к дофину. При дворе ворчание, недовольство... Все собираются в "тронном зале", вокруг того же стеклянного стола - Архиепископ Реймский и сеньор Ла Тремуй, потом и остальные.

Ла Тремуй. О чем он думает, этот дофин? Столько времени заставляет нас ждать! Не знаю, как у вас хватает терпения стоять словно каменный идол!
Архиепископ. Я, видите ли, архиепископ. А всякому архиепископу весьма часто приходится изображать собой нечто вроде идола. Во всяком случае, нам уже в привычку стоять неподвижно и молча терпеть глупые речи. Кроме того, мой дорогой шамбеллан, это королевское право дофина - заставлять себя ждать.

И тут, вбегает дофин, практически в пижаме, держа что-то в руке. Как там было в пьесе:

Паж. Его высочество!
Все принимают почтительные позы, но делают это весьма лениво и небрежно. Откинув занавес, входит дофин с какой-то бумагой в руках. 

У нас дофин тоже вошёл, держа в руке... смартфон, или какой-то иной гаджет, и уже на нём показывал всем, что за послание получил от де Бодрикура, перелистывая на экране текст сообщения))
Жанну решили принять, но разыграть: роль дофина на себя взял Жиль де Рэ. Узнает дофина - молодец, а не узнает... И всё это сделали как .. видеотрансляцию... Жанна смотрела в экран ноутбука и беседовала с дофином, просила о разговоре наедине.

Вообще, дофин оказался именно таким, как описан в пьесе: все эти ужимки, манерничание, слабость характера... Удивительно, на сколько похоже актёр смог это передать! И Жанна была именно такой, как она описана: смелая, дерзкая, решительная, горящая желанием победы...

А вот мы уже видим пригорок на южном берегу Луары: бастард Дюнуа ждёт западного ветра. И снова сводки новостей сообщают, что погодные условия не позволяют начать штурм Орлеана... Скоро появится Дева...

 Потом была победа, потом, короновали Карла в Реймсе...

 А Жанна, сначала желавшая вернуться домой к отцу, вдруг решает идти на Париж. И все отворачиваются от неё, даже верный Дюнуа. Никто не верит в победу. Ужасная сцена и в книге, и в спектакле. Архиепископ обвиняет Жанну в грехе гордыни и непослушания, но Жанна не слышит его. Она произносит свою пламенную речь, и уходит... А  Архиепископ завершает...

Жанна. Где сейчас были бы вы все, если бы я принимала в расчет этакую правду? Какой помощи можно ждать от вас, какого совета? Да, я одна на земле. Я всегда была одна. Мой отец велел моим братьям утопить меня, если я не буду сидеть дома и сторожить его овец, пока Франция истекает кровью. Пусть погибнет Франция, лишь бы его ягнята были целы! Я думала, у Франции есть друзья при дворе французского короля, но нахожу лишь волков, которые грызутся над клочьями ее истерзанного тела. Я думала, у Господа Бога повсюду есть друзья, ибо Господь - друг каждому. И в простоте своей я верила, что вы, ныне отвергающие меня, будете мне крепостью и защитой и не допустите, чтобы кто-нибудь причинил мне зло. Но я теперь поумнела. И очень хорошо: немножко ума еще никому не вредило. Не думайте, что вы очень меня напугали тем, что я одна. Франция тоже одна. И Бог - один. Что мое одиночество перед одиночеством моей родины и моего Господа? Я понимаю теперь, что одиночество Бога - это его сила, - ибо что сталось бы с ним, если бы он слушался всех ваших ничтожных, завистливых советов? Ну что ж, мое одиночество тоже станет моей силой. Лучше мне быть одной с Богом: его дружба мне не изменит, его советы меня не обманут, его любовь меня не предаст. В его силе я почерпну дерзновение и буду дерзать, дерзать - до последнего моего вздоха! А теперь я пойду к простым людям, и любовь, которую я увижу в их глазах, утешит меня, после той ненависти, что я видела в ваших. Вы бы рады были, чтобы меня сожгли. Но знайте: если я пройду через огонь - я войду в сердце народа и поселюсь там на веки вечные. Итак, да будет Господь со мной! (Уходит.)

Архиепископ. Да, она и меня несколько вывела из равновесия. В минуты таких вспышек она приобретает опасную власть над людьми. Но пропасть уже разверзлась у ее ног. И к добру или к худу, но мы бессильны отвести ее от края. 

Как же прав он оказался...

И часть шестая, самая тяжёлая:
"Руан, 30 мая 1431 года. Длинный каменный зал в замке, подготовленный для судебного заседания; но это будет не суд с присяжными, а суд епископа с участием Инквизиции, поэтому на возвышении стоят рядом два кресла - для епископа и для Инквизитора."
На экране снова загорается сводка новостей, объявляют, что дело против Девы сформировано, но из 64 пунктов обвинения, в нём оставлено 12. И заседание посвящено именно им. И это очень тяжёлая часть. Жанну обвиняли, вспоминали всё, что свидетельствует простив неё, но также и не раз за неё пытались заступиться, пытались получить нужные показания, которые сохранят ей жизнь. Жанна сломлена под тяжестью обвинений, она объясняется и кажется, что она спасена. Да спасена, но осуждена на пожизненное заключение.

Жанна (встает, охваченная ужасом и неудержимым гневом). В вечном заточении! Как? Значит, меня не отпустят?
Ладвеню (кротко изумляется). Отпустить тебя, после всех твоих прегрешений?.. Ты бредишь, дитя!
Жанна. Дайте мне эту бумагу. (Подбегает к столу, хватает отречение и рвет его на куски.) Зажигайте свой костер! Лучше сгореть, чем так жить как крыса в норе! Мои голоса были правы.
...
Д'Эстиве (стараясь перекричать шум). Она снова впала в ересь! Нераскаявшаяся еретичка, неисправимая, недостойная милосердия, которое мы ей оказали! Я требую ее отлучения!
Капеллан (палачу). Зажигай огонь! На костер ее!
Капеллан. В огонь ведьму! (Бросается к Жанне и помогает солдатам вытащить ее из зала.)

И это чудовищная сцена, что в пьесе, что на сцене. Самая жуткая... Да, не было костра, но само действо...

 

На этом, в общем-то всё и закончилось. Вернее, далее был эпилог, но это уже было не то - его здорово урезали.. 

В пьесе эпилог рассказывает события спустя 25 лет, когда у Карла, короля Франции, бывшего во времена Жанны дофином, а теперь ставшего Карлом Победоносным собрались все, кто участвовал в деле Жанны: Ладвеню, который пытался спасти Жанну - он принёс весть о том, что судьи девы были повинны в умышленном обмане, приговор отменён. Затем, появляется сама Жанна. Затем, епископ Кошон, председатель суда над Жанной, потом Дюнуа, потом солдат, тот самый, который протянул Жанне крест из двух палочек, когда она была на костре, и за это единственное доброе дело его на один день отпускают из ада на выходной... Входит капеллан Джон де Стогэмбер...И, наконец, господин, одетый по моде 1920 года - он объявляет, что Жанна приобщается к сонму Церкви под именем Святой Иоанны и 30 мая, в годовщину её смерти будет совершаться особая служба...

Нам же показали только сцену с капелланом и всё... Жаль. Мне хотелось увидеть именно так, как было написано. Наверное, это было бы волшебно... )))

Но самое главное - спектакль мне понравился очень, просто очень! Потому, что поставили по пьесе, без всяческих придумок режиссёра. Потому что интересно обыграли, вот так, совместив древность и современность. Уж на что мне не нравится перенос действа в наши дни, но здесь это было уместно. Даже использование современных средств связи - да, это не по времени, но именно в этой постановке, на мой взгляд, уместно. Мне понравился актёрский состав - как представили Карла! Он неприятный уже по описанию, но здесь его оживили, и оживили таким же неприятным типом! Вот бы увидеть его спустя 25 лет в эпилоге... И Жанна, такая же, как в пьесе - порывистая, горячая, решительная... Джемма Артертон была просто великолепна! А суд Инквизиции... Читать страшно, а увидеть живьём...

Я очень рада, что удалось посмотреть спектакль, спасибо TheatreHD!

(все фотографии взяты из интернета)

Спасибо всем, кто посмотрел и прочитал!
С уважением, МамиНа мастерская

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз