Натуральные консерванты в косметике. Миф или правда?

Натуральные консерванты в косметике. Миф или правда? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Рассмотрим такую тему, как натуральный консервант в косметической продукции.

Почему я затронул именно эту тему? Дело всё в том, что в последнее время многие стали интересоваться натуральной косметикой и создавать её (я в их числе) или же покупать в магазинах. В оптовых супермаркетах крайне не рекомендую покупать «натуральную» косметику, ибо от натуральности там только название; лучше в специализированных, и то не всегда вам там продадут то, что можно считать натуральным. А легче всего развести покупателя на деньги при помощи состава, а именно консервантов и ПАВов (поверхностно-активных веществ — то, что очищает вашу голову от пыли, грязи и кожного сала).

Почему так? Да потому, что натуральных ПАВов крайне мало и существующие крайне дороже синтетических, а консервантов не существует вообще. Но всё по порядку.

Цель работы: опровергнуть или подтвердить миф о «натуральности» консервантов.

Зачем: для того чтобы скомбинировать (а точнее, интегрировать) свои знания для удобства, а также, по возможности, помочь людям более подробно разобраться в натуральной косметике, а именно в консервантах.

Для кого: для всех, кто заинтересован темой «Здоровье моего организма и сохранение окружающей среды».

Начнем с того, для чего вообще нам нужен консервант.

Консервант обладает антимикробным действием, то есть, добавляя его в косметическую продукцию, мы снижаем риск микробного заражения, что способно испортить наш продукт и вызвать нежелательные реакции в коже. Консерванты, вводимые в рецептуру, должны замедлять рост и развитие бактерий, грибов и дрожжей, либо замедляя обмен веществ, либо полностью уничтожая микроорганизм.
Миф 1. Косметика без консервантов

Может ли быть косметика без консервантов вовсе? Давайте разберём всё по пунктам.

Если консервантов нет на этикетке и в составе, то:

- производитель не указал полный состав средства, то есть просто скрыл правду;

- концентрация консервантов настолько мала, что по правилам INCI (Международная номенклатура косметических ингредиентов — International Nomenclature of Cosmetic Ingredients) производитель может просто не указывать их. Это может быть в том случае, если ингредиенты в составе средства уже защищены консервантами;

- средство содержит более 50% отдушек, в состав которых входят компоненты, обладающие антимикробным действием, например спирты, гликоли;

- при условии полной стерильности производства и если сам потребитель не может внести заражение, то есть речь может идти об одноразовой упаковке;

- безводный косметический продукт — мазь, стик, в этом случае вместо консерванта используют антиоксидант;

- твёрдое мыло, сделанное с нуля, может сохраняться без консервантов, но при этом срок годности зависит: от масла (а точнее от кислот, которые содержатся в маслах) и его срока годности; от количества пережира (ухаживающих масел); от отваров, которые добавляются в мыло при варке;

-большой процент натуральных компонентов с антимикробным действием. Как пример, можно рассмотреть натуральные эфирные масла, многие из которых действительно неплохие консерванты, но процент их ввода в этом случае должен быть очень высоким, а это небезопасно (ароматерапия дает нам дозировки использования ЭМ в смесях) ведь многие из них способны вызвать аллергические реакции, раздражение кожи, например арника, бергамот, корица, шалфей, фенхель, пихта, хвощ, гамамелис, масло чайного дерева, лимон, герань и др.;

- продукт содержит четвертичные соли аммония (квартениум может быть опасным компонентом, некоторые соединения запрещены в ЕС).

То есть в большинстве случаев консервант просто необходим, так что, если вы не нашли в составе консервант, читайте пункты выше.
Миф 2. Натуральный консервант

В последнее время в рекламных компаниях все чаще упоминается слово «натуральный», что же это означает на самом деле?

Натуральный консервант — ингредиент, выделенный химическим методом из природного растительного сырья, это смеси нескольких веществ, относящихся к разным классам химических соединений и обладающих антибактериальными и фунгицидными свойствами. То есть натуральный консервант, как минимум, полунатуральный, поскольку к нему применяются химические методы обработки.

В нашем случае слово «натуральный» является синонимом к слову «безопасный», так как не содержит формальдегида (CH2O, муравьиный альдегид, газ с резким удушливым запахов) и его донора, а также парабенов. То есть основа употребляемого нами консерванта — спиртовая.

В качестве консервантов используют различные классы химических соединений:

- кислоты и их соли (салициловая, бензойная, пропионовая);

- спирты (бензиловый, этиловый, феноксиэтанол);

- галогенсодержащие вещества (хлоргексидин, триклозан, хлорбутанол);

- неорганические соединения (борная кислотв, оксид цинка, йодат натрия);

- четвертичные соли аммония (бензетония хлорид, полиаминопропил бигуанид).

Наиболее безопасными являются спирты и кислоты, например бензойная.

Насчёт эфирных масел в составе вместо консервантов (и при полном отсутствии консервантов) я бы не радовался. Да, действительно, шампунь на калийной массе (варят, как мыло, только в итоге получается жидкое) может храниться долгое время (до года обычно) без консервантов, если в него не добавлены различные отвары на последней стадии (когда калийную массу растворяют в воде для создания жидкого шампуня). А если отвары добавлены и консерванта нет, то, скорее всего, он был добавлен на первой стадии, когда воду смешивают с щёлочью (не исключаю отдельные случаи). Но при таком раскладе польза отваров почти теряется (при смешивании воды с щелочью проходит химическая реакция, из-за чего температура может подняться до 100 градусов, да и вообще дальнейший гидролиз жиров при присутствии щелочей отбирает ещё одну часть полезности отвара, хотя он всё же частично сохраняет свои свойства, что проявляется при варке твёрдого кускового мыла). А с эфирными маслами тоже следует быть осторожнее, так как, если нарушить количество их ввода в эмульсию, то можно запросто получить раздражение кожи головы (попробуйте эфирное масло капнуть на кожу и подождать некоторое время).

Ну и, наконец, список консервантов, которые я могу посоветовать использовать и обращать на них внимание в составах косметических средств:

  1. Бензойная кислота.
  2. Биозол (это изомер тимола — основного компонента эфирных масел растений семейства губоцветных, в течение нескольких веков использовавшийся в народной медицине; основа спиртовая).
  3. Шаромикс MCI. Используем в своих косметических продуктах, выбрали его спустя полгода «розысков» натуральных консервантов, основа спиртовая; добавляется в натуральную косметику для придания антисептических свойств. Эффективен против грамположительных и грамотрицательных бактерий, дрожжевых и плесневых грибков, стабилен до 50 С (это означает, что консервант нужно вводить в уже остывшую кремовую массу), не содержит формальдегида и его доноров.
  4. Цитрат серебра (относится к ряду натуральных консервантов, его основой является стабилизированный комплекс ионов серебра, получаемый путём особого электрохимического взаимодействия серебра и лимонной кислоты).
  5. Цитрат натрия, эуксил, геогард.

Так вот, настало время выводов: натуральные консерванты в природе есть, но в косметике в понятие «натуральный» вкладывают зачастую смысл — полностью безопасный при выполнении условий хранения, дозировки и т. д. Это универсальные консерванты, на которые можно положиться и которые я знаю.

Так что не стоит вестись на уловки маркетологов, а стоит самим оценивать безопасность данных компонентов (ясно, что, если состав содержит в себе массу отваров, но главный моющий компонент и консервант вредны, то пользы от этих отваров не будет почти никакой, если натуральное и безвредное, то всё, что содержит шампунь, а не отдельные компоненты).

Комментарии (17)
Scorpik 12.02.2017

Согласна :-)

Анна (annapriroda) 24.01.2017

А скажите как у вас в мыле может быть ПШ 7.5? Чем вы мереете? И еще скажите тогда ПШ кожи например какой?

Return to Nature 25.01.2017

Если вы имеете в виду шампунь на омыленных маслах, то там 7-8, измеряю лакмусовой бумагой до 12 pH, если вы про мыло твердое (где я это писал не нашёл), то там водородный показатель от 8-9 и выше. А pH кожи колеблется от 5.2 до 7.

Анна (annapriroda) 25.01.2017

Врет вам бумага:-) не может мыльный шампунь мыть при ПШ 7, сами подумайте, тогда ведь кожа имеющая показатель кислотности 7 была бы как мыло... Померяйте нормальным пш метром и все поймете.

Return to Nature 26.01.2017

Некоторые неионогенные ПАВ имеют 7 (если не все), а также некоторые анионные ПАВ.

Анна (annapriroda) 26.01.2017

Да,но но при чем тогда мыло?Павы могут быть кислыми,но не мыло же{#}

Return to Nature 27.01.2017

Мыло это анионный ПАВ. 0-7- кислая среда, 7-14 щелочная, 7-нейтральная. У моего шампуня-мыла среда 7,5.

Анна (annapriroda) 27.01.2017

Не бывает такого. Не бывает у мыла ПШ 7.5. У промышленных ПАВ(неиногеных,амфотерных,анионных) бывает,у щелочного мыла(тоже ПАВ)- нет. Пользуйтесь ПШ метром.

Return to Nature 27.01.2017

Но так я написал же pH 7-8, и надо брать в рассчет отвар ромашки, которым я разбавляю калийную массу, pH соответсвенно падает. У твердого мыла - не бывает, вы правы. Про pH метр, будьте добры подсказать хороший, чтобы быстро не сломался.Там я и проверю pH, когда куплю.

Хорошая статья, но список более-менее безопасных консервантов далеко не полный: SENSIVA PA20 (INCI: Phenethyl Alcohol, Ethylhexylglycerin), ROMACIL (INCI: 1,5 Pentanediol, Polyglyceryl-10 Oleate, Vanilin, Caprylic acid ), SENSIVA PA40 (INCI: Phenylpropanol, 1,3-Propanediol, Caprylyl Glycol, Tocopherol), глюконолактон + бензонат натрия (он же Geogard® ULTRA), Leucidal Liquid (INCI: Lactobacillus Ferment), Cosgard (INCI: Benzyl alcohol, Dehydroacetic acid, aqua (Water)) и т.д. Но если честно, в 100%-ную эффективность подобных консервантов я не верю, поэтому для себя выбрала Гермаль + за его малый % ввода и отсутствие парабенов (инактивируются лецитином, неиогенными ПАВами и т.д), хотя к последним отношусь так же лояльно. Уж лучше парабены, чем стафилококковая инфекция кожи лица.

Показать еще