> Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Красавица хна: учимся выбирать правильный естественный краситель

Красавица хна: учимся выбирать правильный естественный краситель

Виды творчества:   Косметика ручной работы
Косметика ручной работы > Косметика для ухода
Красавица хна: учимся выбирать правильный естественный краситель | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Хна давно известна нам как натуральный краситель и эффективное средство для оздоровления волос и кожи головы.

Но хной на востоке могут называть практически любые порошкообразные растительные составы  для ухода за лицом, волосами и телом — отсюда  непонимание и разночтение составов, продающихся в наших магазинах под бендом «хны».
Давайте разбираться вместе.

Единственная настоящая хна — Лавсония  неколючая (Lawsonia inermis) —  кустарник семейства дербенниковых, который растёт в зонах жаркого и сухого климата. Распространена лавсония в странах Северной Африки и Среднего Востока. Культивируется она с доисторических времен в качестве красильного и лекарственного растения.
Фермеры выращивают хну в Индии, Пакистане, Иране, Емене,  Марокко (лавсония так давно окультурена во многих странах, что теперь трудно понять, где она аборигенна, а где натурализовалась).

Само растение называют по-разному: хна, хенна, эль-хна, египетский священник, дерево резеды. Научное название — Lawsonia inermis – Лавсония неколючая. Это название хна получила в честь английского врача и издателя XVIII века Исаака Лаусона.

хна, лавсония, натуральный краситель, косметика, материалы для рукоделия

В качестве красителя для волос и кожи традиционно используют листья лавсонии. Они содержат хеннотаниновую кислоту, красящие вещества:  алханин, лавсон (желтовато-красного цвета), слизь и пектиновые вещества. Листья хны обладают выраженным бактерицидным действием.

Цветки и семена лавсонии содержат эфирное масло (10-11%), которое используют в парфюмерии и элитной косметике.

хенна, окраска волос, косметика ручной работы, материалы для творчества, материалы

По качеству хну (листья лавсонии) разделяют на 3 категории: низкого качества, среднего качества и высшего качества.

Это деление связано с содержащимися в хне красящими веществами и концентрацией в ней полезных веществ.

Хна низкого качества изготавливается из стеблей лавсонии с небольшой примесью пудры из листьев. Процент содержания лавсона в таком сырье очень низок (1-2 %), также она бедна также смолистыми веществами, танинами и эфирными компонентами.

Хна среднего качества изготавливается из нижних листьев лавсонии. Процент содержания лавсона в ней уже более высок: от 2-3 %. Эта хна более насыщена смолянистыми ценными веществами, содержание танинов в ней высокое, эфирные компоненты присутствуют в большом количестве. Эта категория хны достаточно богата и витаминами.

Хна высшего качества — самая лучшая хна, с максимальным содержанием лавсона: от 5 до 7 %. Она лучше и быстрее всех прокрашивает волосы и дает им более глубокие и красивые оттенки. Целебный эффект  на кожу и волосы от масок из хны высшего качества — максимальный.

Принято считать, что эти три категории сырья различаются  в первую очередь ценой: чем дороже хна — тем выше вероятность того, что она хорошего качества. Отчасти это верно. Но помните, что проверить качество хны ДО использования практически невозможно.  Велик соблазн выдавать  хну низкого и среднего качества за продукт экстра-класса и  продавать по ценам, близким к неадекватным. Не попадайтесь на эти уловки недобросоветсных продавцов. Высокая цена далеко не всегда является показателем высокого качества. Часто она является показателем   амбиций и запросов  продавца. Вполне реально найти хну отличного качества по достаточно скромной цене — ищите, пробуйте, вникайте :)

Цвет, который придаёт волосам хна, зависит от множества факторов. В частности, от  состава почвы места произрастания сырья.  В местах повышенного содержания меди, например, хна дает при окраске самые яркие рыжие цвета (примером тому служат индийские сорта хенны, в особенности хна с плантаций Раджастана).

Хна, собранная в разных местностях может даже в сухом виде существенно различаться по цвету — от светлого серо-зеленого  до насыщенного изумрудного. Как правило, хна  наиболее светлая в сухом виде  дает более темные и спокойные оттенки, а более яркая и зелёная — более рыжие, с оранжевым подтоном.

Волосы, окрашенные хной, утолщаются, становятся блестящими, упругими и устойчивыми к агрессивному воздействию солнца, температур и моющих и укладочных средств. Это связано с тем, что вместе с крясящим пигментом на волосы воздействует смола, содержащаяся в листьях. Она обволакивает волос, заполняя пустоты между чешуйками и выравнивая его поверхность. Покраска хной  даёт эффект ламинирования (защиты волоса).

Существует мнение, что частая окраска волос хной вредна. Это  заблуждение (или  происки производителей химических красок), которое опровергается состоянием волос тех женщин, которые окрашивают волосы с частотой раз в неделю, раз в 10 дней. Чем чаще вы окрашиваете волосы, тем лучше становится состояние кожи головы и качество волос. Пропадает перхоть, волосы начинают расти быстрее, появляются новые волоски там, где их не было, повышается густота волосяного покрова. Лавсония не только красит и ламинирует волосы, но и благоприятно воздействует  на корни волос, в целом оздоравливая кожу.

Главное условия при этом — использование качественной хны. Некачественной низкосортной хной с добавками неясной этимологии, конечно же, можно испортить волосы при регулярном применении.

Немного советов:

1. Если вы решились на окрашивание хной, надо быть готовым к тому, что смыть ее с волос практически невозможно, особенно если окрашивание было проведено по всем правилам, и хна была хорошего качества и свежая.

2. Листья лавсонии активно высвобождают свой красящий пигмент в слегка кислой среде. Поэтому после разведения порошка хны горячей водой следует добавить с смесь немного кислоты, например, лимонного сока.

3. Разводить порошок хны нужно горячей, но не кипящей водой - температурой не выше 90 С. При заваривании крутым кипятком хна теряет часть красящих и защитных свойств + конечный цвет может стать невыразительным, отдавать ржавчиной. 

4. Чтобы не держать хну на волосах долго, ее надо настоять перед нанесением в тёплом месте в течение 1-2 часов.

5. При окраске хной, особенно если волосы очень сухие, стоит добавлять в смесь немного нерафинированного масла — это позволит избежать сухости и придаст волосам дополнительную эластичность. Только нельзя забывать, что масла тормозят процесс окраски, так что нужно в этом случае или увеличить время воздействия смеси на волосы, или участить процедуру окрашивания.

Для тех, кто хочет получить все преимущества натурального ухода для волос  хной, но не желает красить волосы, существует бесцветная хна. Бесцветная хна — порошок того же кустарника лавсонии (Lawsonia inermis), но лишенный в процессе обработки красящего пигмента.

Бесцветная хна подойдет тем, кто желает опробовать на себе целебные свойства лавсонии, но не хотел бы менять цвет волос. Она лечит и восстанавливает волосы практически точно так же, как красящая хна. И обладает  таким же защитным эффектом ламинирования.

С осторожностью нужно использовать бесцветную хну только искусственным блондинкам — их лишённые пигмента пористые волосы могут вобрать в себя «травяные частички» и как бы «окраситься» в зеленоватый цвет.

Существует еще несколько растений с уникальными свойствами, которые тоже принято называть «бесцветной хной». Они многие века используются в странах Востока в качестве средств оздоровления и волос, и кожи:

Кассия туполистная — кустарник семейства бобовых; в средствах для ухода за волосами и кожей используются листья и веточки, перемолотые в порошок.

Зизифус — раскидистое дерево с кожистыми листьями и вкусными полезными плодами. Листья традиционно используются в составах по уходу за лицом, волосами и телом.

Индигофера красильная (Басма— растение, культивируемое во многих жарких странах ради получения синей краски.  С незапамятных времен порошок древесины, веток, нижних листьев и корней индигоферы использовался для получения синей краски — индиго. А молодые листья, перемолотые в порошок, применялись для окраски волос в черный цвет и стали известны под названием «басма». В смеси с хной даёт волосам разные оттенки коричневого цвета. Высококачественная басма из нежной листвы не дает никакого синего или зеленого цвета — только глубокий черный. Но она достаточно дорога в производстве и из-за частых подделок дискредитировала себя, придавая волосам то синий, то зеленый оттенок.

С ботанической точки зрения эти растения не являются Хенной (Лавсонией). Они имеют свой собственный уникальный состав и рекомендованы для лечения волос и кожи головы. Но они заслуживают отдельной публикации :)

Ключевые слова:  

Большое спасибо за очередную полезную публикацию!

Калина Ерофеева

Татьяна, всегда на здоровье))

{#}Очень полезная информация, спасибо!

Калина Ерофеева

Алёна, {#}))

Калина, спасибо большое за кладезь ценной информации!!! Как раз думала покраситься хной и размышляла, какую же купить подороже ии подешевле. И тут вижу вашу интереснейшую статью!!!

Калина Ерофеева

Мария, на здоровье)) Хна "подешевле" может быть отличного качества, а "подороже" - перемолотые стебли. Нужно пробовать)) И запоминать понравившихся вам производителей/реализаторов.

medwedko ( Мария) изделия из кожи

Да придется искать методом проб{#}

Калина Ерофеева

посоветую начать пробы с индийской хны {#}

Иранскую сложно найти хорошего качества.

medwedko ( Мария) изделия из кожи

Спасибо большое за совет!!!!{#}

Спасибо за статью! А можно ли красить хной, если есть седые волосы, хоть и немного, наверное будет видно различие?

Калина Ерофеева

Конечно, можно))

Да, седые волосы получатся после покраски несколько светлее, но они очень гармонично при этом смотрятся.

Если использовать хну в смеси с басмой (например, 1:1), то седые волосы практически не будут никак отличаться от неседых.

Всё это при условии качественного красителя, конечно. Некачественная хна может вообще "не взять" седину(( К

Ирина Потапенко

Калин,отлично!А как мне определить в магазине где самая качественная и максимально красящая хна?

Калина Ерофеева

Ира, без "попробовать" почти никак не определить)

- у хны из только что распечатанного пакетика должен быть достаточно выраженный специфический запах хны))

- на ощупь порошок хны должен быть скользким, мелкодисперсионным, нежным. Грубый крупный порошок - признак того, что он скорее из веточек и стеблей, чем из листочков.

- хорошая свежая хна хорошо прокрашивает седые волосы даже без добавления кислоты и запаривания.

-хорошая хна после разведения водой имеет слизистую текстуру, она хорошо и приятно наносится на волосы, не нападает с волос "песком"

- после использования качественной хны волосы выглядят толще и очень хорошо блестят (после следущей помывки).

Борода Из Ваты

Не знала, что хна еще и красивая такая) Спасибо за статью

Наталья (Calipsa)

Огромное спасибо за полезную статью. Как раз хотела попробовать оздравление волос бесцветной хной. Ваша статья как нельзя кстати пришлась.

Ксения Семенча

Некоторое количество знакомых реконструкторов покупали басму именно для окраски тканей в сизо-серый цвет (некоторый голубой оттенок). На сколько я знаю, басма из индигоферры и нормальный краситель ткани производится немного по разному, хотя растение одно. Но, наверное, обычная аптечная басма не самого высокого качества.

Марина

{#} Калина, большое спасибо за статью!!!!! Давно уже думаю пойти купить краску для волос, но теперь точно пойду к своей любимой хне. Пока училась в институте я красила волосы только ею!!!!!

Калина Ерофеева

Марина, {#} Даже не ходите в сторону синтетических красок - только испортите себе волосы. Хна и басма - наше всё!

А если заварить хну крепким кофе или настоем перегородок грецкого ореха - можно получить восхитительные цвета))

Спасибо, очень нужная информация! Я люблю хну, особенно на кефире.

Калина Ерофеева

Да)) кефир как раз и даёт ту самую слабо-кислую среду, благоприятную для хны))

Ирина Потапенко

Калин,а что кефир кипятить нужно или прям так хну засыпать в него?

Калина Ерофеева куклы для детей

в настоянную разведённую и уже остуженную немного хну заливаем его)) немного))

CoLoRo

Я покупаю хну в аптеке. Triuga Herbal Аюрведическая. Крашу два года только такой. Волосы значительно лучше стали.

Калина, спасибо! Так давно пользуюсь, а как выглядит в природе- забывала поинтересоваться{#}

Обожаю хну Когда- то давно экспериментировала с различными добавками, каких только оттенков и эффектов не получала! Потом нашла оптимальный для себя рецепт, и уже почти десять лет регулярно его использую. Так что про "вред от долгого регулярного использования"- точно, происки производителей химических красок{#} Мой опыт тому подтверждение.

Калина Ерофеева куклы для детей

Оксан, а рецептиком поделиться?))

Да, на аватарке у тебя обалденный цвет волос {#}

Оксана Сурова кукольная мастерская

Спасибо{#}

Поскольку я натуральная брюнетка, про ЦВЕТ утверждать не возьмусь, только про оттенкиimage Всё- таки от исходного цвета тоже результат зависит.

Если хну смешать с басмой в пропорции 1: 2, и развести вместо воды свекольным соком, (трём свёклу на самой мелкой тёрке, отжимаем через марлю, дальше по технологии- нагреваем до нужной температуры и т.д.), эффект просто фантастический: глубокий, какой- то пурпурный оттенок, и яркий блеск. Рецепт (с огромным сожалением) отвергнут из- за трудоёмкости (особенно учитывая, что у меня в то время были длинные волосы{#})

Использование кагора вместо воды даёт красивый красноватый оттенок. Если брать чистую хну- цвет будет ярким и "тёплым", добавление басмы позволит получить более тёмные и глубокие тона. Разумеется, кагор должен быть очень качественным. Собственно, из- за этого рецепт и сочла не слишком подходящим для себя: попробуй найди "правильный" продукт, особенно если в спиртном мало понимаешь{#}

Если нужен не столько цвет, сколько уход- добавляем желток, ложку масла (касторового, миндального, персикового... мне больше всего нравится миндальное), корицу (не могу точно сказать, влияет ли на цвет- но уходовыми свойствами точно обладает). Можно что- то одно, а можно и всё вместе)))) Как ты правильно заметила, такие добавки красящим свойствам мешают, но зато какой блеск!

Сейчас замешиваю на крепком кофе. Результат на аватаркеimage )) У дочки волосы золотисто- русые, у неё хна с кофе даёт яркий тёмно- рыжий цвет, очень красивый. Если добавить басму- в зависимости от пропорций получаются хорошие такие коричневые оттенки, от каштана до шоколада.

И да, седина может не окраситься полностью, а дать более светлые (или яркие) вариации того же цвета. Не знаю, как на очень седых волосах (более 50% волос), а отдельные небольшие прядки смотрятся прикольно и живенько (утверждаю, как прогрессирующе седеющий товарищ).

А вот окрашивать хной мелированные волосы, как советуют ниже, я бы не советовала: может получиться ядрёный зелёный оттенок, который не вытравишь уже ничем.

Калина Ерофеева

Твой коммент - кладезь пользы {#} Спасибо!

Тоже никогда не советую соединять натуральное окрашивание с химическим.

Оксана Сурова кукольная мастерская

На здоровьеimage ) Буду рада, если кому- то пригодится.

Да в общем- то, кроме непредсказуемого результата- от такого смешивания весь смысл натурального окрашивания теряется. Ради чего тогда столько плясок с бубном?{#} (Я сейчас про комбинированное окрашивание)

Ольга Лиханова

Я не про комбинированое окрашевание написала. Волосы были окрашены хной,через месяц,когда пришло время краситься,сделала мелирование,а еще через месяц опять хной.Вот именно этот результат мне и нравится.Но делала так два-три раза.Хну люблю намного больше.

Ольга Лиханова

Здравствуйте! Хорошая статья,спасибо.Крашу волосы хной почти 30 лет - никаких проблем с волосами.Если вдруг появилась перхоть,добавляю несколько капель масла чайного дерева.Крашу всегда на ночь.А покупаю в Ашане в обычных белых с красным пакетиках,самую дешевую.Цвет всегда отличный.Несколько раз привозили хну из Таджикистана ( афганскую ) - она совсем другая,волосы после нее намного мягче. Но один раз привезли странную - щна практически совсем не окрасила и мы от нее отказались.Кстати, на хну химические краски тоже ложатся.Особенно мне нравится мелирование и потом один раз покрасить хной.

Калина Ерофеева куклы для детей

Ольга, иногда даже хна одной и той же фирмы-продавца разнится по качеству. И это понятно - каждая новая закупка сырья не равна предыдущей.

Возможно, в вашей хне много посторонних добавок. Или помолоты в основном стебли, а не листочки. Отсюда и жёсткость волос. Можно попробовать "смягчить" состав закислением кефиром))

Ольга Лиханова

После окраски "Ашановской" хной волосы совсем не жесткие.Я сравнила №Ашановскую" и афганскую.

Спасибо за статью, как всегда, с удовольствием прочитала!

Помню бабушек, которые красили волосы хной и ходили все рыжие, они, наверное, что-то делали не так?

Калина Ерофеева куклы для детей

Наталья, они видимо были просто седые)) Хна на седину и даёт ярко-рыжий цвет)) Но это дело можно отлично регулировать басмой.

Извините, я с другого аккаунта отвечаю))

Елена

Всем добрый вечер. с интересом прочитала статью и особенно комментарии. Решила рассказать о своем опыте общения с хной. поскольку проблема седины для меня встала оч. остро - 50%, а химическими красками нужно краситься уже дней через 15, решила полностью перейти на хну с басмой. Долго экспериментировала. Продавцы советовали разные рецепты - добавлять в хну коньяк и доводить до кипения, оч. красивые цвета, верно. Но корни все равно седые, а виски ярко рыжие. добавляла и кофе и какао, чего только не делала, седина оставалась.

Сочетание с басмой тоже не дало результата - корни седые, а виски ярко рыжие. Решила красить волосы сначала хной, держу около часа, смываю, сушу волосы, потом наношу басму. И вы знаете - получилось: седых не видно вообще, рыжие виски стали коричневыми. Наконец то. единственный минус - долгий процесс, полдня нужно. Но я согласна. )))

если кому пригодится - на здоровье. {#}

Калина Ерофеева

Елена, спасибо вам за отклик))

Описанный вами вариант покраски (вначале хна, а потом басма) как раз и является классическим. Именно так и рекомендуется окрашивать волосы в коричневые цвета. По отдельности оба этих красителя действуют лучше, ярче, эффективнее (и в косметическом, и в оздоровительном планах).

А практика смешивания хны с басмой за одно покрашивание - она от лени {#}. Или от нехватки времени. У кого как))

Спасибо и Калине и всем, кто комментировал и делился опытом. У меня вопрос - а на химическую краску сейчас можно хной покраситься или зеленая буду?

Калина Ерофеева

Татьяна, можно, конечно. Нельзя наоборот))

вообще-то хна не зеленит - она тем и знаменита, что даёт красноту и рыжину.

Зеленить светлые и обесцвеченные волосы может т.н. бесцветная хна.

Добрые игрушки (Татьяна)

Спасибо!

Очень информативно! Хна - это чудеснейшая вещь, подтверждение тому - моя мамулька, которая свои волосы длиной ниже поясницы всю жизнь красила смесью хны и басмы, заваренной на крепком черном индийском чае. Роскошный глубокий каштановый оттенок, сильные, блестящие волосы - предмет зависти и гордости, конечно же... В последние годы мама коротко подстриглась и перестала красить хной в силу того, что стало много седины, и теперь я окрашиваю ей волосы "щадящими" химическими красителями более светлых, спокойных оттенков. Сестра же наоборот переша на хну - и эффект оздоровлнеия очевиден {#}

Комментарий Оксаны Сурковой - просто ценность!

Спасибо, девочки!

Калина Ерофеева

Надежда, спасибо и Вам за ценнейшее дополнение и личный пример "из жизни" {#}

А Оксана у нас такая - почти все её комментарии всегда на вес золота {#}

Большое спасибо, Калина, в ваших публикациях всегда много нужной информации. Вопрос, если мои волосы окрашены искусственными красителями тоже в рыжий цвет можно ли перейти на окрашивание хной, не вступит ли краска в раекцию с хной?

Калина Ерофеева

На здоровье {#}

Да, можно и нужно перейти. Не вступит)) Хна просто может лечь на хим. краситель не совсем так, как вам хотелось бы.

Винтажный будуар

Спасибо за совет

Калина Ерофеева

да не за что)))

Ирина

Позвольте свой пятачок вброситьimage ))

Крашусь хной ....не помню точно, ну пусть лет 5. Много седых волос - наследственная ранняя седина, увы....Пробовала разные растительные добавки, остановилась на таком варианте.

Хна красящая и хна бесцветная завариваются крепким отваром черного чая+ромашка. Чай беру самый дешевый, его нужно побольше, пару столовых ложек. Ромашка - если в пакетиках, то два. Отвар настаиваю, потом нагреваю дополнительно в микроволновке. Иногда добавляю корицу, только немного, она жжется, если переборщить.

Корни отрастают быстро - кстати, из-за хныimage )) - крашу раз в две недели. Держу недолго, полчаса. Цвет получается не прям рыжий-рыжий, а приглушенный осенний, естественный. Мне нравится....

Басму не употребляю - совсем. {#}

Калина Ерофеева

Ирина, спасибо за советы и дополнения {#}

У меня вопрос: хна бесцветная у вас - это именно лавсония без пигмента? Просто бесцветной хной много чего называют...))

Крепкий отвар ромашки вообще замечателен для запаривания хны - он даёт чудесный оттенок старого золота. Но виден только на изначально нетёмных волосах, конечно.

А вообще, рецепты заваривания хны - это целая отдельная большая тема. {#}

Ирина

То, что в магазинах называют "Хна бесцветная" натуральнаяimage ))) Покупаю самую простую и дешевую иранскую хну в "Ашане". Она там соответственно - красящая "Хна иранская" и бесцветная "Бесцветная натуральная хна". Производство "Артколор".

Ирина

Zizyphus spina christi - вот как это называется! Зизифус колючий, не лавсония.

Калина Ерофеева

Ирина, теперь понятно))) Потому что лавсонию без пигмента (настоящую бесцветную хну) найти на нашем рынке не так-то просто. Обычно бесцветной хной называют зизифус или кассию туполистную.

LOLA;-)
Спасибо за замечательную статью. Вот только, девочки...фраза "хна наше всё" обрастает кучей вопросов и неудач у природных блондинок - ведь родившись беляночкой, каждый темный волосок приводит в транс из серии "блондинка думала - волосы темнели" Многие говорят, что для блонда есть бесцветная хна. Вот не знаю, то ли я особенная, толи хна не такая уж и бесцветная, но 3 года назад я перешла на нее и получила золотистый подтон...три года хожу мечтаю о холодном блонде, но после тех масочек (кстати хна была на кефире с медом и корицей) никакой больше тоник или краска меня не берет. Что бы не намазюкала все равно выходит один и тот же тон. Либо орех, либо пшеница. До слез обидно.
LOLA;-)
В годы студенческой юности я тоннами с дачи возила и сушила стебли и корни ревеня - ополаскивание его настоем давало шелковистость и блеск и очень красивый чуть розоватый жемчужный оттенок. Ромашка дает золотинку - которая к холодному цветотипу ну никак не подходит. луковая шелуха - оооо это еще более непредсказуемый результат, чем от хны... от желто-кукольного цвета до терракота...
LOLA;-)
Теперь вот...пытаюсь снова подружить с хной - пока бесцветной. Результат на аватарке. Свои волосы теперь такие. три года привыкаю к новому образу. Спасибо, Калина, за статью...может быть и соберусь с духом как-нибудь на цветную хну. С чем-нибудьimage
LOLA;-)
Увы, растительной краски для блонда человечество у природы не нашло.

Крашу волосы хной давно. Когда появилось много седых волос, стала красить на ночь и держать всю ночь. Эффект - темно-каштановые волосы ( у меня свои темные) , и краска долго не смывается.

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email