Знаете ли Вы? Долгожители Абхазии.

Знаете ли Вы? Долгожители Абхазии. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Исторически Абхазия славилась долголетием своих жителей.

Напомним, в бытность СССР в крае с населением немногим более 500 тысяч человек было около трёх тысяч долгожителей. Среди рекордсменов по долголетию абхазы Джидж Шапковский (151 год), Ашхангерий Бжаниа и Хфаф Ласуриа (по 138 лет), Шериф Нанба (134 года), Тлабган Кецба и Хасан Палба (по 132 года), Мамсыр Киут и Осман Джениа (по 126 лет) Харун Хатхуа (124 года), Сулейман Аршба (122 года) и многие другие. Абхазские долгожители почти до самой смерти вели активный образ жизни. Осман Джениа, например, до последних дней работал в колхозе. Хфаф Ласуриа из села Кутол даже в последние годы жизни не только собирала чай, но и была активной участницей всемирно известного ансамбля долгожителей «Нартаа». Интересно предание о том, что на территории Абхазии в далёком прошлом проживал род Курыж, которому было присуще феноменальное долгожительство – до 200 лет и более. Когда одного из старожилов села Пакуаш Джата Начкебиа, прожившего около 130 лет, односельчане спрашивали о его возрасте, то он, шутя, отвечал: «Я ровесник крепости бессмертия Мур-Абаа». По данным абхазского учёного С.П. Басариа, мать этого пакуашского Мафусаила побила рекорд долголетия среди женщин Абхазии, прожив около 200 лет. Про неё говорили в Абжуйской Абхазии: «Мать старца Джата Начкебиа не умирает потому, что она однажды увидела открытые врата неба».

15 апреля 1953 года газета «Известия» сообщала, что колхозники селения Гали отпраздновали 132-летие своего старейшего жителя Кецба Тлабгана, являвшегося живым свидетелем многих исторических событий XIX века. Он первым поселился в Гали и у него там сейчас больше 135 потомков. Несмотря на преклонный возраст, старик видел, слышал и хорошо помнил события, которые произошли более 100 лет назад.

долгожители абхазии, абхазия, долгожитетели, зож

В сборнике «Старость», изданном Академией наук УССР в 1940 году, описана беседа с Тлабганом Кецба. Рассказ свидетельствует об исключительной памяти человека такой глубокой старости, о его ясном сознании и нормальной психике. Он рассказал, что во время его детства были кровавые местные войны. Он ушел в леса и стал жить в одиночестве. Охотился на медведей, туров, диких кабанов и коз. Он был прекрасным охотником и хорошим ходоком, мог пройти около 80—90 клм в день. В дремучем лесу он расчистил поляну, где стал сеять гоми (кукурузы тогда еще не знали), устроил себе там жилье. Людей кругом не было. Лет 60-ти от роду Кецба женился. Возле его домика стали селиться другие люди. С течением времени образовалось село, затем городок, получивший название Гали. Теперь это один из районных центров Абхазской АССР.

Женат он был один раз и имел 5 дочерей и 2 сыновей. Старшие дети умерли. Четверо сейчас живы. Старшей Марии — 80 лет, Софии — 78, Анете — 76 и Будге — 74. У него 67 внуков и внучек, более 100 правнуков и правнучек. Всю жизнь он провел на одном месте, никуда не выезжал. Занимался сельским хозяйством и плотничал. Кецба стал одним из первых колхозников Абхазии.

Обычная его пища была та же, которую едят все. Старик очень любил фрукты, особенно виноград. Из своего винограда сам делал вино, но пил его немного. Последнее время совсем перестал пить вино, а водки никогда не пил, не курил, считая, что это очень вредно. Он охотно бывал в обществе, где его любили за веселый нрав. Был хорошим танцором и певцом. Отличался спокойным характером, ни с кем не ссорился. Никогда ничем не болел. Всегда чувствовал себя хорошо. До самой смерти делал прогулки в 3—4 километра.

Комментарии
Комментариев пока нет