> Журнал > Мастер-Классы > Бисерное ткачество: создаем красочный гердан

Бисерное ткачество: создаем красочный гердан

Виды творчества:   Работа с бисером > Бисероплетение
Сложность:   ниже средней
Время работы:   3 дня
Бисерное ткачество: создаем красочный гердан | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Заявляю со всей ответственностью, что гердан — уникальное украшение. Не буду вдаваться в его историю — желающие могут найти ее в интернете. Скажу только, что слово это пришло к нам из Украины, а уж какой товарищ ввел его в употребление среди мастериц-рукодельниц — мне неведомо.

Смысл от этого не меняется. Украшение универсальное. Красавицы носят его и с традиционным костюмом, и с современным платьем. Огромная цветовая гамма, предлагаемая производителями бисера, позволяет создать шикарные, богатые изделия на любой вкус. Предлагаю и вам сделать нечто подобное. 

Я подготовила пошаговый мастер-класс по плетению приглянувшегося мне гердана. За схему благодарю интернет и замечательную мастерицу Марию Астафьеву.

Сразу скажу, что свои герданы я делаю не на станке, как большинство любительниц бисера: мне станочное ткачество кажется довольно жестким. Люблю, когда украшение струится и лежит на груди как родное. Поэтому я использую технику, имитирующую станочное ткачество. На мой взгляд, в ней только один минус — она требует больше времени на плетение. Но остальное — сплошные плюсы. Даже огрехи в размере бисера скрываются и полотно получается ровным. Кроме того, не нужно прятать кучу ниток, которые остаются от станка. Впрочем, сами все увидите. Фотографий будет много — я постаралась максимально подробно показать саму технику. 

Итак, начнем.

Материалы

  • чешский бисер Preciosa Ornella — я использую только его: не линяет, не выгорает, ровный и яркий. Если есть возможность приобрести японский TOHO или MIYUKI, то совсем хорошо. А вот китайское и тайваньское производство даже не рассматривайте — криво, косо и некачественно;
  • нитка — для своих работ предпочитаю вискозу. Этот гердан собран на нитке фирмы «Гамма», № 3094;
  • игла для бисера — обычная не подойдет, так как нужно будет несколько раз продевать иглу с ниткой сквозь крошечное отверстие в бисеринках;
  • ножницы;
  • бусинки в тон для оформления подвески (у меня черные, 21 штука).

Цвета, использованные в плетении:

  • черный;
  • вишневый;
  • оранжевый;
  • бежевый;
  • желтый;
  • зеленый;
  • красный;
  • белый.

За счет большого количества расход бисера маленький. Я покупала по 30 г каждого цвета — в итоге хватит еще на один гердан. Но все же советую брать с запасом. 

Итак, приступим. Если вдруг возникнут какие-то вопросы, я с удовольствием отвечу на них в комментариях.

Наша схема: 

бисероплетение

гердан

1. Бисер раскладываю на мягкой ткани: он не раскатывается, и его достаточно удобно нанизывать. При плетении центральной части гердана я начинаю работать с самой широкой части, но не с первого ее ряда, а со второго. Благодаря этому полотно выравнивается в процессе плетения, и застраховано от перетягивания.

На фото: закрепляю первую бусинку на нитке. Нанизала — и прошла сквозь бисерину еще раз. Узелков не нужно: хватит и этого, зато в дальнейшем будет удобно скорректировать длину ряда. 

Важно: не закрепляйте бисерину на самом конце нитки, оставьте "хвостик", 15-20 см. 

плетение

плетение из бисера

2. Когда ряд набран, на иглу нанизываем первую бисерину следующего ряда и вводим е в последнюю предыдущего. На фото видно, как должна пройти игла. 

ткачество

3. Вывели иглу из желтой бисерины и проводим в оранжевую, как показано на фото. Нить подтянули, но сильно ряд не затягивайте — пусть бисерины лучше немного болтаются, чем будут стянуты. Подтянуть лишнее можно позднее, на самой первой бисерине.

4. Нанизываем следующую бисерину ряда. Иглу проводим в бусинку предыдущего ряда, которая находится под ней. Вывели и снова провели в черную — если смотреть по фото, то игла пойдет снизу вверх. Так, как на фото.

5. Вот так будут выглядеть первые два ряда. Принцип плетения второго ряда сохраняется на протяжении всей работы — это и есть техника имитации ткачества. 

При необходимости нить основы в первом ряду теперь можно немного подтянуть. Третий и последующие ряды плетутся точно так же (начало третьего — на фото).

6. Отдельно — об узелках. В отличие от станочного ткачества, ручное не требует большого количества нитей, и работа ведется на одной. Вполне естественно, что рабочая нить рано или поздно кончается. Вообще, для подобного плетения рекомендована длина нити не больше 40-50 см — она не будет путаться и мешать и вполне удобна в работе. 

Нить нужно наращивать, когда остается кончик примерно 15 см. Узелок — самый обычный, но его нужно затягивать потуже, и остаток нитки обрезать не вплотную, а оставив миллиметр-другой. При работе это не помешает (у чешского бисера достаточно большие отверстия, чтобы узелок проскочил сквозь них), и подстрахует плетение от разрыва. 

Спрятать узелок легко: при плетении протащите его в одну из бисерин, либо замаскируйте в плетении. По окончании работы его можно подплавить кончиком раскаленной иглы. 

7. Вот так будет выглядеть прямоугольник центральной части. 

Обратите внимание: сверху плетение начинается со ВТОРОГО ряда широкого участка, на котором нет убавлений. Внизу этот ряд есть.

8. Теперь начинается убавление. Перед тем как начать новый ряд, нужно вывести иглу из последней бисерины законченного ряда и протянуть сразу через две бисерины предыдущего. А затем — снизу, в предпоследнюю бусинку (желтая). По итогу игла окажется там, где нужно: убавление будет сделано, и дальше можно продолжать плетение по схеме (фото).

Еще одна фотография процесса, чтобы было понятнее. Это уже убавление следующего ряда, принцип тот же.

9. После всех убавлений по схеме получится вот такой уголок. Нить проводим внутрь гердана, вернувшись на несколько рядов. Цепляем иглой нитки междурядья и на них завязываем простые узелки. Снова проводим нитку через любой ряд, и еще один узелок. Прячем его, выводим иглу, и обрезаем нитку. Нижний ряд закончен.

Теперь нужно собрать верхнюю часть. Нить крепится в теле гердана (снова узелки, да-да) и выводится из любой крайней бисерины самого первого ряда. Сначала наращивается ряд без убавлений, который при начале плетения мы пропустили, и только со следующего начинаются убавления. Все по схеме, принцип плетения тот же.

На фото — готовый центральный элемент гердана. Ширина 7 см, длина 14 см.

10. А это — уже следующий элемент. На схеме он справа от центрального. Плетение начинается (и продолжается) так же, со второго ряда самой широкой части. Я начала снизу. Таких элементов (по итогу получится полоска шириной 3,5 и длиной почти 30.5 см) должно быть два. 

Обратите внимание: убавление по схеме ведется по-разному: снизу только с одной стороны полоски, образуя скос, сверху — с обеих сторон. Плетение заканчиваем, когда в ряду останется 4 бисерины: черная, две оранжевых, черная.

11. На фото три базовых элемента, из которых будет собран гердан. Остается только соединить длинные полоски «перемычкой», которая будет лежать на шее. Она плетется всего на 4 бисерины: этого достаточно, чтобы гердан можно было надеть и не бояться, что он соскочит или оборвется. К тому же это удобно: вес готового украшения примерно 50 г, и в более широкой полоске на шее нет необходимости. У меня длина «перемычки» составляет 20 см, вы для себя можете сделать любую.

Обратите внимание: нижние части полосок должны лежать так же, как на фото. При плетении учитывайте это, чтобы не получилось перекручивания деталей в готовой работе. 

12. Теперь можно приступать к соединению деталей бисерными низками. Положите их так, как у меня на фото, еще раз проверьте, правильно ли соединили полоски «перемычкой». Обращаю на это внимание, потому что сама пару раз обжигалась на перекручивании: было безумно жаль распускать уже готовую работу. 

Нитка крепится в теле полоски и выводится из крайней черной бисерины. На нее нанизывается бисер — порядок произвольный, но он повторяется еще не раз. Можете использовать такой же, как у меня, или придумать что-то свое. Затем игла вводится в бисерину на центральном элементе (на фото справа видно) и возвращается через низку вверх, к началу. 

Следите, чтобы игла прошла сквозь все бисерины и не выбилась по пути из общего ряда.

Затем игла протягивается через несколько бисерин и выводится уже из крайней бисерины ТРЕТЬЕГО ряда, так как пока что низки в гердане идут через ряд: 1, 3, 5, 7, 9, затем 10 и 11 пропускаем (не позволяет количество рядов), и дальше 12, 14, 16, 18, 20. Обращайте внимание на натяжение нити: она должна лежать достаточно свободно, чтобы низки в итоге красиво лежали. Таким же образом присоединяем к центру и вторую полоску.

13. А вот так будут выглядеть подвески на центральном элементе. Порядок произвольный, но лучше соблюдать ту же цветовую гамму, что и на соединяющих низках. Нитку закрепили в теле элемента, вывели из первой крайней бисерины, набрали бисерины, бусинку, еще одну бисерину… И вернулись обратно, введя иглу в бусину. И наверх, к началу низки. В итоге подвеска будет закреплена. Не затягивайте: она должна висеть свободно. 

И вот что у нас получилось в итоге.

На самом деле, вариантов плетения гердана очень много. Даже с этим можно было поэкспериментировать и соединить полоски и центральную часть напрямую, а не низками. Или не делать верхнюю «перемычку», а вместо этого сплести одну длинную полоску. Словом, полет фантазии не ограничен.

Тем, кто решит попробовать, желаю удачи. Если что-то непонятно — спрашивайте, постараюсь все объяснить с примерами. 

Удачного творчества! 

Ключевые слова:  
Материалы:  
 
Елен Фом (fomilena)

красивый узор! спасибо!

Красиво!!!! Бисер любую вышивку может повторитьimage Хороший масстер-класс! Благодарю

Спасибо за МК, очень познавательно и интересно! Я всегда задумывалась как делатся такая красота? я даже не знала правильного названия этих изделий! но времени всегда не хватает и я так и не собралась поискать и почитать материал на эту тему! А ваш МК приоткрыл мне тайны создания такой красоты!!! Огромное спасибо!

Это очень, очень красиво и невероятно аккуратно... И до чего же кропотливый труд...

Елена, огромное спасибо вам за такой интересный, понятный, с отличными фотографиями и объяснениями МК! image

Очень понравился МК! Все понятно и красиво показано. Спасибо!

NATALI KOROL

Очень и очень аккуратно))

Прекрасная и кропотливая работа!!! Спасибо за мастер-класс)))

Герданы и вообще ручное ткачество бисером - очень трудоемко. Для человека, привычного к обычной вышивке, это будет несложно, но времени займет массу. По-моему, три дня - это очень оптимистично image

amanueltanya

очень красиво! очень трудоемко. спасибо за мк

жаль нет фото изделия "во весь рост"

Елена (герданы из бисера)

"Во весь рост" обещала покупательница прислать)) Сама жду, как манну небесную)

met (ETTIBRASLETTI)

огромное спасибо, очень хочу попробовать сделать такую красоту!

Отличный МК и супер результат!!!{#}

Я слышала, что такие украшения на Укаине, пардон, В Украине, называют гривна.

Или это что-то другое? Или кто как?

Tatka's HeartBeading (biseroidea)

Нет, гривна - это стойка типа чокера. Внизу подвески, как правило, монетки.

Замечательный мастер класс! Спасибо!

Большое спасибо всем за лестные оценки))) Очень приятно слышать похвалу, особенно если учесть, что это мой первый МК)){#}

Спасибо за интересный МК, Я думала, что такое можно ткать только на специальном станку, а оказывается такое чудо можно создать только руками.

Елена (герданы из бисера)

Это дело вкуса и привычки. Кому-то удобнее (и быстрее, чего уж там) собирать герданы на станках, а мне больше нравится в технике, показанной в МК)

Елена

Исключительно прекрасно! И гердан и мастер-класс. Бегу за бисером.

Espero

Спасибо огромное за мастеркласс! Очень здорово, что можно без рамы плести, всегда хотела попробовать изготовить самостоятельно это бесподобное украшение!

Спасибо за МК! Я знаю другой способ - натягиваются ниточки и между ними переплетаются ряды с бисером. Так тоже попробую)). Так мобильнее, можно в любом месте и в любое время))))...Красиво получилось! И вообще, гердан красивое украшение!

Очень красиво получилось! Мастер класс понятный, разложили всё по полочкам, знаю хоть теперь с чего начать, а то всё боялась подступиться к герданам. Спасибо!!! image

Ольга (SmallCraft)

Красота какая! Отличный мастеркласс.

Спасибо огромное за очень понятный мастер-класс!!!

МАРУСЯ

Наконец то я увидела эту технику плетения!!!! А то лежат классные схемы. а как это делать даже не подозревала! Спасибо огромное!!!!!!{#}

Из бисера не плету, но всегда с интересом смотрю бисерные работы - кажутся они мне таким чудом! Вот герданы тоже люблю разглядывать. Спасибо! {#}

SenioraBusinka

Здорово!

Меня в детстве на станке учили ткать. Специальные станочки на кружке делали. Гвоздики набивали и шляпки откусывали

Мастер-класс в тему. Как раз сейчас плету гердан на заказ и не совсем четко понимала, как соединить все детали. Спасибо!

Понимаете ли , прямо слюнки потекли.....

Спасибо за МК! Все показано просто и доступно!

На станке герданы делаю, а вот к ручному ткачеству никак "руки не доходят". Знаю, что изделия на станке получаются более жесткими, чем в технике ручного ткачества.

Обязательно попробую! Учиться никогда не поздно! {#}

Еще раз спасибо!!! {#}

Алла

Елена, спасибо большое за прекрасный мастер-класс! Очень хочется попробывать свои силы в таком увлекательном виде творчества, как ручное ткачество {#}.

Гердан - особенное украшение, со своей символикой и мощным энергетическим зарядом, которым его наделяют руки мастерицы.

СПАСИБО БОЛЬШОЕ {#}!!!

Замечательный Мастер Класс!!!!

{#}{#}{#}Аж дух захватило, давно такое искала{#}

Rozali

Одним словом- красота! Спасибо!

Очень красиво! И мастер-класс подробный! Но это сколько же терпения надо!!!!!!

Елена Бисерная

Спасибо за отличный мастер-класс. Все доходчиво и детально))) Творческого вам вдохновения новых схем и идей))){#}

Ира

Спасибо за МК! Давным-давно я плела более ажурный гердан... Посмотрела Ваш МК и захотелось сплести такой же, так что однозначно в избранное))

Спасибо за МК!. Плету. И сразу вопросы: какой № бисера у вас, у меня 10 так 3-4 ряда нитка заканчивается, а узелки через ушко иголки ни через бисер не проходят?

Елена (герданы из бисера)

Здравствуйте)
Бисер всегда приобретаю №10. Нити в 40-50 см длиной хватает на 6-7 рядов, потом узелок. Размер узелка на фото видно, написано и о том, как я их прячу. Через ушко иголки узелок и не должен проходить - он остается ближе к плетению на нити, а игла - дальше. А насчет того, что узелки и через бисер у вас не проходят - тут не знаю, чем помочь. Попробуйте потуже затягивать. Моя вискоза хорошо затягивается, и такие проблемы возникают очень редко - если только само отверстие меньше стандартного попадается.

Людмила Сыч (sluda2008)

Добрый день, спасибо за ответ, разобралась. У меня бисер jablonex (когда-то привезла с Праги), а у него отвестие маленькое.

Елена (герданы из бисера)

С jablonex, каюсь, не работала. У меня Preciosa всегда, привыкла к нему)

Отличный мастер-класс, Елена! И работы у Вас замечательные!

Елена (герданы из бисера)

Спасибо))

Подписаться