Фольклор на тему керамики и керамика по фольклорным мотивам
- Рубрика: Занимательные истории
- Виды творчества: Tворим с детьми, Керамика
Керамика и фольклор. Глиняные игрушки и устное народное творчество. Свистульки и частушки... Всё это увлекало меня с детства. Думаю, керамика и фольклор — вещи одного порядка: в них соединены и нелёгкий земной труд, и нереальная красота преображения. Истоки, секреты, традиции, мастерство и волшебство...
Керамика — это та же сказка, только материализованная.
Я собираю «керамический» фольклор — сказки, истории, загадки, пословицы, приметы и т. п. на тему гончарства и мастерства просто потому, что мне это интересно.
Для мастеров «керамический» фольклор имеет и практическую пользу: это хороший способ во время мастер-классов, фестивалей и праздников завоевать аудиторию, особенно детскую. Присказки и истории помогают «оживить» глину и изделия из неё, протянуть ниточку между днём сегодняшним и далёким прошлым, сделать урок увлекательным путешествием в волшебный мир.
И вот моя небольшая коллекция различных видов устного народного творчества на тему керамики. В качестве иллюстраций — работы мастеров-керамистов на фольклорные темы.
Автор: художник-керамист Светлана Мухина, ДХШ имени Е.В.Гурова, город Омск
Притча
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Хранители тайги (керамика «раку», 2016). Художник-керамист Константин Борисович Гречанов, Хабаровск
Пословицы, поговорки о гончарах и гончарном деле
Не боги горшки обжигают (русская пословица).
Гончар приделывает ручку к кувшину там, где захочет (абхазская пословица).
Глину не мять — горшков не видать (русская пословица).
Ребёнок — глина, мать — гончар (узбекская пословица).
Горшок упал, не разбился, а звон все услыхали! (русская пословица).
Из «славянской» коллекции Татьяны Федотовой (Maru `Nyu-tyan` Tanaka, художник-керамист, Липецк)
Сказка «Как горшок родственников нашел»
«Жил-был горшок. Да, тот самый, наш знакомый, самый обыкновенный горшок. Работал за троих: кашу мог сварить, борщ или уху. на старости лет задумался горшок о своем происхождении. он знал. что сделан из глины мастером-горшечником, и не просто в ручную, а на гончарном круге, закален в огонек гончарной печи, оттого он так крепок и вынослив.
Но не один же он таков... Встречал горшок на своем жизненном пути разные сосуды, тоже слепленные из глины. И вот он решил собрать всех родственников на праздник и заодно выяснить — с кем из них он в большем или меньшем родстве? Назначил горшок день и время, собрались на кухне дорогие гости. кто по полкам, кто на подоконнике, кто на полу, кто к стенкам прислонился, а кто и вовсе на дворе остался — ни в одни двери не проходит. Горшок хозяин, ему первому и речь держать: Глиняные братья и сестрицы, — начал горшок, — мы с вами из глины слеплены, в огне закалены. собрал я вас, чтоб друг на друга поглядеть, о своем житье-бытье порассказать, и выяснить заодно: кто кому родственником приходится. Задумались все: какие же мы родственники? Вовсе мы и не похожи друг на друга, да и обязанности разные. вон горшок домашний всю жизнь с печки не слазит. А вот амфора — она путешественница: по морям на корабле, и по степям, и по горам на лошадях и верблюдах, весь мир повидала. Кувшин, как и горшок, домосед. Разве что на речку за водой путешествует. А больше времени проводит на столе, в окружении ложек, кружек, тарелок и чайников... Вот они, наверное, ему и ближайшие родственники... Фляга и баклажка — непоседы. но в отличие от амфор, которые путешествуют всегда толпой, фляга и баклажка в походе в одиночку. Но кто так уж совсем редко с места сходит, так это керамическая бочка пифос, огромный и вместительный. Засыпают в него зерно осенью, и до следующего урожая. с места его передвинут в одном случае, если хозяева ремонт в помещении затеют, да и то вряд ли — слишком тяжел. Рядом с пифосом кубышка маленькая стоит, голос подает. Их и сравнить нельзя, все равно. что у слона и муравья схожие черты искать...А мы поищем. у обоих тулова круглые, только вместимостью разные. Зато у кубышки горлышко высокое и тонкое, для того, чтобы туда монета могла проскользнуть — раньше в кубышках люди деньги хранили. Каждый сосуд свое назначение имеет: хранить продукты, перевозить их на большие и малые расстояния. есть сосуды декоративные, с ними дом облагораживается, приобретает свой стиль.А есть такие, что на любом столе почтеннейшее место занимают, потому что хранят огонь. Это глиняные светильники, внешне они похожи на маленькие игрушечные лодочки. много тысячелетий светильник горел в домах людей, пока не изобрели электричество.
...Так беседовали гости горшка и выясняли, что общим родством друг с другом связаны — все они из одной глины. на том и разошлись, каждый согласно своему назначению...».
Автор: мастер ДПИ Кубани Евгений Борисович Козлов, руководитель студии «Истоки», Анапа
Стихотворение
Лепил гончар простой сосуд, вертя гончарный круг ногами.
Он измерял нелегкий труд не мисками или горшками.
Его мерилом были дни, усталость рук и тонны глины.
В углу копились черепки от мертворожденной лепнины.
А он творил. За кругом круг. Взгляд отрешен, но точны руки.
И как-то исподволь, не вдруг, но квинтэссенция науки
И непомерного труда соединились в массе гладкой,
Как будто лебедь наконец проклюнулся в утенке гадком.
Сосуд пока еще пустой шумел, как древние стромбиды —
Горячий ветер порождал прибой из царства Нереиды.
«Живой… Живой…» — шептал гончар, о фартук руки вытирая.
И снова горбилась спина от напряжения сырая.
В простой гончарной мастерской, где с тенью свет наполовину,
Лепил гончар простой сосуд, и жизнь вдыхал в сырую глину.
Игорь Захаров.
Авторы: Хазиева Гюльнара (gulnara-ceram), Остащенко Александр, Детская школа искусств №1 имени С.В. Герасимова, г.Можайск
На обложке темы: работы народного мастера России Маркина Виктора Васильевича, Центр романовской игрушки, Липецкая область.
Тема обширна и неисчерпаема, как безгранична фантазия мастеров и сказителей.
Если есть интерес у читателей, со временем сделаю новые публикации.
И! Буду очень благодарна всем, кто захочет поделиться своими историями.
Татьяна, как хорошо, что Вы продолжили тему, начатую в нашем керамическом сообществе. Удачи и успехов!
Елена, благодарю за поддержку! И Вам вдохновения и счастья - и в Новом году и в жизни вообще!
Интересные истории! И картинки!
Да, картинки мне самой нравятся
.
Почти всех этих мастеров знаю лично, восхищаюсь их творчеством и рада что больше людей увидят такую красоту.
Очень понравились петушки:)
Сама я к этому новому году символов не делала.
А эти очень хороши!
Интересная публикация! Очень понравились и стихи, и притчи, и, особенно, "хранители тайги")))
Буду очень рада продолжению!
Базарный день. Шумит гончарный ряд.
Гончар монет глину целый день подряд.
А та угасшим голосом лепечет:
" Брат, пожалей, опомнись, я твой брат!"
Гончар работал. Рядом я стоял.
Кувшин лепил он, ручку и овал.
А я увидел грозный лик султана,
Сухую руку нищего узнал.
Гончар ушёл, один я в мастерской.
Две тысячи кувшинов предо мной
Теснятся, тихо шепчутся как люди.
И я один с их страною толпой.
Омар Хайям
Очень люблю керамику! Когда берешь в руки чувствуется, что она как бы живая, остаются очень приятные ощущения.
Ещё бы не живая: глина впитала в себя и свет солнца, и тепло рук, и жар огня)))
Индейцы так вообще считают, что первые люди были из глины слеплены.
Татьяна, спасибо за интересные поговорки и за сказку. Возьму на заметку для детей в художественной школе.
Лаrа, пожалуйста! Для того и тему создавала :) Фольклор должен жить и передаваться детям.