Ручная набойка на ткань....немного истории.

Человечество издавна было знакомо с печатным процессом, который обязательно предусматривает формирование и перенос красочного слоя. Первым материалом, на котором люди научились оттискивать красочные изображения, была ткань.

Древнейшая сохранившаяся модель — ее датируют 1379 годом — была обнаружена совершенно случайно, когда разбирали старый дом в деревушке Ферте­сюр­Гронь (департамент во Франции). По имени первого владельца, типографа Жюля Прота — гравюру эту именуют «Доской Прота». В течение нескольких столетий доска служила ступенькой лестницы. Размеры гравюры (600x230 мм, толщина 25 мм), сохранившейся лишь частично, свидетельствуют, что она была предназначена для печати именно по ткани, ибо максимальный формат бумажных листов того времени составлял 600x400 мм.

Старейшие отечественные примеры относят к X­XI векам. Так датируют шерстяную ткань с правильным геометрическим узором, выполненным черной краской, найденную в курганах на берегу Бабиничи у села Левинки на Черниговщине.

Смысл процесса состоит в следующем. Прежде всего изготовляют так называемую модель (манеру) — гравированную на дереве форму с рельефным зеркальным изображением узора, который хотят воспроизвести на ткани. Поверхность модели покрывают краской и плотно прижимают к натянутому полотну. Модели делают из цельного куска твердого дерева — груши, ореха, клена и т.д. Гравированный узор может иметь как выпуклую, так и углубленную форму. В последнем случае окрашивается фон, а сам узор остается в цвете ткани.

По Н. Соболеву, «набивное искусство в России существовало уже в XII веке. Первоначально нанесение узоров делалось масляной краской и никаких химических операций над тканью не производилось». Для набивки в основном применяли натуральные красители. Так, краски черного цвета производили из сажи хвойной древесины, синего — из смеси настоя индиго и свинцовых белил, коричневого — из смеси охры и свинца. Краски растирали на льняном масле, которое варили в глиняных горшках на открытом огне. В краску опускали куриное перо. Если оно не загоралось, это значило, что в краске много масла и ее нужно еще варить. Краску считали готовой, если перо загоралось. Не испарившаяся краска оставляла на холсте жирные пятна (ореол) вокруг орнаментального рисунка. Если же краска была приготовлена хорошо, набивка получалась чистой.

Комментарии
Комментариев пока нет