Обновление пароля

 >  >  >  > 5 золотых правил для тех, кто хочет работать на заказ

5 золотых правил для тех, кто хочет работать на заказ

Виды творчества:   Do It Yourself / Сделай сам
Куклы и игрушки
5 золотых правил для тех, кто хочет работать на заказ | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

 Хочу поделиться своим опытом работы с Заказчиком.

Честно говоря, этот вопрос — наиважнейший, когда вы делаете изделие на заказ. Заказчик — это человек, который вам доверяет свои деньги, свое время, свою репутацию (если он делает кому-то подарок), и это — действительно важно для него. Но его степень доверия, как и все, имеет свои рамки, которые как раз определять должны вы. 

Где находится та грань, когда Заказчик начинает считать, что вы не исполнитель его заказа на определенных условиях, а его раб? Она, эта грань, стирается как раз вами, начинающими мастерами, малоопытными и счастливыми — уже от самого факта существования первых заказов. 

Что сделать, чтобы не попасть в рабство, сохранить достоинство, уважение к самому себе и сохранить отношения с Заказчиком и сам заказ? Вот несколько золотых правил, которыми я руководствуюсь теперь — Золотые правила исполнителя. К этим правилам я шла довольно долго, теряя нервные клетки и имея довольно продолжительный стресс в течение первых лет работы. 

1. Не так важна предоплата, сколько ее условия.
И тем не менее, первое правило, конечно же, Предоплата. 

С момента, когда вы взялись за исполнение чужого заказа, вы вышли на работу. Это нужно усвоить. Побежали покупать материалы, сели продумывать план, отвлеклись от своих дел ради того, что хочет Заказчик, все, вы на работе. Каждый ваш день должен быть оплачен. 

Если человек, Заказчик, хочет, чтоб вы сделали что-то эдакое, чего нет среди ваших предлагаемых к продаже изделий, вы — на работе. 

И это самый сложный момент для начинающего. Любой начинающий рукодельник испытывает настоящую эйфорию от того, что его заметили, и готов сам заплатить за такое счастье :)

Теперь про условия этой самой предоплаты.
Предоплата бывает разная. Бывает частичная, бывает полная. Самый нехороший вариант, на который часто соглашается начинающий — деньги будут заплачены, когда какую-то часть работ утвердят. Скажем, с портретными куклами, это мега-актуально. Начинающий делает лицо, утверждает это лицо (по фото) у Заказчика, а тот смотрит, советуется с близкими, никак не принимает работу и, соответственно, пока не платит. Попасть в такие рамки — страшный ужас. Заказчик тоже как бы выходит на работу, каждый день ждет фото, пристально разглядывает новые варианты, сомневается, так же испытывает мучения, у него же тоже ответственность, ему же эту куклу нужно дарить. Или необязательно портретная кукла в подарок, пусть это будет носибельная вещь, платье, жакет, шапка, все, что угодно. Если вы — начинающий, не берете деньги, но начинаете работать и шлете на утверждение, чтобы получить хоть что-то, будьте уверены, получите стресс по-полной. Потому что когда вы не уверены, что у вас получается именно то лицо, то платье, тот жакет, который вам заказали, Заказчик чувствует вашу неуверенность и тоже становится неуверенным... Я была и с той и с другой стороны, поэтому говорю со знанием дела.

Аналогичный случай с одной нашей (нашей, я имею в виду Ярмарку Мастеров) мастерицей, супермастерицей, преклоняюсь перед ней. И я была, в тот раз, со стороны Заказчика. Я выслала ей материалы (воротник и пожелания к цветам изделия), чтобы в итоге получить заказанный мною жакет. Она (бесплатно!) предлагала мне разные варианты, отправляла разные фото, причем, заметьте, фото реального жакета, который она начала делать по моему заказу. У нас с ней была неделя мучений, потом я вдруг поняла, что раз она предлагает такую услугу за деньги, то она справится в любом случае, описала что я хочу в целом и полностью доверилась, заплатив всю сумму, не малую по тем временам. Она сделала мне другую вещь и выслала ее, которую я получила вместе со своим дурацким воротником впридачу, хотя я и оставляла ей воротник как моральную компенсацию. Вещь была великолепной! Обожаю этот жакет! 

Ну а со стороны исполнителя, пока я не прекратила порочную практику "утвердят, а потом заплатят", я очень и очень много раз терпела страшные муки, стресс, бросалась к почте, ждала, что мою работу наконец-то утвердят... Про язвительные замечания мужа я вообще молчу. 

Вывод. Если вы предлагаете работу на заказ, прежде всего, будьте сами уверены в своей работе. Иначе вы зря взялись за это. И берите деньги с начала работ. Неважно сколько, половину или всю сумму или 25 %. Это нужно не только вам, это нужно и Заказчику, потому что он хочет работать с уверенным мастером. Не заряжайте его своей стеснительностью. 

Условия предоплаты могут быть разными, их вы тоже должны "оговорить на берегу". Вам платят и вы обещаете, что к концу недели покажете фото, скажем, на себе или на манекене, если это одежда, если это кукла, то покажете, когда полностью доделаете, скажем, тело с головой до этапа аксессуаров. Или вовсе оговариваете, что покажете уже готовую вещь. Так будет легче и вам и Заказчику. 

2. Отсюда второе правило. Никогда не показывайте Заказчику "сырые" работы. 

Недоделанные лысые кукольные головы, мятую, прихваченную булавками одежду, фото, сделанные в беспорядке, бардак в мастерской. Фотосессия должна быть тщательной, фото - продуманными. Фото нужно делать такими, чтоб они понравились. 

И тем более — не должно быть отношения — "это я все равно переделаю", "здесь я хочу приделать то-то", "вид этой детали будет другой, просто сейчас она так выглядит на фото"... Ни в каком случае Заказчик не должен за вас додумывать, какой будет вещь в итоге. Если показываете "сырую" работу, то у вас для этого должны быть ... ну очень веские основания. Даже не знаю, какие. В ста процентах случаев их быть не должно! 

Потому что недоделанная вещь, может быть, для профессионала и будет читаться как открытая книга. Но для Заказчика, который ничего не смыслит в этом рабочем процессе, а хочет увидеть красивое и готовое, это будет совершенно ненужной информацией. 

В хорошем ресторане кухней не пахнет! 

А у вас — хороший ресторан, а не вокзальная забегаловка, с подрабатывающими студентами. 

3. Третье правило работы с Заказчиком" "Осторожно - хорошая фотография!"

 Хорошая камера — это здорово! Но технический прогресс настолько перегнал сам себя, что если раньше фотоснимки "стремились" к тому, чтобы изображение было все более реалистичным, то сегодня существует целая индустрия, направленная на то, чтобы снимок был не таким конкретным, как его научились передавать фотокамеры последних поколений. 

Обработка фотографии в графическом редакторе стала неотъемлемой частью фотоискусства. Сейчас сделанные фотографии обрабатываются так, чтобы они стали приятны и понятны человеческому взгляду, и как следствие — достигается эстетическая составляющая восприятия картинки. 

У вас отличная много-пиксельная камера или "хорошо снимающий" телефон. Вы радостно фотографируете свое изделие, а потом при просмотре фотографии обнаруживаете то, чтего не увидели своим глазом. В отношении хендмейда — это просто ненужные подробности, на которых фокусируется камера. И это - не обязательно брак. Но камера в силу своей идеальности и прогрессивности показывает на фото то, что совсем не обязательно видеть. Причем видеть — на первом плане.  Вы снимаете снова и снова и не понимаете, почему вещь на фото выглядит совсем не так "как в жизни". 

Показываю на примере моей Кикиморы-игольницы. 

Вот фото, сделанное 12-пиксельной камерой

работа на заказ, работа с заказчиком, исполнить заказ, как работать с клиентом, заказчик вредничает, бесплатно на заказ, работа без предоплаты, работа с предоплатой, предоплата за заказ, фото заказа, прислать фото заказ

На носу и других местах у Кикиморы явные дырки и она не выглядит как твердое изделие. Но эта Кикимора, перед тем как выйти на пенсию и получить вакансию игольницы, прошла стиральную машинку и абсолютно твердая. Доваляная на все сто! И нет у нее на носу таких дырок! А камера показывает — есть! Да, на самом деле они есть, но их ТАК не видно. 

Так покажет ваше, к примеру, валяное изделие, хорошая "честная" камера, без обработки, как есть. 

А вот видео той же Кикиморы.

Я специально убрала у нее иголки с носа.

Таким образом, если ваша задача — показать мельчайшие подробности, тогда, конечно, снимайте супер-мега-камерой, а отдельные детали можно и в микроскоп. 

Если задача показать все изделие, а ваша фото-камера слишком "честная", настолько, что даже дезинформирует, и вы считаете, что показанное не соответствует действительности, снимайте видео. Благо сегодня передать это видео можно самыми скоростными методами, используя Viber и другие средства связи. 

Действительно, современные фото-камеры снимают то, что видят :) Даже игры с фокусом не всегда помогают выделить именно то, что нужно и создать то самое настроение от фото, которое вам необходимо. На эту тему в сети можно найти очень много великолепных мастер-классов, здесь на Ярмарке Мастров, их тоже десятки. Можно пойти на реальные мастер-классы для фотографов, обучающие курсы и поучиться снимать и обрабатывать фото. И это вы, конечно же, можете записать в Блокнот Важных Дел на ближайшее будущее. Но! К примеру, фото отправить вам нужно сейчас, а на курс вы пойдете через  месяц.

Отправляйте видео! Снимите тем же телефоном несколько коротких видео. Крохотных. Даже хорошее четкое видео высокого качества, не даст той конкретизированной картинки, отличной от человеческого восприятия, которую показывает, 12-мегапиксельная камера, скажем, последних Самсунгов.

К слову. Когда мне прошлогодний дед Мороз подарил Samsung Edge, я прыгала до потолка, увидев возможности его камеры. Пока не начала снимать своих кукол. На фото было совсем не то, что я видела в реале. Фото заваляной "в камушек" шерсти было настолько откровенным, что казалось, сквозь дырочки видно то, что находится у куклы внутри. И я вовсе не полюбила "все ее трещинки" в таком исполнении. Пришлось поизучать режимы и выбрать тот вариант съемки, который не настолько бесстыдно показывает, что эта кукла делалась иглами. 

Видео! Отличный вариант показать работу Заказчику. Видео, к счастью, показывает, "как в жизни". 

И быстро на курсы съемки :) 

Повторюсь, что про это правило важно помнить, когда вы, например, вынуждены посоветоваться с Заказчиком на счет какого-то общего момента (цветовая гамма и сочетания, длина волос паричка у той же куклы, общий силуэт и прочее), чтобы Заказчик увидел изделие целиком. 

4. Четвертое. Попросите оценить вашу работу и сохраняйте эти комментарии.

На Ярмарке Мастеров это Отзывы, на других источниках может быть просто комментарий к изделию. А если Заказчик не хочет возиться с формой составления отзыва, но очень доволен вашей работой, пусть просто напишет вам письмо с оценкой. А вы это сохраните и потом сможете использовать как свой пассив. 

Многие начинающие хендмейдеры просто стесняются это делать. Поверьте, Заказчику это совсем не сложно, предложите ему написать — понравилась ли работа, устроили ли сроки выполнения заказа и цена, и была ли достигнута цель. Отзывы вы можете собирать так же как и фотографии ваших изделий. Использовать это можно будет в публикациях о своей работе, на Ярмарке Мастеров, где угодно. Пригодится как неотъемлемая часть вашей репутации мастера. Я стала просить отзывы примерно с 40-ой куклы и очень сожалею, что не сохранила первые. 

5. Будьте готовы отдать деньги, если что-то пойдет не так.

Оговаривайте это с Заказчиком. Обстоятельства в жизни бывают разные и мы никогда не сможем предугадать ход развития событий. Форс-мажор в этом деле недопустим. Репутация стоит намного больше. Для меня это — железный закон. 

Считайте, что вы — гармоничная личность, и у вас все получится в любом случае! Будьте уверены в себе!

То, что мне платят за куклу, а это деньги (не малые), я держу на отдельном счете. До последнего момента, я готова эти деньги отдать. Даже, если Заказчик скажет, что моя кукла ему не понравилась, я отдам деньги и заберу куклу. Буду считать, что эту неделю-две я просто работала на себя, на свою коллекцию (которой у меня, кстати, нет).

Единственный раз я вернула деньги Заказчику, когда Почта России потеряла посылку с куклой. Поскольку этот способ отправки (в Украину, очень давно) выбрала я сама, я посчитала, что недобросовестная работа почты — моя проблема. Звонки в таможню, розыск посылки всеми возможными способами ни к чему не привел, я отправила деньги за куклу обратно и решила, что остаток жизни я посвящу розыскам моей куклы и судами с Почтой России. Шучу, конечно, но расстройство было серьезным. 

При этом я сделала еще массу усилий, чтобы помочь заказчице найти хороший подарок, кукла планировалась как подарок на юбилей, и было потрачено много времени (мной — на работу), заказчицей — на ожидание, сроки у нас были с запасом, но потерявшаяся на месяц кукла свела на нет все наши расчеты. 

И вдруг — о чудо! Юбиляр стал отодвигать сроки празднования своего юбилея. То он за границей завис дольше положенного, то решил отпраздновать в итоге свой юбилей с большим опозданнием, подгадывая к другой дате... В общем, случилось реальное волшебство. За день до юбилея моего "Кукла" мне на карту шлепается та самая сумма денег обратно, звонит моя украинская заказчица и сообщает, что кукла нашлась и стоит сейчас перед ней на столе, и она от нее  в восторге.

Такая история :) 

Словом, соблюдение всех вышеперечисленных правил — это профилактика нервных стрессов, накопление необходимого багажа, в том числе и психологического, избавление от разных зависимостей, от чувства, что если вам заплатили, то вы ДОЛЖНЫ ПО ГРОБ, от падения самооценки. 

Вам платят за ваше время (в первую очередь), за ваши умения и за то, что какой-то период времени вы будете работать на другого человека. Все эти моменты (с вашей стороны) должны быть оговорены. Если вас хотят, то вы можете озвучить условия. С момента, как вы поставили фото изделия и написали, что можете это сделать за деньги, у вас должен быть собственный список Правил Работы с Заказчиком. Мой состоит из 5 вышеперечисленных. 

С уважением ко всем начинающим хендмейдерам и состоявшимся мастерам! 

Удачи и вдохновения! 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email