Обновление пароля

 >  >  >  > Натуральное щелочное мыло в борьбе с наукой: миф или реальность?

Натуральное щелочное мыло в борьбе с наукой: миф или реальность?

Натуральное щелочное мыло в борьбе с наукой: миф или реальность? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

 Дорогие читатели! 

Надеюсь, это будет не одна публикация, а серия статей, посвящённых домашнему мыло- и кремоварению, которые я  буду выкладывать здесь, у себя в блоге. Начать разговор с темы о натуральном мыле меня вынудила публикация  "Натуральное щелочное мыло в борьбе с вирусом папилломы: миф или реальность?"

 https://www.livemaster.ru/topic/2225773-naturalnoe-schelochnoe-mylo-v-borbe-s-virusom-papillomy-mif-ili-realnost

Почему именно эта статья привлекла моё (и не только моё) внимание, вы, надеюсь, поймёте после прочтения данной публикации, а так же статьи Калины Ерофеевой на схожую тему ""Не навреди": очищаем кожу правильно" (желательно так же ознакомиться с комментариями, там много полезной информации как для мастеров, так и для покупателей) :

https://www.livemaster.ru/topic/2229359-ne-navredi-ochischaem-kozhu-pravilno

Я не буду заострять ваше внимание на всех спорных моментах в статье Елены, остановлюсь лишь на ключевых тезисах (выделены жирным курсивом).

Но начнём с главного:

Дорогие читатели! Если Вы заметили на коже какое-либо новообразование - срочно к врачам! Не пытайтесь заниматься самодиагностикой и, тем более, самолечением.  Это опасно для вашего здоровья.

А теперь по тексту:

1. "Ни для кого не секрет, что онкологические заболевания имеют вирусную этиологию."

Для меня секрет. На данный момент существует огромное количество теорий возникновения рака и вирусная теория далеко не в первых рядах.

2. "Иными словами, мы с детства усвоили тот факт, что вирус папилломы атакует, прежде всего, кожу."

Согласна. Но при этом в подавляющем большинстве случаев вирус папилломы передаётся половым путём. Ряд учёных вообще отрицает возможность передачи папилломавируса бытовым (контактным) способом, но все специалисты без исключения сходятся в одном - вирус не способен проникнуть через здоровую неповреждённую кожу. Почему же так происходит? Ведь, казалось бы, кожа - самый большой орган, контактирующий с окружающей средой, с её излучением, аллергенами, токсинами, бактериями, микробами, вирусами, в том числе и вирусом папилломы. Каким образом человечество смогло выжить в столь неблагоприятных микробиологических условиях? Ответ прост: кожа - это не просто наружный покров тела и не только орган выделения, как утверждает Елена, кожа - это сложная система, выполняющая множество функций и прежде всего защитных. Что происходит на коже при контакте с патогенными штаммами?

ПЕРВЫЙ БАРЬЕР НА ПУТИ ПАТОГЕНА - МИКРОБНАЯ БИОТИЧЕСКАЯ ПЛЁНКА (МИКРОФЛОРА).

3. "Но процесс вытеснения часто стопорится. На это влияют, прежде всего, косметические средства (гели, пенки,       муссы и "мыло" с нейтральным или кислым рН..."

" У человека естественные биопленки формируются на поверхности кожи, зубов, различных слизистых. Данные микробные пейзажи сбалансированы по видовому составу и представляют из себя совокупность микроколоний, окруженных защитным матриксом. Матрикс пронизан каналами – для облегчения циркуляции кислорода и различных метаболитов. Микросреда различных колоний цельного пейзажа различается по уровню рН, концентрации кислорода и химическому составу. Видовой состав микроорганизмов на нашей коже весьма вариабелен, только четыре вида бактерий присутствует у всех и всегда - Propionibacterium acnes , Corynebacterium tuberculostearicum, Streptococcus mitis, Finegolida AB 109769. Вероятно, состояние нашей микрофлоры может меняться в зависимости от состояния здоровья, диеты, внешних условий, использования лекарств и косметики. Микрофлора во многом формирует гидролипидную мантию кожи ***. Именно от состояния гидролипидной мантии зависит гомеостаз всего кожного барьера. рН мантии (по разным данным он колеблется от 4,0 до 5,9) определяет спектр активности ферментных систем кожи, обеспечивает их тонкую "настройку" в соответствии с постоянно меняющимися условиями. Гидролипидная мантия вносит свой весомый вклад в поддержание оптимальной увлажненности кожи и равномерное распределение антиоксидантов по поверхности кожи. Согласно «кислой теории», кислая реакция мантии и содержащиеся в ней низкомолекулярные жирные кислоты обуславливают ее подавляющее действие на патогенную микрофлору."

Т.е. говоря простым языком, микробная биоплёнка - это целая экосистема, в которой штаммы уживаются между собой, сдерживая не только рост популяции соседей, но и бдительно охраняя свои владения от "залётных" экзогенных (пришедших извне) чужаков. Вирусы не являются представителями микробной биоплёнки человека. Микробная биоплёнка является частью гидролипидной мантии кожи. Для правильного функционирования микробной биоплёнки и всей гидролипидной мантии в целом необходим слабокислый рН.

*** гидролипидная мантия кожи - это естественная смазка, вырабатываемая кожей, состоящая из жиро- и водорастворимых веществ: жирных кислот, холестерина, аминокислот, молочной, глутаминовой, уроканиновой кислот и т.д.

ВТОРОЙ БАРЬЕР НА ПУТИ ПАТОГЕНА - КОЖА.

натуральное мыло, мифы о натуральном мыле, папилломавирус, новообразования

Защитные функции кожи осуществляются всеми её слоями, но основная нагрузка приходится на внешний роговой слой (он же эпидермальный барьер или липидный барьер). "Если хотите знать, на что похож роговой слой, вспомните, как выглядит стенка пузырей, вздувающихся при ожоге. Именно эта тонкая полупрозрачная мембрана отвечает за барьерные свойства кожи. Кожу часто сравнивают с крепостной стеной, окружающей организм. Из чего построены крепостные стены? Чаще всего - из кирпичей или камней, скрепленных между собой цементом. Роговой слой кожи устроен по тому же принципу. Роль кирпичей в нем выполняют ороговевшие клетки - корнеоциты, скрепленные между собой специальными перемычками (десмосомами), а роль цемента - жироподобное вещество, или липидная прослойка". Корнеоциты, регулярно слущиваясь, механически очищают поверхность кожи от микроорганизмов и экзогенных веществ (грязи, пыли, токсинов и т.д.). 

4.  "И не стоит слишком волноваться о целостности рогового слоя нашей кожи, физиология этого органа такова, что он должен постоянно обновляться: молодые клетки просто обязаны интенсивно вытеснять отмирающие слои, иначе кожа просто не сможет обеспечить должной защиты. Да и внешний вид ее будет так себе..."

5. И здесь многие скажут мне, что от мыла у них сохнет кожа. Так вот, дорогие мои, сохнет не кожа, а «кора» - чем толще роговой слой, тем сильнее дискомфорт. Расчистите «торосы» и кожа снова обретет эластичность, мягкость и внутреннее свечение.

Каким же образом вирус папилломы преодолевает роговой слой и проникает в живые клетки эпидермиса? Безусловно, через порезы, мозоли, ожоги - с этим вряд ли кто-то будет спорить. Но если бы на этом список был исчерпан, человечество так и не познало многих заболеваний, передающихся контактным путём. Основную отрицательную роль играют не серьёзные механические или термические повреждения кожи (случаи единичные), а ксероз - чрезмерная сухость кожи, обусловленная изменением её гидролипидного баланса, ведущая к нарушению целостности эпидермального барьера. Я не буду углубляться, перечисляя и описывая специфические заболевания, ведущие к ксерозу (диабет, экзема, псориаз, ихтиоз и т.д.), остановлюсь на самой распространённой причине.

лечебное мыло, домашняя косметика, лечение папилломавируса

"Среди внешних воздействий , провоцирующих формирование ксероза, ведущее место занимает неправильный уход за кожей. Как правило, это:

частое мытье кожи с использованием агрессивных средств,

протирание кожи спирт содержащими тониками и лосьонами,

частое использование подсушивающих масок и средств декоративной косметики, повреждающих гидролипидную мантию.

Низкая температура, ветер, малая влажность воздуха (в помещениях с отоплением), длительное пребывание на солнце – все эти метеофакторы также способствуют формированию ксероза. Ухудшение барьерной функции рогового слоя связано как с качественными и количественными нарушениями в структуре липидов рогового слоя, так и с повреждением гидролипидной мантии кожи. При этом нужно отметить, что гидролипидная мантия выполняет в основном защитную функцию от внешних влияний, а липиды рогового слоя – контролируют трансэпидермальную потерю влаги (KligmanA.M.). При нарушении целостности и непрерывности липидных пластов на первом этапе начинается избыточная потеря воды кожей. Роговой слой становится более ригидным (жёстким, грубым), плотным. Вместо нормального отшелушивания чешуйками из 2-4 роговых конвертов, происходит отторжение более крупных, но пока не видимых глазу чешуек. А сами роговые конверты в условиях дефицита воды сморщиваются и деформируются. Именно с деформацией роговых конвертов связано ощущение стянутости кожи. Кроме того, в условиях дефицита влаги в коже, теряют активность ферменты, разрушающие корнеодесмосомы (см. выше), что также приводит к увеличению размера слущиваемых чешуек. На первом этапе чувство стянутости и сухости кожи не является постоянным и мучительным. Как правило, оно возникает при мимических движениях (или после умывания). На втором этапе повреждение липидного барьера эпидермиса компенсируется утолщением рогового слоя – гиперкератозом . При этом усугубляются нарушения процесса естественного отшелушивания. Избыточное отшелушивание провоцируется любым механическим и химическим воздействием на кожу. Появляется мелкочешуйчатое шелушение кожи. Поврежденная таким образом поверхность рогового слоя теряет еще больше влаги. Субъективно ощущение сухости и стянутости на данном этапе становится постоянным. Не проходит даже после нанесения смягчающих кремов. Мелкопластинчатое шелушение становится видимым. Отмечается повышенная чувствительность кожи даже к неагрессивным факторам внешней среды (вода, кондиционированный воздух). Может появляться покраснение и зуд кожи. Кожа частично утрачивает свою барьерную функцию. При исследовании кожи отмечается гиперкератоз, нарушение целостности рогового слоя. Основная нагрузка по компенсации нарушений постепенно ложится на дерму."

Перевожу на человеческий разговорный=):

При неправильном уходе и благодаря воздействию на кожу неблагоприятных метеофакторов нарушаются барьерные функции кожи, кожа обезвоживается, роговой слой деформируется и уплотняется, появляется видимое шелушение, стянутость. Кожа становится грубой, чувствительной и раздражённой, частично теряет свои защитные функции, т.е. открываются ворота для проникновения патогенов, в том числе и вируса папилломы, поэтому появление вышеперечисленных признаков должно стать не сигналом к надраиванию кожи мылом и уж тем более не к щелочному пилингу, а к принятию диаметрально противоположных мер - срочному пересмотру всей линейки ухода за кожей, незамедлительному переходу на мягкие очищающие средства и максимальному приложению усилий в направлении восстановления целостности эпидермального барьера кожи. 

Идём далее.

6. В возведенный нами железобетонный саркофаг заскорузлой кожи кровь не поступает...

 Вне зависимости от состояния и типа кожи, в эпидермисе по определению отсутствуют кровеносные сосуды, поэтому я не буду  заострять ваше внимание на столь экстравагантной подаче верной информации, лучше остановлюсь на теме механического/химического "удаления слоёв". Здесь так же пришлось объединить сразу несколько разноплановых тезисов.

7. "Проникнув в клетки верхних слоев эпидермиса, он (папилломавирус) уже не так беззащитен, наоборот, он набирается сил, выжидая дни, месяцы, а иногда и годы"

8. "В итоге мы имеем старую дряхлую кожу, практически «кору», которая не только не защищает нас, а напротив, является рассадником всех возможных патогенных микроорганизмов и паразитов (например демодекса). 

9. "Стоит нам удалить эти слои с поверхности кожи и мы избавимся от засевшего там вируса". 

лечебная косметика, домашнее мыловарение, папилломы

Насколько оправдан щелочной пилинг кожи лица? Как защитный орган, здоровая кожа сама великолепно справляется с удалением отживших своё кореноцитов. Данный процесс называется кератинизацией (ороговением). Он постоянен и непрерывен. Да, он может замедлиться под воздействием некоторых факторов (хроностарение, нарушение липидного обмена и т.д.), но полностью не останавливается никогда. Начинается процесс кератинизации в базальном слое эпидермиса, где зарождаются кератиноциты - будущие корнеоциты. Они, как и любые другие клетки, молоды,свежи, имеют ядро и мало отличаются от собратьев, залегающих глубже, но в процессе созревания выталкиваются молодой порослью кератиноцитов в направлении поверхности кожи, в зернистом слое дряхлеют, теряют ядро и органеллы, в конечном итоге становясь плоскими роговыми чешуйками с последующим физиологическим удалением . Жизнь кератиноцита-корнеоцита недолгая, от рождения до отмирания в среднем составляет 28 дней, поэтому именно эта цифра частенько мелькает в аннотации к косметическим продуктам. Учитывая, что инкубационный период вируса папилломы в среднем составляет 3 месяца, боятся того, что папилловирус неожиданно воспрянет ото сна, начнёт активно размножаться, порабощая соседние клетки, не стоит. За инкубационный период папилловируса в коже успеют смениться целых три поколения кератиноцитов-корнеоцитов. Если же принять во внимание, что папиломавирус не является представителем условно-патогенной флоры нашей кожи, а так же учесть, что в 90-та случаях из 100-та вирус папилломы самоизлечивается в течении 6-12 месяцев, говорить о каких-то мифических годах "затаивания" вируса в роговом слое эпидермиса, мягко говоря, ненаучно.

10. "А посему, прежде всего, следует перестать бояться мыла. Начинайте активно мыться, счищать с себя наносы и наросты. Мыло незаменимо в борьбе с пигментацией, меланомой, папилломатозом, невусом и гиперкератозом. Долой старье! Счищайте, счищайте с себя вирус, ему не место в вашем организме."

11. "Но меня все равно поражает дешевый снобизм заявлений, что оливковое (!) мыло может сушить кожу, при том, что хорошее оливковое масло даже на еду редко кто себе может позволить - обходятся дешевым подсолнечным и еще более дешевым пальмовым (ввиде нормализованного молока)."

А теперь давайте поговорим о натуральном мыле. Что же оно представляет с точки зрения химии? Мыло - это ПАВ (поверхностно-активное вещество), с этим, я думаю, вряд ли кто-то будет спорить. Насколько натуральное мыло агрессивно по отношению к коже? Решить этот вопрос нам помогут три параметра - ионный заряд, ГЛБ (гидролипидный баланс ПАВ (эмульгатора)), рН и концентрация ПАВа в очищающем средстве. Я не буду утомлять вас формулами и мудрёными словечками, постараюсь объяснить предельно просто и понятно. Начнём с ионного заряда. Все ПАВ по своему ионному заряду делятся на несколько категорий (в порядке уменьшения агрессивного воздействия на кожу):

1. Катионные/катионогенные

2. Анионные/анионогенные

3. Неионные/неионогенные (не имеющие заряд)

4. Амфотерные (способные менять заряд в зависимости от кислотности среды (в кислой среде катионные, в щелочной анионные).

Натуральное мыло - анионный ПАВ. Т.е. не самый лучший вариант.

ГЛБ ПАВ.

Измеряется и оценивается по шкале от 0 до 40. Чем выше ГЛБ, тем ПАВ более агрессивен по отношению к коже. У натурального мыла, состоящего из солей жирных кислот (стеарат натрия, лаурат натрия, пальмитат натрия и т.д..), которые, собственно, и являются ПАВ ГЛБ колеблется в пределах 20. Даже у любимого автором олеата натрия (натриевая соль олеиновой кислоты, из которой на 70% состоит оливковое масло) ГЛБ в районе 18. Для сравнения, у децил глюкозида  ГЛБ 15, у многими любимого натурального пшеничного эмульгатора (XYLIANCE) - 10,5, а у глицерил стерарата СЕ - 5,8.

Т.е. по показателям ГЛБ натуральное мыло, конечно не лаурилсульфат натрия с его 40, но и не децил глюкозид с его 15.

рН.

Здесь для натурального мыла самые печальные показатели. рН созревшего мыла 9 - 11. Учитывая, что для нормального функционирования коже необходим кислый рН (5,5), данные значения слишком велики и небезопасны. И вдвойне грустно, что рН натурального мыла снизить до приемлимых показаний невозможно - при рН <7,5 оно полностью теряет свои очищающие свойства.</p>

Концентрация ПАВ.

Просто приведу пример: в средстве для бережного умывания вполне достаточно 1-2% децил глюкозида, натуральное мыло в среднем на 60-70% состоит из ПАВ.

11. "Разумеется, чтобы повернуть время вспять вам пяти минут не хватит!  Но рано или поздно это произойдет - кожа обновится. Причем без помощи каких-либо косметологов (никогда не задумывались, почему косметологи не любят натуральное мыло?), без каких-либо существенных финансовых затрат и без каких-либо побочных эффектов и вреда для здоровья. Обычное щелочное мыло, известное нам более пяти тысяч лет, сделает свое дело, не сомневайтесь!"

А теперь давайте попытаемся подвести итоги. 

Способно ли натуральное мыло каким либо образом помочь в лечении папилломавируса?

Нет, не способно. С точки зрения медицины, классическое натуральное мыло без специфических лекарственных добавок не является каким-либо лекарственным средством и если же используется/использовалось в фармацевтике, то только исключительно из-за 1. способности очищать (что логично), 2. способности сушить (при определённых заболеваниях это необходимо), 3. своей щелочной природы, которая в наше время легко заменима на любые другие кератолические (отшелушивающие) средства, намного более физиологичные для кожи.

Является ли натуральное мыло профилактическим средствов болезней, передающихся контактным путём?

Да, является. Как, собственно, и все очищающие средства, способные удалять грязь и микробы с поверхности кожи.

Необходимо ли пытаться влиять на процессы кератинизации столь агрессивной процедурой, как щелочной пилинг натуральным мылом? 

Такой необходимости нет. Скажу больше - любые неуклюжие попытки подстегнуть процесс кератинизации подобными радикальными методами рано или поздно приведут к замедлению процессов регенерации, что, скорее, приведёт к ксерозу, кожным заболеваниям  и преждевременному старению кожи, чем к её "обновлению"..

Полезно/вредно ли натуральное мыло для кожи?

Бесусловно, в отличие от кускового промышленного мыла и мыла из мыльной основы, натуральное мыло имеет ряд неоспоримых преимуществ: натуральность, экологичность, отсутствие синтетических ингредиентов в составе (силиконов, минерального масла, ПЭГ, ЭДТА, ТЭА и т.д.), отсутсвие консервантов. Но при этом имеет и ряд существенных недостатков: высокий рН, достаточно высокий ГЛБ, анионогенность, высокая концентрация ПАВ. Т.е. натуральное мыло абсолютно безвредным назвать сложно, особенно для кожи с повреждённым эпидермальным барьером - купероз, акне ( о нём в следующий раз) и т.д.. При данных состояниях кожи мыло, скорее, значительно ухудшит ситуацию, а не исправит её. Так же я против чрезмерного и необдуманного использования натурального мыла обладателями здоровой кожи, т.к., в конечном итогге, это так же может привести к нарушению эпидермального барьера. Тогда натуральное мыло, действительно, сделает своё дело. Со всеми вытекающими. В том числе  относительно вируса папилломы.

Я сознательно не буду подводить итоговую черту. Делать ли щелочной пилинг натуральным мылом или направить энергию на восстановление эпидермального барьера кожи, использовать ли натуральное мыло как основное средство для очищения или пользоваться оным с безопасной для кожи периодичностью, верить рекламным статьям и брошюркам или пытаться самостоятельно разобраться в азах косметологии - решать не мне, не Елене, а только вам. В конце концов, это ваша кожа и выбирая мастера, косметолога или промышленный косметически бренд, именно вы несёте ответственность за её здоровье и процветание.

Публикация написана по трудам А. А. Марголиной, статьям, опубликованным на сайте проекта "Терра-Ароматика" и множеству других источников, которые я за давностью лет не могу вспомнить=).

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email