Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Персональные записи > ЧТО умели делать дети на Руси 100 лет назад

ЧТО умели делать дети на Руси 100 лет назад

05.02.2017 3:11     Просмотров: 530     Комментариев: 17     
ЧТО умели делать дети на Руси 100 лет назад | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

    Всем заглянувшим в мой Блог -доброго времени суток!)детство, история рукоделия, воспоминания, детские игрушки, картина маслом, интерьер детской, интересный подарок, живопись своими руками, традиции, hand made, подарок на день рождения, подарок своими руками, подарок мужчине, подарок женщине, подарок, подарок девушке, мечты, достижения, труд, удовольствие

Я недавно на Ярмарке Мастеров,и пока не очень разобралась со  здешними обычаями,нормами и порядками.

Поэтому- если не в тему- извините,пожалуйста.

Если я правильно поняла,в личном блоге можно писать о любой информации (поправьте меня,если я ошибаюсь,пожалуйста).

Так вот,хочу поделиться знаниями о том,что умели ДАЖЕ ДЕТИ в недалёком прошлом

(и чего,конечно,не умеют современные горожане.

По крайней мере,те,кого я знаю лично.

Конечно,участники Ярмарки Мастеров-счастливое исключение из этого правила- в плане "Рукастости").

     Портал ведь называется ЯРМАРКА МАСТЕРОВ,и-да,такого количества интересных работ ,

таких разных направлений на одном сайте- я не встречала за свои 10 лет в Интернете.

И я хочу сказать о мастерстве,точнее-о мастеровитости,которые воспитывалисьв детях раньше.

     ...Я -горожанка в первом поколении,то есть мои родители родились и жили до 16 лет в деревне,

не в одной,а в разных,и даже в разных областях России,

а встретились и поженились в Самаре.

Пока были живы мамины родители,я ездила к ним в деревню

и не понаслышке знаю ,как там были организованы  и Жизнь,и быт.

     Конечно,это было не в 19 веке (об этом времени-статья),а в середине 20-го,

но,тем не менее,деревенские устои и обычаи сохраняли и передавали нам,детям и мои родители,

даже прожив всю жизнь в городе.

     Сейчас родителей уже нет на Земле,

но воспитанные ими честность,порядочность,милосердие,трудолюбие-

все качества,полученные ими в детстве от деревенской Общины,

конечно,уже навсегда в моей Душе. 

     Мне хочется поделиться с Вами,дорогие Мастера,информацией о том,

что на Руси умели делать дети сто лет назад.

    Конечно,время идёт,сейчас -век информационных технологий,

и уже даже не машины,а роботы уже вытесняют людей на простой работе-

но ,может быть,мы потому ТАК и живём,что вместе с бытовыми неудобствами и стеснённостью -

из Жизни нашей ушли и такие чудесные качества,

-как коллективизм,

-общинная нравственность- когда человек твёрдо знал,что любой его поступок узнает вся община,

что прямо противоположно сегодняшнему публичному одиночеству,когда выходишь из квартиры-и

"добро пожаловать в окружение незнакомых людей". 

В общем,хочу этой статьёй напомнить тем,кто это знает- и поведать тем,кто не знает-

о том,что умели делать (даже) дети на Руси сто лет назад.

Мои родители,например- умели просто ВСЁ,что можно уметь- отец и дом сам построил

(имея образование-только несколько классов школы),

и мебель в доме делал,и ремонт -много раз,и готовить умел,и обувь ремонтировать,и одежду шить,

и грибы -ягоды собирать,и замок или прибор бытовой отремонтировать мог-любой,в общем-умел-ВСЁ,

и я всегда знала,что,с какой бы просьбой,по быту,

я к нему ни обратилась-он скажет,как всегда- "Ничего невозможного нет! "

И  сделает всё-в лучшем виде.

И все эти навыки и умения были из деревенского детства родителей,

когда в деревне было не на кого надеяться,а нужно решать возникшие вопросы-здесь и сейчас.

Берегите Себя и своих близких !)

"ЧТО УМЕЛ РЕБЁНОК 100 лет назад на Руси?


Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим.

Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям.

И именно на первых годах жизни ребенка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем.

Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чем-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребенка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря.

Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ.

В то же время за успешно выполненное задание ребенка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая,

что он принес пользу всей семье.

(Наша справка. Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?)


«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень четкими, и, соответственно, так же четко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дите», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами. Во вторые семь лет наступало отрочество: ребенок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха. Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми. Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи, и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причем они приобретали четкое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле.
В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведет борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вел лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной.
Еще одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших. Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия.
Особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надежным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить ее острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель, и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным ее членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и четкие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было еще два важных правила, которые любой отрок знал наизусть:

первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причем не только физически,

но и с материальной, и с психологической стороны.

Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя."


     

 

  

 

 

 

     

 

  

 

 

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз