Предлагаю вам сделать милую маленькую игрушку совунью, которая была сваляна мной по образу и подобию всем, наверное, известного персонажа мультфильма «Смешарики».
Вместо вступления: надеюсь, что этот мастер-класс окажется полезен всем начинающим мастерам, которые только вступают на свой путь знакомства с теплым, мягким и по-настоящему добрым и уютным материалом, войлоком. Я не претендую на исключительную алгоритмическую и технологическую правильность при создании игрушки из шерсти. Я склонна разделять мнение, которое неоднократно слышала от опытных мастеров, что каждый волен сам для себя определять какой войлок ему больше по душе. Мой войлок такой, каким я его представляю в данном мастер-классе. Основные требования, которые лично я предъявляю к войлочной игрушке: материал не должен деформироваться и вдавливаться при нажатии (ни внутренняя часть, ни поверхность), должна ощущаться упругость материала, некоторая пружинистость, вместе с тем, игрушка не должна становиться «каменной», ну и наконец-то, из нее не должны вылезать волоски шерсти, если только это не творческая задумка. Ваш войлок, не обязан быть таким же. Не бойтесь выражать себя и творить с свое удовольствие! Ну, а если вам понравилась игрушка, которая представлена выше, я предлагаю как можно скорее приступить к ее созданию. Игрушку можете выполнить как вы сами, так и ваш ребенок с вашей помощью и / или под вашим присмотром :)
Итак, приступим!
Ниже перечислены материалы, которые нам понадобятся для мастер-класса (в списке отмечено, какие инструменты или материалы могут быть заменены по вашему усмотрению):
1. Шерсть мериноса толщиной 23 микрона двух цветов — белая и лилового цвета. Обе по 6-10 грамм. На самом деле, 10 грамм — это крайняя верхняя граница, с приличным запасом. Для моей игрушки мне понадобилось примерно по 6-7 грамм шерсти обоих цветов. При выполнении данного мастер-класса использовать 2 цвета не обязательно, можно ограничиться 10 граммами лиловой шерсти. Я брала 2 оттенка, только из соображений экономии цветной шерсти данного цвета.
2. Иглы для валяния шерсти номер 36 и 38.
3. Специальная щетка для валяния, которую можно заменить обычной губкой для мытья посуды.
4. Инструмент-держатель для одновременного использования нескольких игл одного размера. Этот инструмент используется для ускорения процесса сваливания игрушки. В данном мастер-классе этот инструмент использовать не обязательно, поскольку валяется игрушка маленького размера, ее мне было гораздо удобнее валять отдельной иглой.
5. Циновка, которую я использовала в процессе валяния, чтобы мелкие инструменты не скатывались со стола и не падали постоянно на пол. Этот инструмент, разумеется, также не обязателен, только если у вас также как и у меня все постоянно падает на пол :)
6. Пинцет. Использую время от времени как вспомогательный инструмент.
7. Маникюрная пластмассовая палочка с силиконовым наконечником. Ее я использую как вспомогательный инструмент в процессе работы с полимерной глиной, при лепке таких мелких деталей как лапы, клюв, глаза. Если у вас есть специальные инструменты для работы с глиной — тем лучше. Я занимаюсь лепкой только по мере необходимости, поэтому пользуюсь тем что можно найти под руками.
8. Полимерная глина. Я использую Фимо. Максимум 10 грамм.
9. Супер-клей.
10. Пилка, с довольно грубой поверхностью. Этот инструмент использовать не обязательно. Я иногда использую пилку для устранения мелких дефектов на деталях из полимерной глины.
11. Простой карандаш.
12. Акриловые краски.
13. Кисточки. Лучше, если это будут специальные кисти для акриловых красок мелких размеров. Я использую кисти 2 и 000 не для акрила.
14. Ножницы.
15. Нитки лилового оттенка.
16. Чулочные спицы для вязания шапочки нашей совунье. Размер спиц должен подходить толщине пряжи которую вы используете для вязания шапочки. В моем случае толщина спиц — 2,5 мм.
17. Шерстяная пряжа для вязания шапочки того цвета, который вам больше нравится, в моем случае я комбинировала светлую шерсть и шерсть светло-сиреневого цвета. Так же я использовала шерсть темно-черничного цвета для выполнения вышивки на поверхности совы. Это делать не обязательно. Можно нанести рисунок шерстью при помощи иглы, но у меня, к сожалению не оказалось под рукой непряденой шерсти подходящего цвета.
18. Обычные иглы для шитья.
19. Ластик-клячка. Этот инструмент использовать не обязательно, я его использую как вспомогательный при покраске изделий из полимерной глины, для их фиксирования в вертикальном положении.
20. Медная проволока. Я использую проволоку толщиной 0,5 мм, но подойдет, и возможно, даже лучше, проволока толщиной 1 мм.
На общую картинку не попали: обычное туалетное мыло и небольшой кусочек бумаги для выпекания (использую в процессе запекания полимерной глины в аэрогриле).
До поры, до времени убираем все лишнее и оставляем только иглы, шерсть, щетку для валяния и / или губку
Как я уже упомянула выше, при создании данной игрушки я использовала шерсть двух цветов — белую (запасов которой у меня дома более, чем достаточно) и лиловую (очень качественная, недешевая шерсть, которую мне больше хочется использовать в мокром валянии). Если для вас не принципиально, вы можете использовать только цветную шерсть, это сильно упростит процесс. Итак, начинаю с создания основы игрушки из белой шерсти, которая у меня представлена в виде гребенной ленты. Все шерстинки в этой ленте расположены в одном направлении. Для того, чтобы игрушка проще сваливалась, шерстинки проще и быстрее переплетались и перепутывались между собой, а ее поверхность имела привлекательный вид, я вручную распушаю шерсть из гребеной ленты. Сколько шерсти мне понадобилось на этом этапе? Около 5 грамм. Визуально я определяю количество необходимой шерсти путем ее плотного скручивания в шарик. Это дает более или менее верные представления о размере будущей шерстяной детали, в данном случае шарика из шерсти. Точно также я затем на глаз определю сколько шерсти мне примерно понадобится для валяния крыльев и ушек совы.
Из воздушного шерстяного облака формируем неплотный поначалу шарик и начинаем валять его иглой номер 36.
Отступление: чем больше номер иглы, тем она тоньше. Более тонкие игры используются для более точной и тонкой проработки деталей, поверхности войлока, а более толстые — для первичного сваливания войлока.
На первых порах валяем на губке, и не берем шарик в руку, поскольку игла, свободно проходя через шерсть, может травмировать кожу. Иглу вставляем глубоко, так чтобы середина шарика проваливалась и в ней затем не образовывались пустоты. Обидно хорошо свалять поверхность игрушки, а потом плотно ее сжав обнаружить внутри пустоту. По мере уплотнения шерстяного шарика, начинаем сжимать шерстяной шарик рукой (в самом начале валяния когда как такового «шарика» нет, а есть едва «схватившееся» шерстяное облако, делать это весьма затруднительно). Валяем медленно, не очень резко и не втыкаем иглу со слишком большим усилием, это поможет избежать травмирования рук. Пока валяем на губке, следим за тем, чтобы игла не выходила с обратной стороны наружу. В противном случае, часть шерсти из середины шарика будет выбиваться наружу и образовывать лишнюю пушистость, кроме того, она будет постепенно вваливаться в губку или оставаться на щетке, а потом в самый неподходящий момент снова окажется на игрушке (например, сменив белый цвет на лиловый, часть белой шерсти, которая останется на губке / щетке потом окажется на лиловой поверхности и будет смотреться инородно, в случае если будет случайно вами к ней привалена).
После 45 минут валяния (размеренного и аккуратного, одной иголочкой 36 размера) заготовка будет уже неплохо уваляна изнутри, но все еще не достаточно для того, чтобы переходить на более тонкую иглу.
После 1 часа валяния мы имеем уже крепкий кружок шерсти, проваленный внутри уже очень хорошо. Если на него нажать с ощутимым усилием, шарик уже не будет продавливаться значительно, лишь с местах нажатия и то, лишь слегка.
На этом этапе я начинаю вводить цветную шерсть, так же предварительно распушенную, и тут это гораздо важнее. Шерсть не имеющая определенного направления волокон дает гораздо более красивую поверхность игрушки. Плюс, такая шерсть проще проваливается в основной слой и сваливается между собой. После того, как цветная шерсть слегка приваляется к белой основе начинаем формировать силуэты под ямки для глаз, крыльев и лап. Заранее оговорюсь, что лучше стараться развести лапки чуть подальше, чтобы игрушка была чуть более устойчивой. Чтобы сделать гармоничные глазки и клюв нужного размера и в нужном месте (главное соразмерные с размером самого смешарика и соразмерные между собой), будем смотреть отрывки из любимого мультфильма, что сделает процесс создания игрушки еще интереснее и веселее :)
Постепенно наращиваем слой цветной шерсти. Добиваемся того, чтобы белая шерсть не была видна. Пока не вваливаю ее глубоко. Только приваливаю к поверхности теперь уже иглой номер 38. Как глубокая и тщательная проработка поверхности, так и формирование четких ямок под клюв, крылья, уши и лапы — впереди.
Примерно за 45 минут размеренной работы я окутала нутро смешарика цветной шерстью.
После того, как шарик полностью оказался покрыт цветной шерстью, приходит время формирования ямок под лапы, глаза и клюв. Место куда затем будут привалены крылья также можно обозначить небольшими ямками, а область куда затем будут привалены уши совуньи можно обозначить двумя линиями. На этапе валяния, когда я окончательно перешла с 36 иглы, на 38, я буду время от времени, отвлекаться от основных занятий, монотонной проработкой поверхности этой иглой. Очень часто мастера шлифуют поверхность тщательно иглой 40, но я не очень люблю очень плотно уваленную поверхность, поэтому обычно ограничиваюсь длительной и тщательной работой иглой 38. Однако, если вам, напротив, импонирует «бархатная» поверхность игрушки, вы можете шлифовать поверхность более тонкой, 40 иглой. Пока что я не уделяю большого внимания проработке поверхности, лишь время от времени тыкаю игрушку иголочкой по 5-10 минут. Поверхность в дальнейшем еще будет претерпевать небольшие изменения (мы будем приваливать уши и крылья, возможно двигать границы глаз и клюва, возможно где-то заметим недостаток цветной шерсти и понадобится поставить «заплатки»), а потому нет надобности стремиться сейчас к идеальному внешнему результату. Но постепенно мы все-таки к нему двигаемся :)
Сами ямки на начальном этапе проще формировать иглой 36. Сначала определим ось, где будут находиться лапы.
Посмотрим на наш шарик и выберем две точки равноотстоящие от его шарика, располагающиеся примерно на таком расстоянии от него.
Игла при проваливании должна заходить перпендикулярно (или близко к этому) к той поверхности, которую мы хотим сформировать. Я попыталась это отразить схематично на иллюстрации ниже. При это игла не заходит не глубоко!
Итак, найденная ось будет определять также местоположение ушей, крыльев. Для простоты можем обозначить ее шерстяной ниткой. Для того, чтобы расположить крылья симметрично, можем обозначить еще одну ось, перпендикулярно первой.
Вы все манипуляции можете проводить на глаз, если полностью уверены в своем глазомере. Я же всегда предпочитаю перестраховаться, тем более, если игрушка в конечно итоге должна быть устойчивой, как например, в данном случае (совунья будет стоять на двух лапах). В связи с этим, желательно, чтобы не было серьезной разбалансировки веса нашей игрушки, для чего я стараюсь делать игрушку как можно более симметричной. К тому же, если вы новичок, такой подход, мне кажется, наиболее простым. Более опытный человек, имеющий опыт создания скульптуры может продумывать более сложные и замысловатые формы.
Пользуясь этими вспомогательными осями, обозначим места, куда в дальнейшем будут привалены крылья и уши. Затем, постоянно сверяясь с первоисточником, определим места, куда позднее мы приклеим глаза, клюв и лапы. Обозначив довольно схематически все ключевые элементы, начинаем обрабатывать поверхность иглой 38, избегая поверхность (области радиусом 1-2 мм) вокруг мест, куда будем приваливать крылья и уши. Вокруг глаз, клюва и лап поверхность прорабатывается, но чуть менее тщательно, на случай, если на наш взгляд в дальнейшем будет необходимо «нарастить объем» в каких-либо областях (к примеру, если мы решим в дальнейшем «пододвинуть» глаза или клюв). Процесс окутывания смешарика цветной шерстью и формирование областей занял у меня в общей сложности час. Если у вас нет навыка скульптуры и глазомер не развит достаточно хорошо, не торопитесь. Проверяйте симметричность относительно всех осей. Прикладывайте прямую иглу вдоль осей, сравнивайте. Однако даже в случае, если вы ненароком совершите ошибку и расположите 1 глаз выше другого или слишком далеко друг от друга, есть еще время нарастить объем небольшими областями или наоборот увалять отверстия, сдвинув их границы в ту или иную сторону.
Процесс обработки поверхности долгий, но если совместить его с просмотром хорошего фильма, то вполне приятный и не занудный :)
После полутора часов обработки поверхности иглой 38 мы имеем уже плотно уваленный шарик в поверхностью, которая выглядит еще не очень хорошо, но уже удобоваримо. За эти полтора часа я не только обработала поверхность, но и сделала форму для будущих глаз более симметричной и приближенной к тому, что я хочу видеть. Ямочка под клюв также претерпела изменения, я ее передвинула повыше, путем уваливания верхней части клюва и добавления небольшого валика шерсти к нижней границе. Однако, даже если и теперь вы видите, что формы можно корректировать, еще не поздно этим заниматься.
После еще 1 часа обработки поверхность переходим, к возможно, наиболее кропотливой части работы. Необходимо сделать мелкие детали — крылья и ушки из шерсти. Слепить и запечь лапы, клюв и глаза, а затем раскрасить их и приклеить. Если вы этот мастер-класс пытается повторить ваш ребенок, то настало время помочь ему.
Итак, количество шерсти которое необходимо для валяния каждого из двух крыльев можно оценить также как я делала с тельцем игрушки — плотно скрутив ее в шарик. Ну или сравнив с моим рисунком ниже :)
Принцип валяния крыльев тот же, что и валяния основы игрушки. Первичное сцепление шерстинок друг с другом обеспечиваем иглой 36, а более тщательное уваливание и формирование формы выполняем иглой 38. Намечаем форму крыла и обозначаем перья. Край который затем будет привалян к телу не уваливаем. Такие плоские детали одни из наиболее травмоопасных, следите за пальцами и иглой. На пальцы можно надеть наперстки, хотя когда вы набьете руку, можно будет вполне обходиться без них.
Когда валяем плоские детали вроде крыльев или ушек, стараемся вставлять иглу параллельно плоскости детали или под совсем незначительным углом, но в этом случае неглубоко. Так мы избежим выбивания шерстинок с обратной стороны. Вообще стараемся следить за тем, чтобы игла не выходила на обратную сторону. Валяем размеренно и не торопясь, постоянно переходя от одно крыла к другому, для сохранения симметричности. Все время сравниваем детали.
Через час уваливания крыльев получаем не твердые, но уже очень плотные детали. На этом этапе я остановлюсь, вы же можете продолжить. В дальнейшем я буду возвращаться крыльям, прорабатывая всю поверхность игрушки. Обозначим перья при помощи обычных ниток в тон игрушки.
Затем, для того чтобы привалять крылья к основе игрушки распушаем основание крыльев, которые, как я упоминала выше (и как видно из фото) мы не уваливали. Если такой необработанной шерсти осталось слишком много (а ее не должно быть слишком много), ее можно просто «отщипнуть». Приваливаем крылья к игрушке тщательно, втыкая иголку номер 38 на пару см внутрь игрушки. На приваливание каждого крыла у меня уходит в среднем 5-10 минут. Следим за симметричностью приваливаемых крыльев.
Переходим к ушам нашей Совуньи. На концах треугольных ушек должно быть некое подобие кисточек. Такие кисточки можно сделать двумя способами — при помощи пряжи в тон игрушке или сваляв ее из шерсти мокрым способом. Я выбрала второй способ. Для этого нам необходимо отщипнуть 6 маленьких прядок шерсти и скрутить их пальцами в «колбаски».
Затем, каждую из этих колбасок смачиваем водой и слегка трем об кусок обычного туалетного мыла. Мыльные и влажные колбаски начинаем интенсивно катать между пальцев. Несколько раз ополаскиваем их от мыла и намыливаем вновь. Трем и катаем до тех пор пока они не станут плотными.
После того, как кисточки свалены промокнем их бумажным полотенцем и оставим еще немного подсохнуть. Тем временем, начинаем валять ушки совунье. На каждое ухо берем количество шерсти чуть меньшее, чем то, которое нам понадобилось на 1 крыло. Формируем из шерсти два треугольничка и начинаем валять. Также как и в случае с крыльями, валяем сначала иглой 36, а затем 38. Вообще, алгоритм и принцип валяния ушей от валяния крыльев ничем не отличается, только формой деталей. Как и в случае с крыльями, край, который затем будет привалян к игрушке оставляем нетронутым. Валяем уши постоянно переходя от одного к другому и уделяя большое внимание их симметричности. Через 15-20 минут, когда уши уже хорошо схватятся, приваливаем к их кончикам кисточки. Кисточки прикладываем к основе, прикрываем совсем небольшой прядкой шерсти и валяем.
Не пытаемся прямо сейчас идеально обработать область вокруг ушей. Как я уже говорила, время от времени, когда мне надоедают остальные этапы валяния, я начинаю монотонно прорабатывать поверхность игрушки 38 иглой и подваливать войлок. Лучше всего это начинать делать более регулярно и целенаправленно как раз на этапе приваленных ушей и крыльев. Глаза, клюв и ноги мы будем приклеивать, и это значит, что после присоединения крыльев и ушек, и практически нигде больше не будет добавлена шерсть (за исключением разве что тех областей, где каким-то образом мы не доложили цветной шерсти и надо прикрыть белый, внутренний слой, а также области вокруг соединения лап и основы игрушки). Значит, после этого наша работа по обработке не будет напрасной :) Но в любом случае, не обязательно пытаться привести поверхность в надлежащий вид именно сейчас. Делайте это постепенно и размеренно, чередуйте занятия так, чтобы они вас не утомляли и не надоедали :) Рекомендую сразу проверить игрушку на наличие белых пятен и если что поставить заплатку цветной шерсти отщипнув ее совсем чуть чуть (буквально как мы отщипывали на кисточки). Также внимательно проверьте границы глаз и клюва и поправьте их. Я признаюсь в том, что я всегда поправляю границы буквально до последнего. Итак, на этом этапе, после приваливания ушек я имею приблизительно вот что.
Как видно, над поверхностью еще работать и работать, хотя уже сейчас, войлок очень плотный, пружинит и нигде не проваливается. Если вы чувствуете его рыхлость, обязательно доработайте основу иглой номер 36 прямо сейчас! Потом эта процедура может оставить довольно крупные дырочки на войлоке.
Далее, необходимо выделить область между ушами совы шерстью другого цвета. Этот этап может быть выполнен двумя способами. Традиционный, и наверное, более уместный — нанести рисунок непряденой шерстью другого, более темного, цвета, аккуратно иглой. Другой, тот который использовала я — вышить эту область пряжей подходящего оттенка. Почему я выбрала этот способ? У меня была пряжа подходящего оттенка, но не было непряденой шерсти :) Для вышивки я взяла шерстяную пряжу черничного оттенка, разъединила тройную скрученную нить пряжи на три, и вышивала поверхность одиночной нитью, пользуясь при этом, самой обычной иглой с толстым ушком. Этот этап очень простой, но не торопитесь, такая нить имеет плохую привычку рваться в самый неподходящий момент, поэтому, будьте осторожны и обходитесь без излишне резких движений.
Продолжаю прорабатывать поверхность игрушки. Вставляем иглу для валяния в игрушку на 5-10 мм в зависимости от степени проваленности игрушки. Чем более плотная она становится, тем менее глубоко заходим иголкой в войлок. Через 3,5 часа монотонной проработки имею вот что.
Это далеко не предел в проработке поверхности, но по визуальному эффекту это уже не столь далеко от того, что я люблю.
Наконец-то приступаю к созданию клюва и глазок из полимерной глины. Для начала я вырезаю из обычной бумаги кусочки по форме совпадающие с глазами и основанием клюва. Затем я обвожу их карандашом на обычную бумажку и подкладывая уже ее под бумагу для выпечки перевожу силуэты глаз и клюва. Поясню на фото ниже (можно миновать этап обведения силуэтов на обычной бумаге и обвести их сразу на бумаге для выпечке). Затем, разминаю в руках полимерную глину, делая ее мягкой и пластичной, и отщипываю себе для работы 2 кусочка глины по объему сопоставимые с горошиной или чуть меньше (на каждый из 2 глаз) и 1 кусочек сопостовимый с 2-2.5 горошинами по объему (на клюв). Пользуясь силуэтами на бумаге для выпечки формирую на ней объемные детали — глаза и клюв. На помощь мне приходит палочка для маникюра. Не забывайте отсекать лишний объем, если вам кажется, что его тут быть не должно. То количество глины, которое я указала выше — ориентировочное.
После того как детали готовы, помещаем их (не снимая с бумаги, естественно) в разогретую заранее до 110 градусов Цельсия духовку или аэрогриль. 10-12 минут для таких деталей будет более, чем достаточно. Я пользую для этих целей аэрогрилем. Если вы также планируете выпекать глину в аэрогриле, не забудьте зафиксировать каким-то образом бумагу (положить по ее краям, например, ложки или вилки), чтобы она не летала по нему как ковер-самолет из-за активно циркулирующего воздуха :)
Далее необходимо оживить детали из глины, сделав их цветными. Для этого воспользуемся акриловыми красками и кисточками. Предварительно нарисуем карандашом на глазках веки, радужку, зрачок и обозначим место блика. Для глаз я использовала красную, синюю и белую краску (веки), коричневую (радужка), черную (зрачок) и белую (белок и блик). Смешиваю красный, синий и белый в такой пропорции, чтобы результирующий оттенок лилового меня устраивал. Для клюва беру красный и желтый (для основного рыжего цвета), а также коричневый цвета (подчеркнем линию соединения верхней и нижней части клюва). Детали, которые нам надо раскрасить настолько маленькие, что держать их пальцами в этот момент неудобно, и настолько легкие, что даже прикосновение кисточки все время норовит сдвинуть их с места, если положить их просто на бумагу. Поэтому воспользуюсь маленькой хитростью и зафиксирую их на поверхности стола прилепив к нему горошинками стерки-клячки. Теперь детали не ерзают, их не надо держать в руках, а учитывая что они не лежат на плоскости, а немного возвышаются над ней, боковые стороны деталек можно также очень легко проработать. Разукрасив детали оставляем их сохнуть на некоторое время. Для моих красок досточно 15-20 минут. После того, как детальки полностью высохли их можно смело приклеивать к игрушке супер-клеем! Не наносим его слишком много, только капельку на середину детальки и крепко прижимаем ее к месту, где должна находиться деталь.
Лапки делаем похожим образом за исключением добавления каркаса из проволоки. Каркас звучит довольно громко, на самом деле это просто кусочек проволоки скрученной вдвое, свободные концы которой разведены в противоположенные стороны.
После выпекания (около 15 минут) в аэрогриле, раскрашиваем лапки. Если есть желание можно изобразить на них схематически перепонки. После полного высыхания акриловой краски, вклеиваем лапы в отверстия предназначенные для них. Если после вклеивания лапок и полного высыхания клея, между ними и круглыми отвертиями остается щель ее надо замаскировать, вваляв в нее легкое облачко шерсти. После, обязательно проработайте эту область иглой для валяния, чтобы она была проработана качественно также как и остальная игрушка.
Дело остается за малым! Набираемся терпения и делаем 2 последних рывка — вяжем шапочку и лепим из глины лыжные палки :)
Для шапочки я взяла шерстяную пряжу (светло-лиловую и бежевую нитку) и 3 чулочных спицы. Набираю на 2 спицы 12 петель, распределяю их на 2 спицы и третей спицей вяжу по кругу 3 ряда. На 4 ряду каждые две петли провязываю вместе. В итоге на 2 спицах у меня оказывается по 3 петли, итого — 6. Обрезаю нитки и продеваю их через оставшиеся 6 петель, чтобы потом можно было затянуть нитку и верх шапки, соответственно. Но пока не затягиваю и делаю миниатюрный помпон. Я делала помпон просто на большом пальце. Обернув нитку вокруг пальца 10-12 раз я сняла ее и завязала посередине крепкий узел. С одной из сторон разрезаю «петли» ножницами и получаю помпон. Дело остается за малым — вставить помпон в шапочку таким образом, чтобы узел оказался внутри, а пушистая его часть — снаружи, затянуть свободную нитку, оставшуюся после вязки шапки, завязать крепкий узел и придать красивую форму помпону. В результате данных манипуляций, снаружи шапки мы имеем помпон, внутри — все лишние нитки, которые нам не только не мешают, но и помогают шапочке держать форму. Пришиваем ее между ушками швейными нитками в тон игрушке.
Ну и, наконец-то, заверщающий штрих — лепим из полимерной глины лыжные палки, разукрашиваем их акриловыми красками и приклеиваем к крыльям совы! Лыжные палки выпекаю 10 минут. Советую палки также делать на проволочном каркасе, чтобы они были прочнее.
После этого формально совунья готова, но я советую еще 2-3 часа поработать над поверхностью иглой номер 38. После это вы можете наслаждаться игрушкой, а сама совунья полностью готова к зимней лыжне!
Надеюсь данный мастер-класс пригодится тем, кто только начинает увлекаться сухим валянием. Красивых вам валяшек :)