Особенности производства и уникальные свойства пряжи из конопли

О пряже из льна все давно знают, а некоторые даже постоянно вяжут из нее. А вот о конопляной слышали лишь немногие, а пробовали — вообще единицы. Давайте разберемся, что это такое!

Внимание! Если вы ежитесь при слове «конопля» и связываете ее только с чем то плохим и запрещенным, прочитайте, пожалуйста, мою предыдущую статью, чтобы все стало на свои места.

Итак, конопля — это такое растение рода однолетних лубоволокнистых, семейства Коноплёвые, так как же из него получается нить? Все просто, но одновременно сложно. Для начала — нужно получить конопляное волокно хорошего качества.

конопля

Как это достигается?

Поле, засеяное технической коноплей, не трогают, пока у нее не созреют семена. Вы спросите, откуда такие поля берутся? На данный момент техническую коноплю выращивают у нас в России несколько областей — Республика Мордовия, Пензенская, Новосибирская и Орловская области, Алтайский край и Чувашия. Но, к большому сожалению, в России пока не удается получить волокно такого качества, чтобы из него можно было сделать тонкую нить (нет технологии и подходящего оборудования).
Но работы в этом направлении неустанно ведутся, и, я очень надеюсь, что через год — два, мы сможем похвастаться пряжей (а тогда уж сразу и тканью!) российского производства.

Поэтому скажу сразу, что пряжа, о которой я буду рассказывать в этой статье, производится в далеком Непале, в горах Гималаях. 

пряжа

Как только у конопли созреют семена, ее срезают, очищают от листьев, и оставляют лежать на поле, где ее промывает дождь. В Непале все делается вручную, так техники тут просто нет, а ручной труд недорог. А вот в Европе и России для сбора конопли существуют специальные комбайны и станки.

Непал:

пряжа для вязания

Европа:

пряжа ручной работы

Россия:

После того, как растения срежут, их увязывают в снопики: пусть стебли сохнут, мокнут от дождей, вновь сохнут – волокно от этого будет только мягче. 

Непал:

прядение

А вот как в России:

прядение на веретене

пряжа в наличии

ручная работа

непал

Отмечу, что для производства сажаются специальные, технические сорта конопли, наркотических веществ в которых практически нет (меньше 0,01%). Такие сорта официально одобрены и разрешены к выращиванию во многих странах, в том числе и в России.

После того, как стебли отлежались (этот процесс называют «retting», а у нас в России —  «моцерация» — разможение пектинов, — волокно размягчается, минеральные вещества и азот возвращаются в почву. Это упрощает отделение волокна от центральной части стебля.), их собирают и отбивают, разбивая стебель на тонкие волокна. 

Непал:

россия

веретено

лен

В России все совем по другому — стебли собирает специальный комбайн, а извлечение волокон происходит с помощью специальной полуавтоматизированой линии

джут

пенька

Получившееся волокно (другое название — кудель) тщательно прочесывают. В Непале это тоже делают вручную, а в России — специальные станки.

Далее процесс производства существенно разнится:

В Непале получившееся вычесаное волокно вымачивают и развешивают развешивают сохнуть на улице — так оно будет мягким и более крепким.

льняная ткань

В России чаще всего волокно не вымачивают, а сразу приступают к дальнейшему производству (канаты, утеплитель, автомобильная промышленность и т.д.)

Для сравнения: вот каким выходит на данный момент российский шпагат (нить из конопляных волокон).

В Непале же из вымоченного и прочесаного волокна прядут нити, используя для этого веретено (специальная деревянная катушка) 

И вот, что из этого получается:

Это — грубая конопляная пряжа, в дальнейшем ее еще раз постирают, окрасят натуральными красителями и перемотают в клубочки. 

И из нее получится вот это:

А как же тогда получается мягкая пряжа? Для нее используется самое хорошо прочесаное и вымоченое волокно, которое прядется с помощью специальной прядильной машинки. В итоге получается вот такая пряжа (показан процесс намотки пряжи в пасму):

Ее тоже покрасят и перемотают в клубочки, и в итоге получится вот такая пряжа:

Комментарии (26)

Спасибо за полезную информацию. Пехорский текстиль выпустил пряжу с коноплей, но там 70% хлопка и 30% конопли.

Настёна 21 февраля

Эта пряжа - ни о чём. По всем свойствам - как хлопок, а цена-то цена!.. {#}
Чтобы испытать все положительные потребительские свойства конопляной пряжи, её в составе должно быть не менее 80%. Есть такие пряжи, но импортные, часто в бобинах.

Слышала про конопляное полотно такую информацию - когда-то в средние века в России были широко распространены не только льняное, шерстяное, но и конопляное полотно тоже. И вот про конопляную рубаху говорили, что её можно надеть в юности, проходить в ней всю жизнь, меняя лишь для стирки (а стирали в те времена исключительно кипятя в щёлоке), дожить в ней до старости и рубаха оставалась, почти, как новая, не рваная, не вытертая. В ней же и хоронили. Ни льняное, ни шерстяное полотна такими качествами не обладали..

Мечтаю, когда массово появятся в продаже ткани из конопли и крапивы. Сама думала было научиться изготовлению, но очень уж трудоёмко. Радует, что не всё забыто!))

Настёна 21 февраля

А чего мечтать? Если есть такое жгучее желание, можно купить тонкую конопляную нить и отдать ткачам - пусть соткут ткань.

Дом у Моря 29.12.2016

А у вас есть вещи, связанные из тонкой нити (только конопля, без добавок). Насколько тонкие/толстые они получаются? (на летнюю вещь подойдет?)

Есть вот такое фото от одной из мастериц:

Конопляная пряжа хороша и летом и земой. Летом она охлажадет, и ней не жарко, а зимой соргевает. У нас есть шапки, которые люди носят от 30 до 0 градусов (такой летне-весене-осенний вариант)

Настёна 21 февраля

Котя как и у меня. {#}
Насчёт "летом охлаждает" - угу, про лён тоже так говорили. Ан нет!
Шапка летом в плюс 30? Странновато. Нужна лёгкая шляпа, закрывающая от солнца, а если солнца нет, то шляпа не нужна. А в плюс 18 вообще ничего не нужно.

Настёна 21 февраля

В продаже есть конопляная пряжа разной толщины: от швейных ниток до пряжи для спиц. Правда, вся имортная, потому дорогая. Но дешевле шёлка.

Очень интересно! Мне тоже захотелось что-нибудь связать из такой пряжи! Всегда думала, что конопля используется для технических целей. Знаю только, что до революции в России повсеместно выращивали коноплю: делали масло и грубые технические ткани, веревки.

Масло делается и сейчас, в том числе, у нас в России. Так же конопля использется в стоительстве и автомобилестроении. Да что уж там, на основе конопли делают биопластик, которий используется в современных Боингах {#}

Наташа (vnattali) 26.12.2016

Моя бабушка себе делала пальто из конопли, от начала сбора травы до ткачества и пошива. Там есть условие волокно в марте на снегу морят, а прядут летом,тк больше света и тепло.

Алена, ждала с нетерпением продолжения Ваших публикаций! Огромное спасибо! Продолжение следует?{#}

Обязательно! В следующей статье напишу подробнее о пряже, ее свойствах, что из нее можно связать. {#}

Спасибо, познавательно очень, давно ищу такую пряжу- хочется попробовать))

Обращайтесь! {#}

Читала и прошлую вашу статью с удовольствием, и эту. Так захотелось пряжи купть... Но я не вяжу. Вернее вжу не настолько хорошо. чтоб ее покупать. Удачи вам на ЯМ. И жду обещанной статьи о качестве пряжи.

Спасибо! {#}

Осенью мы с дочерью были на ярмарке в Вильнюсе. Удивились обилию этого растения и в горшках, и в виде масла, и как добавки в косметические средства ручной работы. Мы хоть и живем недалеко, но у нас ничего подобного не встречала.

Спасибо за интересную познавательную публикацию!

Масло у нас есть, косметика тоже потихонечку повляется.
В горшках, конечно, никто не выращивает, так как потом поди докажи, что она техническая, хлопот не оберешься)

Необычная статья, новая для меня информация. Очень интересно! Спасибо!{#}

Спасибо, очень интересно! Было бы интересно пичитать, что можно связать из такой пряжи image

Попробую сделать такую подборку {#}

Буду благодарна! А также о том, как ниточка себя ведет, с какой пряжей можно скомбинировать.... image

Хорошо! Постараюсь описать все максимально подробно и с примерами {#}

Как интересно! Даже захотелось что нибудь связать из таких ниток {#}