> Журнал > Мастер-Классы > Варим мыло «Рождественский кекс» с корочками цитрусовых

Варим мыло «Рождественский кекс» с корочками цитрусовых

Виды творчества:   Косметика ручной работы > Мыловарение
Сложность:   средняя
Время работы:   3 часа
Варим мыло «Рождественский кекс» с корочками цитрусовых | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Идея. Мастер-класс по натуральному мылу на апельсиновых корочках. Вариант нетрадиционного мыловарения.

Увлечена мыловарением уже 6 лет. Пять лет варю на органике. На скептические вопросы и ехидные замечания придумываю новый рецепт. Все, кому интересно, кто ищет новые идеи или хочет расширить круг знаний, — милости просим. 

Вдохновенно творим вдвоем — Ирина и Марина. В этот раз Ирина была в творческой командировке, мастер-класс делала Марина одна, потому все пишется от первого лица. А вот о том, что привезла Ирина и что из этого мы сотворили — следующий мастер-класс. 

Новый год прошел, салатики съедены, шампанское выпито, а корочки от цитрусовых остались. Сварим мыло к Рождеству?

Дано: корки апельсиновые, мандариновые, прискучавшая попка лимона.

Масло: оливковое помас (самое дешевое с выжимками), кокосовое рафинированное, кукурузное обычное рафинированное из магазина, авокадо нерафинированное для пережира. 

Эфирные масла для ароматизации: апельсиновое, грейпфрутовое, корицы, сухая корица порошком.

Для декора — соль морская крупная, соль гималайская розовая со стола, бисер для ванной, кусочки мыльной основы желтого цвета. 

Щелочь — гидроксид натрия.

Вода: обыкновенная из-под крана.

Инструменты: доска для нарезки корок, блендер, баня водяная, ложка фарфоровая для демонстрации, палочка волшебная для помешивания, кружка фарфоровая для разведения щелочи, весы с шагом в 1 грамм. 

На технике безопасности останавливаться не буду, везде пишут, перейдем к делу.

Идем рассчитывать наш рецепт на калькуляторе. 

мыло ручной работы

Рецепт: 

Кокос — 200 грамм.
Оливка помас — 300 грамм.
Кукуруза — 100 грамм.
Пережир — 0% (я всегда кладу пережир сверху. То есть я не закладываю его в калькулятор, а прибавляю на вес масел столько, сколько считаю нужным, исходя из свойств мыла. В данном случае, у меня 600 грамм масел, и свойства мыла с высоким йодным числом и хорошим смягчением. Поэтому беру пережира 5%, мне больше не надо. На 600 грамм масел - 5% = 30 грамм. В пережир идет нерафинированное масло авокадо). 

Теперь немного про допустимость йодного числа. В калькуляторе идеал — до 50. По факту допускаю легко до 70, оосбенно, если органики в мыле много. В данном мыле много лимонной кислоты из корок. При реакции со щелочью она образует цитрат натрия. Очень хороший кондиционирующий компонент, легкий консервант и влагоудерджатель. Мыло не будет сушить кожу точно! Есть вероятность того, что оно может крошиться, если кислоты окажется много. Что ж, посмотрим.

Итак. Полный рецепт и свойства мыла:

Кокос — 200 грамм.
Оливка помас — 300 грамм.
Кукуруза — 100 грамм.
Пережир — 0%.
Щелочи — 91грамм.
Воды — 228 грамм.

Свойства мыла:

Твердость 36,5 (достаточно быстро застынет и варить будет не сложно).
Очищение 72,83.
Смягчение 61,5.
Пузыристость 22,33 (крупные пузыри).
Кремовость пены 14,16 (пена средней стабильности).
Йодное число 64,83. 
Сбалансированность 150,5. 

Приступаем. 

мыло с нуля

Вначале подготовим наши корочки. Нет никакой разницы — сухие они или свежие. Нарезаем или нарываем их кусками. Закидываем в кружку (ничего пока не взвешиваем), заливаем водой примерно один к одному. И пюрируем блендером. Если ваши корки сухие, советую их заранее замочить водой. 

Вот я перемолола корки блендером в миске. 

мыло

Как видите, не пюре, не кашка, а очень даже с кусочками :) Теперь я имею заготовку не на один раз. Отмеряю нужное мне количество, то есть 228 грамм моего пюре из корок. Засыпаю его в кружку фарфоровую для разведения щелочи. Отмеряю щелочь и высыпаю ее в корки. 

мыловарение

Лирическое отступление для скептиков. 

— А сколько там воды? А какой процент воды попал в мыло? А какой процент лимонной кислоты? А если точно не знать, сколько лимнной кислоты и воды попало, будет сушить руки? 

Дорогие мои! Мыло — не адронный коллайдер. Экспериментируя с количеством воды, вы всего лишь экспериментируете с водой :) Кстати, уменьшать количество воды в рецепте можно и до 25%, если не собираетесь ее туда доливать. При измельчении блендером корок вы можете налить столько воды, сколько вам захочется. Важно потом верно взвесить нужное количество на водную составляющцую.

Из опыта: всегда считаю клетчатку вместе с водой и не высчитываю процент соотношения. То есть на 200 грамм воды по рецепту беру 200 грамм пюре овощей, фруктов или сока и т. д. Если взять больше, будет долго застывать. Взять меньше — будет крошиться мыло и быстро высохнет. 

Щелочь засыпана в кружку с корковым пюре. Перемешиваю палочкой, слежу, чтобы по стенкам не оставалось крошек щелочи. При варке с органикой очень важно тщательно все перемешать, потому что процедить вы не сможете свой раствор. Откройте окно, форточку, наденьте маску и тщательно мешайте. 

мыло в подарок

Теперь взвешиваю масла и ставлю их топиться. Щелочь с корками пока отдыхает в раковине. 

мыло натуральное

Есть минутка, чтобы слегка отвлечься на маленький совет. Если у вас получилось пюре больше, чем нужно, заверните его в пленку или мешочек и заморозьте. У меня под такие заготовки отведен один из трех отсеков морозилки. Там хранится мякость арбуза, перемолотые корочки, сметана, кефир, отвары травы, и даже хлебные корочки :) Надеюсь, что мне удастся осуществить все идеи и поделиться с вами мастер-классами. 

мыло своими руками

Тем временем, щелочь при помешивании не просто растворилась, но и размягчила корочки. Получилась такая, приятная на цвет, основа.

мыловарение с нуля

Масло наше растаяло, и мы можем заводить наше ароматное мыло. Мыло будет готовиться горячим способом. Выливаем щелочной раствор в масла и заводим блендером. 

мыло с эфирными маслами

мастер-класс

мастер-класс по мылу

Взбиваем как обычно, до состояния следа. Вот промежуточный результат.

bebeasy

А вот и след. Масса загустела, стала однородной. Приобрела не красно-оранжевый оттенок, а скорее рыжий. Пахнет неплохо. 

апельсиновое мыло

Отправляем ее на баню. 

мыло апельсиновое

Буквально через пять минут масса начинает входить в гель. Видите, по краешку масса начинает темнеть, становится не однородной и как бы даже прозрачной. Еще через некоторое время выглядит так.

Она начинает распадаться на фракции, как будто масла разделяются на жидкие и твердые. Процесс гелезации пошел. Теперь можно прикрыть мыло крышкой и оставить на бане на 2-2,5 часа. Необходимо только помешивать его раз в 30 минут. Смотрите, чтобы огонь под баней горел не сильный. 

Вот мыло окончательно распалось на фракции. Я его перемешала палочкой. Снова закрыла крышкой и оставила до следующего перемешивания. 

Вот оно где-то через полтора часа. 

А вот уже через 2 часа. Как видите, оно загустело, проиобрело коричневатый оттенок и однородную консистенцию. 

Оставим его еще минут на 40, а пока приготовим декор. 

Так как наше мыло варится на апельсинах и имеет настроение стать мыльным «Рождественским кексом», то ароматизировать его и декорировать нужно соответственно. Я подготовила эфирные масла: апельсина, грейпфрута, корицы, немного сухой корицы в порошке, мыльный бисер, немного крупной морской соли, немного розовой гималайской соли и покрошила кусочек мыльной основы желтого цвета. То есть для декора собрала остаточки :)

Теперь высыпаю бОльшую часть смеси для декора в формочку. Форму я взяла трапецевидную, чтобы сходство с кексом было максимальным :) Поверх смеси, на стенки и дно формы, насыпаю немного сухой корицы. Она придаст аромат выпечки нашему мылу. 

Теперь готовим ароматику.

На это количество масел ( 600 грамм), я беру 15 мл эфирных масел. Соотношение: 1/1/1. Смешиваю их в пузырьке. 

Наше мыло готово, и мы готовы к тому, что оно готово :)

Выливаеим пережир в мыло, перемешиваем. Так как там всего-то 30 грамм жидкого масла, оно быстро расходится в массе. 

Теперь откладываем немного массы в мисочку, остужаем ее, потом ароматизируем и слегка остывшую, но мягкую массу выкладываем на дно нашей формы, прямо на сухой декор, и приминаем.

Делаем это для того, чтобы мыльная основа, бисер и соль быстро не растаяли, а впечатались в массу. Это будет верх нашего кекса. Праздничный и разноцветный, имитация цуктов и сладостей. 

Потом остатки сухого декора и эфирной композиции выкладываем в оставшуюся массу, перемешиваем и заполняем нашу форму. 

Сверху я ее прикрыла доской и вынесла на балкон. Часа через три внесла в дом и оставила на ночь в форме для полного затвердевания. 

Утром порезала пару кусочков для фотосессии и теста. 

Мыло хорошо пенится, не сушит руки. Пахнет невероятно! Я очень люблю запах корицы, и он всегда ассоциируется у меня с праздниками и выпечкой. Мылом я довольна :)

А теперь разбор полетов. Недочеты мыла, на мой взгляд. Так как это эксперимент в чистом виде, то несколько моментов я просто учту в другой раз.

1. Мыло немного крошится снизу при нарезке. Не критично. Но, чтобы все было идеально, лучше водную составляющую сделать немного по-другому. По рецепту 228 грамм воды. Можно взять 100 грамм замоченных корок и 128 воды. Хуже не будет. 

2. Для идеальной мягкости можно увеличить количество пережира. 

Вот и все недостатки, на мой взгляд :) 

Удачного мыловарения и до новых мастер-классов! 

Ключевые слова:  
Материалы:  

Представляю какой чудесный аромат при приготовлении{#}{#}

bebeasy мастера Ирина и Марина

Да, очень неплохой! С Рождеством вас!

Идеальный аромат зимних праздников: цитрусы и корица{#}

bebeasy мастера Ирина и Марина

Спасибо)) полностью согласна! Обожаю цитрусы с корицей!

Анна

Спасибо за МК! Как все сложно (для меня), подсчет, взвешивание. Но, вероятно, очень увлекательно.

bebeasy мастера Ирина и Марина

Если не спешить, то не сложно))) Попробуйте))

Настоящий "Рождественский кекс"{#}

bebeasy мастера Ирина и Марина

Спасибо! С наступающим Рождеством!

Спасибо за МК! Для нас готовить мыло -это сложный процесс.Посмотреть фото и прикоснуться к таинству приготовления мыла, очень увлекательно. Еще раз спасибо !

bebeasy мастера Ирина и Марина

На здоровье))) Я тоже люблю читать мкпо вмидам творчества ко мне не относящимся))) любуюсь))

Даже выглядит вкусно!

bebeasy мастера Ирина и Марина

Спасибо! С рождеством!

Вот и я далекая от мыловаренья, с удовольствием посмотрела на процесс изготовления! Спасибо, для меня позновательно!
bebeasy мастера Ирина и Марина

На здоровье! С рождеством!

Так аппетитно выглядит, что хочется не помыться, а употребить внутрь{#}{#}

bebeasy мастера Ирина и Марина

{#} С рождеством!

Вы извините, но вот тут- 1. Она начинает распадаться на фракции, как будто масла разделяются на жидкие и твердые. Процесс гелезации пошел. Теперь можно прикрыть мыло крышкой и оставить на бане на 2-2,5 часа. Необходимо только помешивать его раз в 30 минут.- это не правильно. Мыло не должно расслаиваться при вхождении в гель.

2. А в пережир - что? Процент?

bebeasy мастера Ирина и Марина

Елена, мыло, ведет себя так так ведет. И может и расслаиваться, и не расслаиваться. Что значит "не правильно"?))) Я вначале своей мыльной деятельности перечитала очень много мастер-классов опытных мыловаров, и до сих пор тоже почитываю. Так вот, об этом писали почти все. В процессе гелезации и после оно может распадаться. Через 1,5-2 часа все равно становится однородным, и ровным.
При чем тут пережир? Я про него написала достаточно подробно))) пережир кладется сверху.

Маруся
Ух как оно тут все у вас! Захватывающе! Интересно смотреть мк по творчеству, которого еще не касалась. Спасибо, делайте еще мк! Одно описание чего стоит. А попка лимона сделала мой день! )))
bebeasy мастера Ирина и Марина

С рождеством!{#}Спасибо за позитивную оценку)))

Маруся
Все-таки такие бодрые тексты лучше унылого описания высшей математики. На мой взгляд конечно. Для мыловаров наверно важнее точность цифр. А мне так интереснее, почитать, полюбоваться...эдакий флёр небрежности, а в конце мыло! Самое настоящее, мыльное! image
bebeasy мастера Ирина и Марина

Спасибо))) С Рождеством! Веселое описание-это важно)) Но и точность цифр мы соблюдаем)))

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email