Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > Казимир Малевич. История "Черного квадрата"

Казимир Малевич. История "Черного квадрата"

Виды творчества:   Разные виды творчества
Живопись и рисование
Казимир Малевич. История

Художественная жизнь России первого десятилетия ХХ века кипела и бурлила, как весенний горный поток. Кубизм, футуризм, авангард, все трансформировалось, перетекало одно в другое. В это время Россия была на подъеме всех духовных сил. Две революции, бесповоротно, изменили  жизнь, перевели стрелки мирового времени. Россия раскрыла в себе абсолютно новый неожиданный потенциал. Умами творческих людей завладел поиск нового художественного языка, поиск нового смысла. Образно говоря, с  лошади человек пересел в автомобили и поезда, в небо поднялись дирижабли и самолеты. В результате, сильно изменилась точка восприятия мира, изменилось сознание. Художники образовывали различные группы, течения по интересам. Непрерывно проходили различные выставки. «Ослиный хвост», «Бубновый валет», «0,10». Не надо думать, что Малевич, со своим «Черным квадратом»- явление уникальное. Скорее это явление закономерное. Но обо всем по порядку.

Казимир Северинович Малевич родился в Киеве 1879 году, а  в 1904 году переехал в Москву, где поступил в Московское училище ваяния и зодчества. И сразу попал в обстановку самых передовых русских идей большого художественного эксперимента. Он был талантлив, инициативен и хорош собой. Малевич был большим человеком, сильным, мощным, самоуверенным. Говорят,  подковы разгибал руками. О нем рассказали, что он вместе с Маяковскими Сергеем Михайловичем Эйзенштейном возглавлял клуб острословов в Москве. Можно представить, что это был за клуб, который возглавляли Малевич, Эйзенштейн и Маяковский в 1920-х годах!

Казимир Малевич 1900 г.

малевич

Ранний период. 1905г. "Биркенхайн"

черный квадрат

1904г. Весенний сад в цветах.

наталия рыкова

У Казимира Малевича была своя компания: поэт Велимир Хлебников, поэт Крученых, художник Иван Пунин и Ольга Розанова, жена Крученых, которая вошла в число так называемых «русских амазонок», великих русских художниц начала ХХ века.

 Вот вся эта компания задумала написать оперу. Название придумали в духе времени: «Победа над солнцем». В этот период ими двигала идея возвращения к первичности. Осип Мандельштам написал строки, которые объясняют эту идею:«Быть может, прежде губ уже родился шепот и в бездревесности кружились листы». Звук до слова, звук до музыки. Это и есть первичность, точка отталкивания, характерная для творческих поисков Малевича и его товарищей.

Либретто  для оперы написал Крученых, музыку, состоящую из каких-то  необыкновенных, замысловатых звуков написал Михаил Матюшин, Малевич и Розанова писали декорации.

Матюшин, Крученых, Малевич. 1913 г.

казимир малевич

Опера 2013 г. Восстановленная по декорациям Малевича

история создания

Персонажи оперы.

история картины

Во втором действии задник (задний фон) представлял собой какие-то фигуры и в том числе Малевич написал на большом белом полотне черный квадрат. И, когда во время оперы, он сидел в зрительном зале, что-то щелкнуло в нем, что-то потрясло, этот черный квадрат задника почему-то произвел на него очень сильное впечатление.

Он так разволновался, что заболел и слег с высокой температурой. Несколько дней Малевич не мог ни есть, ни спать, метался в припадочном состоянии. У него было ощущение гениального открытия. Познее  сделал станковый холст и назвал его "Черный квадрат"

Свой «Черный квадрат» ( 1915 г.) Малевич называл: «Мой божественный царственный младенец».

малевич биография

 Дело в том, что  за некоторое время до этого Малевич увлекся философским учением Древнего Китая, которое называлось «Ба-Гуа». Не вдаваясь в подробности этого учения, нужно сказать, что китайцы изображали вселенную, как соединение шара и куба, где куб изображал Землю, а шар вселенную. Почему куб? Потому что четыре времени года, четыре стороны света, четыре времени суток. То есть четыре равных характеристики. На рисунках она изображалась как квадрат. А Вселенная круг или шар, потому, что она безначальна и бесконечна.

 Цвет  тоже имеет свой глубокий философский смысл. Что такое черное на белом для китайцев? Белое - это не белое, это Дао, это безначальность и бесконечность, это все и ничто. Черный, это максимально активный цвет, изначальная материя, первообраз, из которого родится все.

 Максимальная концентрация света дает черноту. Не такую черноту, как дает сажа, а сложно составленный черный цвет, состоящий из всех цветов палитры. Именно такой цвет можно увидеть на картине Малевича. Также как  и белый, состоящий из множества оттенков.  Очевидцы утверждают, что стоя возле его картины «Черный квадрат» человека начинает знобить, такое сильное энергетическое воздействие она имеет на психику.

В ноябре 2015 года, эксперты Третьяковской Галереи провели исследование картины и обнаружили под самим черным квадратом два цветных изображения, а также отпечатки пальцев самого художника, это говорит о том, что Малевич, работая над произведением, пытался добиться нужного цвета, экспериментировал, накладывая краску слой за слоем, порой он просто лепил свою картину.

"Черный квадрат" в рентгеновских лучах

Позже, когда Малевич преподавал в Витебске, он говорил своим студентам, что если долго и сосредоточенно смотреть в центр квадрата, «не отвлекаясь ни на что, как «в камере обскура», то можно увидеть «бесконечность и вечность».

И с 1915 года, когда «Черный квадрат» был представлен на выставке «0, 10», Малевич становится очень заметной персоной, фигурой номер один.

Можно много спорить по поводу «Черного квадрата», но никто не станет возражать, что Казимир Северинович Малевич, прославил Россию, теперь это уже наш бренд, наша вывеска. Малевич создал новую школу, он был человеком, предложившим новый язык для абсолютно новых условий цивилизации, Малевич - это гениальная личность. Он смотрел в будущее и многие из  его идей воплощены в жизнь.  И то, что мы не ценим его сейчас, это уже наша беда. В мире он гораздо более известен, чем у себя в стране.

Публикация подготовлена по материалам книги Паолы Дмитриевны Волковой "Мост через бездну. Импрессионисты и ХХ век". 

Рыкова Наталия. 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email