> Журнал > Публикации > Занимательные истории > Восточный Новый год, или Праздник весны: традиции и ритуалы

Восточный Новый год, или Праздник весны: традиции и ритуалы

Живопись и рисование > Акварель
Восточный Новый год, или Праздник весны: традиции и ритуалы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Наш европейский Новый год мы встретили. Более того, мы отметили Новый год еще раз, уже старый :) Кто после этого рискнет сказать, что России — страна обычная?! Но, друзья, нас ждет еще один праздник — Праздник весны! Так красиво в Поднебесной называют приход нового года. О нем, о традициях и ритуалах, связанных с Праздником весны, и пойдет речь далее.

Совсем скоро, 28 января, придет Новый год по восточному стилю. Празднование китайского Нового года (Чунь-цзе, или Праздник весны) начинается за две-три недели до самого события.

Это время отдыха и подготовки к Празднику весны. На рынках и в лавочках продаются всевозможные товары, а люди спешат их купить. В предпраздничную неделю на каждый день расписаны дела: когда убирать дом, а когда готовить кушанья. И, конечно, проводят обряд проводов на небо Бога очага. Этот обряд принято совершать в 23-й день последнего лунного месяца за неделю до Нового года. В Китае Праздник весны начинается именно с этой церемонии почитания очага и его бога Цзяо-вана. Цзяо-ван, Бог очага — один из домашних богов, роль которого состоит в том, чтобы наблюдать за тем, что происходит в доме, и охранять семью.

В давние времена, когда очаг был жизненной необходимостью, а не роскошью, над ним устанавливали алтарь Цзяо-вану, Дедушке-хранителю очага. На худой конец, над очагом вывешивалась только картинка с его изображением. Над изображением Цзяо-Вана всегда размещался солнечный календарь на этот год, а по бокам были парные надписи: «Поднимешься на небо — скажи хорошие слова. Опустившись вниз — сохраняй мир и покой». 

восточный новый год

В течение всего года Бог очага оставался в доме, наблюдая и охраняя его. Вечером 23-го дня последнего лунного месяца Цзяо-ван должен подняться на небо и сделать доклад Великому Владыке-Нефритовому Императору о всех добрых и худых делах своих подопечных, что они совершили за год. На основании доклада Владыка через Цзяо-вана посылал семье счастье или беды в грядущем году.

Задачей семьи было, чтобы Дедушка-хранитель очага добрался на небо и сказал о семье только хорошие слова. Для этого у алтаря возжигали благовония, для Дедушки делали лыковую лошадку, а самому хранителю очага предлагали обильные сладкие яства. Медом и вином смазывали Деду уста, чтоб не говорил лишнего, после чего умащенное изображение Цзяо-вана вместе с лошадкой сжигали, чтобы вместе с дымом он попал на небо.

праздник весны

китай

Была традиция в это время ходить ряженым, которые пели песни и танцевали, за что получали сладкие угощения. В ночь на Новый год Дедушка-хранитель очага возвращался в дом. Его встречали просто: на алтаре возжигали благовония, разжигали очаг и новый фонарь. А после проводов Дедушки-хранителя нужно было убрать весь дом и выкинуть старые вещи. Этот период называется «период вытирания пыли», генеральная уборка по-нашему. Это делается для того, чтобы энергия здоровья, долголетия и богатства не рассеялась промеж старья, а свободно вошла в дом и в нем осталась на весь год на радость семье.

И у нас еще есть на это время! 

И вот дом чист. Самое время его украшать.

Представление китайцев об украшении дома к Новому году, естественно, китайское и на наш вкус весьма экзотическое. Чтобы было красиво, нужно, чтобы было много красного и золотого. Ну, очень много! Хотя, для китайцев очень много красного не бывает! Вешают красные фонарики, хлопушки, узлы счастья, на окна наклеивают изображения петуха, вырезанные из красной бумаги.

Многие украшения изготавливают своими руками.

поднебесная

си ва мун

А еще существует древнейшая традиция, которая живет и по сей день, это украшать входные двери парными табличками с благопожелательными надписями. Еще их называют весенние наклейки. А на саму дверь вешают перевернутый иероглиф «счастье», что значит «счастье уже пришло».

чунь-цзе

цзяо-ван

Сейчас их обычно пишут на красной бумаге желательно с золотой крошкой и вывешивают по двум сторонам входной двери. Самые распространенные такие: «звук хлопушек убирает все старое из прошлого года», «персиковые амулеты в десяти тысячах дверей встречают Новый год», «небо добавляет годы и месяцы и прибавляет тебе долголетие».

Поэты древности соревновались между собой в мастерстве и изяществе стихосложения поздравительных надписей, что развилось в отдельный литературный жанр. Тогда парные благопожелательные надписи делались на дощечках из персикового дерева, поскольку персиковое дерево изгоняет злых духов и демонов. Их еще зовут персиковые амулеты.

Легенда гласит, что далеко в восточном море на священной горе Прохождения Через Новолуние растет чудесное персиковое дерево, которому три тысячи лет. Дерево так старо и коряво, что одна из ветвей опустилась до земли и образовала тем самым своеобразные ворота. Эти ворота — вход в мир мир духов, бесов и демонов. Ворота охраняют два грозных стража и золотой петух, сидящий на верхушке дерева. Лишь только первый луч солнца коснется верхушки дерева, золотой петух начинает кричать, и все петухи Поднебесной ему вторят. Бесовский страх так велик, что они боятся и стражников, и самого дерева.

И конечно, стоит упомянуть о легендарных персиковых садах бессмертия богини Си Ва Мун, Владычице Западных земель.
Еще дом украшают изящными новогодними узлами счастья, которые богато украшают нефритом, деревом и монетами. Такие узлы можно купить. Но лучше сделать самим. Узлы символизируют единение, неразрывную счастливую связь между мужем и женой.

персиковое дерево

петух

огненный петух

Новый год в Китае — красочное, феерическое событие с фейерверками, хлопушками, танцующими драконами,  красными фонариками, поднимающимися в небо, вкусными и обильными угощениями. 

Китайский Новый год (Чунь-цзе, или Праздник весны) наступает в этом году в ночь с 27 на 28 января. Этот праздник отмечают в день второго полнолуния после зимнего солнцестояния, о котором я писала здесь>> 

К слову, традиция отмечать Новый год именно так восходит к правлению легендарной династии Ся, существовавшей, по преданию, с 21 по 18 века до нашей эры. В разные периоды времени в Китае существовало три разные новогодние обрядности, но именно традиция празднования именно Чунь-цзе по календарю династии Ся дошла до наших дней.
Праздник весны относится к Трем Великим календарным праздникам.

Длится празднование Нового года 15 дней и заканчивается Праздником Фонарей, который приходится на первое полнолуние первого лунного месяца. В 2017 году Праздник Фонарей будем отмечать 11 февраля. Чунь-цзе по лунному календарю приходится на начало весны, потому и получил название Праздник весны. По-моему, все предельно логично: природа просыпается после зимнего отдыха и обновляется, тем самым начиная новый период цикличности возрождений.

Немного фото... Самое интересное еще впереди :)

красные фонарики

китайские фонарики

И вот эта долгожданная праздничная ночь Нового года! Как встретишь год, так его и проведешь! Главное сделано: Дедушка-хранитель очага дернулся в дом и, конечно, принес с собой только счастье! И вся семья должна собраться у домашнего очага. Новый год — праздник семейный.

Что же еще принято делать в Поднебесной в такую чудесную ночь?

Конечно, веселиться, угощаться, дарить подарки и новогодние открытки-поздравления и говорить только хорошее!

Новогодние ритуалы такие. Чтобы привлечь к себе удачу, успех и прибыль, нужно положить рядом с подушкой ароматные мандарины, а для здоровья и долголетия — персики или тыкву-горлянку. Для богатства и счастья в браке — фигурки или изображение пары золотых рыбок. Или все сразу! Новогодний стол должен быть особенно богатым. Угощения тоже весьма символичны. Главное блюдо на столе — кушанье из риса, что означает преемственность старого и нового года. Блюда из рыбы — к достатку, икра — к здоровым детям, кушанье из курицы — к счастью, лапша — к долголетию, острые пельмени из баранины и пряных трав — к счастливым переменам и богатству. В один из таких пельмешек кладут монетку. Кому он попадет, тот и разбогатеет в новом году! Ну, а сладости и фрукты — к сладкой жизни! И конечно, пьют вино. Оно не простое, а особенное, новогоднее, настоянное на травах, и дают его даже детям. Такое вино дарует здоровье и долголетие.

Грядущий год — год Огненного Петуха, а потому советуют не дразнить гордую птицу и отказаться от кушаний из курицы в пользу вегетарианских блюд. Старшие родственники, родители и дедушки-бабушки, дарят детям и внукам красные конвертики с деньгами. Это своего рода благословение, ниспослание благодати.

Такими конвертиками с мелкими деньгами запасаются заранее и одаривают всех детей, которые входят в дом в эти 15 особых праздничных дней. Сейчас такие конверты вручают даже повзрослевшим детям, у которых есть свои семьи.

Чтобы новый год был добрым и счастливым, нужно очистить пространство и изгнать горе, болезни, беды и нечисть. Как известно, все плохое боится огня и шума. И потому в эту ночь дружно бьют в красные и желтые барабаны, взрывают фейерверки и хлопушки, зажигают красные фонари и свечи, танцуют, поют песни и смеются. Чем шумнее, ярче, красочней праздник, тем лучше будет весь год. Первое утро нового года также важно, как и ночь.

Утром нужно сделать уборку. Но есть риск вымести и вымыть счастье и богатство, которое осело вместе с конфетти. А потому существуют правила первой новогодней уборки: дом убирать нужно от порога дома вовнутрь, тогда и счастье, удача и благополучие останутся в доме.

Веселого праздника и счастливого нового года!

дракон

парные надписи

нефрит

узлы счастья

фейерверк

хлопушки

золотые рыбки

мандарины

© Калина Татьяна, январь 2017.

 Фото по материалам сети.

Ключевые слова:  
 
Елена (-warmtoys-)

Спасибо! А после Нового года по восточному стилю, настанет буддийский новый год - Сагаалган, который отмечают некоторые народности России. Так что Новый год только начинается! {#}

Kalina-ART
И это здорово! 😊
Jazzart ***** не только мыло****

Да, в Бурятии выходной 27 февраля. Навруз потом, он же день весеннего равноденствия.

Это прекрасно, и спавибо автору за напоминание!

Kalina-ART
С удовольствием! Сагаалган - красивый праздник ) Настоящий )

Праздник продолжается!!! Хорошего много не бывает! Спасибо за публикацию!{#}

Новый год круглый год! Ура! image

Караван-сарай

Замечательная подборка фото, прям сказочная атмосфера! {#}

Kalina-ART
Спасибо ) Знаете, в Китае и в будние дни все очень нарядное: красные фонари, картины и каллиграфия на стенах, благопожелательная символика фен-шуй на красивых подставках. Жаль, что китайцы потихоньку перенимают моду Запада, например, открывают кафе в европейском стиле и с нашей едой. И сразу такое место становится очень дорогим. Особенно эта тенденция чувствуется в больших городах. А в провинции - хорошо, аутентично )
Лаковая миниатюра Anneline

Интересно, спасибо!

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email