Когда мы говорим "история костюма", то чаще всего думаем о Франции. Действительно, именно в этой стране зарождались все новомодные тенденции гардероба. Именно этой стране многим обязаны модницы всего мира.
Сегодня речь пойдет о необычном приспособлении для женского платья. Придумано оно было во Франции в 70-е годы 19 века.
Вы, наверняка, слышали не раз это слово "турнюр". Что же оно означает?
Турнюр (от франц. tournure — манера держаться) — это такая конструкция из маленьких подушечек или металлических полос. Она находится ниже спины на платье, а точнее под ним и придает платью вот такой силуэт.
Турнюр пришел на смену кринолину. Его изобретение принадлежит первому кутюрье — Чарльзу Фредерику Ворту. Сам он рассказывал, что идея турнюра пришла ему в голову при виде женщины подметавшей пол и подобравшей юбку назад.
Чарльз Фредерик Ворт — французский модельер английского происхождения, основатель дома моды Ворт, один из родоначальников высокой моды.
Хотя можно предположить, что этот ход он подглядел из моды галантного века (а данная эстетика в конце XIX века приобрела неслыханную популярность, воплощаясь прежде всего в костюмированных балах) — в эпоху Рококо были в моде платья называемые «полонез», с объёмной драпировкой на задней части юбки. Такая драпировка была и у платьев 1860-х годов, которые явились предвестниками новых форм (все мы помним что новое — это хорошо забытое старое). Также вернулись в моду и муслиновые косынки фишю, и панье. Об этом напишу позже, в следующих публикациях).
Картинка из дамского журнала 1870-х гг., представляющая типичный модный силуэт.
Ближе к середине 1880-х юбка вновь начала становится пышнее. В целом таких больших колебаний пышности, как в предыдущее десятилетие, в 1880-х не наблюдалось. Для повседневного костюма второй половины 1880-х годов предлагаются более легкие турнюры в виде валиков или подушечек, сплетенные из тонкой и гибкой стальной проволоки. Такими их продолжают носить и в 1890-х годах, в период «Прекрасной эпохи» (Belle Époque). В конце столетия они постепенно уменьшаются, и около 1900 г. заменяются плоскими полукруглыми простеганными подушечками, набитыми конским волосом. Эти легкие накладки повязывают поверх корсета или надевают под него, формируя модный в ту пору S-образный силуэт. Такие мягкие подушечки (bustle pal) были в ходу вплоть до 1910-х г., когда наступило время последних турнюров. Силуэт продолжал «худеть», а вместе с его упрощением исчез и турнюр.
Мода на турнюр продлилась более 20 лет, до 90-х годов 19 века.
Историк моды Александр Васильев об исчезновении турнюров (отрывок из лекции): «Причина — развитие транспорта и поездов. Потому что в кринолине в поезд, когда мы в купе, обручи на уровне лица… а напротив вас другая… Такие карикатуры того времени есть. А турнюр… причина в том, что это слишком много. Оскар Уайлд боролся с турнюрами эстетическим своим советом… Неудобно сидеть, я вам объясню, вы же не жили в ту эпоху — я жил! Большой турнюр — вы же не можете сесть! Турнюр — это драпировка на ягодицах ниже талии — красиво я объяснил? Если вы сядете на турнюр, то он… в общем, вся красота ушла. Нет, можно, но сидеть надо уметь. Есть такие карикатуры, когда муж спрашивает жену: «Дорогая, ты не хочешь присесть?» — «Очень хочу, но портной не велел. Не в этом платье…»
В быту, в разговорной речи у турнюра было много названий. Одно из них — фру-фру — мы можем найти у Достоевского в «Подростке»: «Они сзади себе открыто фру-фру подкладывают, чтоб показать, что бельфам: открыто!» Речь идет, конечно же, о турнюре.
Фру-фру — звукосочетание, передающее шуршание шелка, дорогих тканей. Вот что писали еще в начале нашего века о фру-фру: «И трудно устоять перед выставленным в окнах магазинов, при виде этих воздушных юбочек, с зубчатыми плиссированными воланами, всевозможных цветов, как то: светло-розовых, зеленых, голубых, белых, лиловых, черных и всевозможных составных цветов; с ними соединен всегда «фру-фру» шумящего шелка, звучащий для элегантной дамы как музыка». Название «фру-фру» стало популярным благодаря театру.
В октябре 1869 года в Париже в театре «Жимназ» с большим успехом прошла пьеса Людовика Галеви и Анри Мельяка «Фру-фру», главную роль в которой исполняла Сара Бернар. Эта пьеса пользовалась большим успехом и в России. А.Н.Островский упоминает ее в «Талантах и поклонниках»: в ней намеревается выступить главная героиня — Негина.
В середине XIX века была популярна песенка: «Frou-frou, Frou-frou par son jupon la femme.», содержание которой сводится к тому, что шелест женской юбки способен потрясти мужскую душу.