Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Персональные записи > Созерцательность. Созерцательность и творчество. Личный опыт.

Созерцательность. Созерцательность и творчество. Личный опыт.

21.12.2016 14:19     Просмотров: 1151     Комментариев: 96     

Здравствуйте.

Я хочу написать свои мысли в этой заметке. Это мысли под занавес уходящего года.

Они не будут связаны с продажами или идеями продвижения магазина. Я на сайте достаточно давно и знаю, что до меня множество серьезных и успешных мастеров с разных сторон осветили все эти темы вдоль и поперек.

Они писали подробно и понятно, поэтому, наверное, лучше прочесть то, что уже написано.

Хотя темы эти животрепещущи и траффик посетителей магазина автора статьи будет наибольшим именно от этих заметок, я хотела бы поразмышлять вместе с Вами, если удастся, вот о чем.

Тема созерцательности. Созерцательности как психологической особенности личности, отчасти как свойства характера и быть может о созерцательности как моменте творчества.

Знания на стыке философии и психологии были, я теперь так считаю, для меня всегда самой интересной сферой..

Я рассматриваю философию как фундамент знания (причем любого), а психологию как прикладное применение этого знания. Понятно, что способов решения любого вопроса несколько. Так и в психологии можно пользоваться множеством наработанных практик и методик.

Когда на порог моего дома пришло творчество и поздоровалось явно со мной, стала интересна еще и такая мысль - мысль о проявлении в творчестве определенных человеческих качеств, свойств личности и интересен сам выбор определенного ремесла (напишем пока так) под личное предназначение конкретного индивидуума.

Существительное "созерцательность" будем рассматривать как свойство, а "созерцание" - как процесс; прилагательным "созерцательный" будем описывать качество; глагол "созерцать" укажет на действие.

Сначала небольшой экскурс в философию.

Словари дают определение созерцательности чаще всего вот как:

"Пассивное восприятие познаваемой действительности без активного воздействия на нее"

Интересно, что Марксистская теория недолюбливала созерцательность, не столько от того, что всегда должен быть мир, ТРУД, май, сколько от того, что "Созерцательность в теории познания неминуемо ведёт к метафизике и делает невозможным полное опровержение идеализма"..

Исходили теоретики из того, что созерцание расcматривалось, как пассивный процесс восприятия индивидом действительности. И по мнению марксистов очень заблуждались "созерцатели" в своих оценках окружающей реальности.. Это вовсе не прекрасный и одухотворенный мир природы, а в большинстве своем реальность, очеловеченная трудом и производством. И познание в этом ключе вовсе не пассивный процесс, а очень даже активный.

Странно и не странно одновременно, что синонимы, адресованные созерцательности такие разные.

Источники приводят в этот ряд и:

- бездействие;

- безынициативность;

-  инертность;

- неактивность;

- романтичность (!);

- квиетизм.

(Понравилось вот это определение КВИЕТИЗМА - лат. quietus - спокойный - неортодоксальное течение в католицизме, центрирующееся вокруг презумпции душевного покоя - quies. Основоположник - испанский теолог Мигель де Молинос (ок. 1628-1696), выступивший с проповедью мистического учения, согласно которому единение с Богом возможно как апофеоз безмятежности, проявляющейся в отрешенности души, прошедшей через "акт самоотречения" от всех сует, включая и озабоченность собственным спасением. Добродетель и конфессиональная вера объявляются "внешними", а потому не имеющими отношения к святости, понимаемой в качестве достигнутого состояния покоя, основой которого является безграничное доверие к Мессии и полное делегирование Христу ответственности за свою судьбу.)

Каково! Презумпция душевного покоя, апофеоз безмятежности, достигнутое состояние самоотречения.. Тут и до Востока недалеко.

А что на Востоке? А на Востоке - Даосизм. 

творчество

 

Если упрощать Дао - это ПУТЬ, всеобщий Закон и Абсолют.

Дао многозначно, это бесконечное движение. Через силу У-вей каждый человек двигается по своему Дао.

Сила У-вей понимается не как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вей обозначает "недеяние",  отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком.

"В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй.

Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка.

Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни.

Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания.

Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням." (Википедия).

Даосизм имел широкое и многолетнее распространение в Китае. Сейчас он реабилитируется и есть в Китае действующие монастыри, в которых практикуется и возрождается Даосизм (после запретов и гонений прошлого века).

Смотрите, то есть отчасти выходит, что вовсе не внешним миром любуется созерцатель внутри течения Дао - основного учения о созерцательности. Смотрит он внутрь себя и созерцает туда же.

 

Вот тут мы и подбираемся к творчеству, как отражению внутренних процессов.

Процессов преобразования мыслей, эмоций, настроений.

Получается, что истоком творчества во многих из нас является самосозерцание. Переработка собственных умонастроений и умозаключений, эмоций и чувств во что-то реально существующее.. Забегая вперед потенциальной беседы с Вами можно предположить, что созерцательность в творчестве - это процесс нескончаемый и заключенный в своего рода круг:

Созерцание творца (назовем вот так.. широко и масштабно, а по простому - созерцание автора) внутрь себя - Продукт созерцания - Созерцание продукта созерцания наблюдателем (покупатель при лучшем стечении обстоятельств) - Итог созерцания наблюдателя (приобретение каким-либо способом продукта созерцания) - И снова созерцание творцом "своего пустого рабочего стола"  - необходимость новых созерцаний..

Есть в Даосизме еще одна близкая творчеству вещь - это всякие мысли о волшебствах и магичествах. Пишу тут несколько иронично, а быть может зря.

Даосские монахи были алхимиками и, конечно, не обошлось без философских камней, живых вод и прочих поисках мистического чего-то там.

поиск себя

 

Но, если за волшебство принимать саму возможность преобразования мыслительно-эмоциональных процессов в продукт труда творческого человека - то вполне.. Подходит и это.

Один интернет-источник провозгласил:

"Созерцательность  как качество личности –  способность рассматривать, наблюдать,  пассивно воспринимать познаваемую действительность без активного воздействия на нее; ясно видеть, проникать умом, мыслью в предмет, изучая его, любуясь им."

Мне видится в этом некая двойственность - пассивно воспринимать и ясно видеть, проникать умом, изучать, любоваться.

 

Свою собственную созерцательность я бы не назвала пассивной.

Мне кажется, что лично у меня процесс созерцания наступает и развивается в момент отсматривания блуждающей протоидеи у себя в голове или где там она блуждает. Идет весьма активный подбор воспоминаний, каких-то полу-улетучившихся мыслей, восстановление вдруг (!) в памяти явно и четко отдельных слов, цветов, а порой и запахов, сопровождающих это воспоминание или мысль.

Очень важна эмоцональная окраска внутри и музыка или отдельные звуки снаружи.

Вот про звуки и музыку..

Для себя я определила, что самое сильное воздействие по эффекту оказывает на меня музыкально-звуковое сопровождение процессов созерцания. Инструментальные мелодии, чуть реже песни.

Была у меня работа в магазине, созданная от впечатления фильмом "Раба любви".

Там завертелось все от финального трека киноленты. Исполняла Елена Камбурова. Очень проникновенно.. Но когда я услышала первого исполнителя, это был Валерий Ободзинский.. Тут все - никаких сомнений, работа была наполнена этими звуками и для меня, и для покупателя, который услышал это..

Под Новый Год, как не вспомнить фильм "Ирония судьбы".

Тоже стал для меня толчком к созерцанию. В "Иронии судьбы" созерцательно-продуцирующими были не только известные мелодии песен, но и стихи и, конечно, кадры фильма..

Как сказать, почти любой кадр из этой ленты может может быть катализатором созерцательного процесса:

 

Если призадуматься, то я разделяю понятия "вдохновения" и "созерцания" внутри-текущих воодушевляющих процессов.

Тут, причиной является вдохновение, как гамма чувств, а созерцание, в том смысле, который я ранее пояснила, становится следствием.

(Хотя, среди этого всего словоблудия, так хочется просто предположить такую цепочку - "насозерцала, получила вдохновение и отправилась творить").

Дак, что ж выходит? Созерцательность в творчестве - это, во-первых, процесс не безынициативный. Во-вторых, весьма деятельный, правда внутри. Именно там идет подбор матрицы будущей идеи. В-третьих, вполне романтичный - тут есть совпадение.

Квиетичный? Ну, если предположить, что этот поток направляется кем-то или чем-то, то - да! Вполне. Снаружи презумпция покоя, внутри - работающая сила У-вей, не как безделие, а как непротивление естественному ходу движения Дао. Потоку. 

Пару слов про поток.

Все же психологический термин "поток" - это несколько другое. Под потоком понимается психическое состояние полного и деятельного вовлечение человека в процесс работы. Характеризуется деятельным сосредоточением и нацеленностью на успех.

Важным признаком потокового состояния является  "Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности", что само по себе противоречит созерцательному состоянию. Самоосознание в созерцательности не пропадает и периодически проявляет себя подбором того или иного отрезка мысли для будущей матрицы идеи.

И, быть может, самоосознание в созерцательности и есть "наделение душой" будущего продукта созерцания.

То, что порой вызывает бурные споры между участниками творческого процесса (умышленно не пишу ни термин "творец", ни "мастер", ни "потребитель творческих работ") -  момент вкладывания или не вкладывания души в работу..

Наверное, если сказать более витиевато - компоновка матрицы будущей идеи своими мыслями, чувствами и эмоциями имеет место быть, а вот вложение личной души, как набора собственных морально-этических норм и нравственных правил - вряд ли.

А вообще тема потока или потокового состояния - очень объемна и интересна сама по себе. Быть может, послужит кому-нибудь идеей написания своей собственной заметки.

Выводы:

Для  чего в итоге нужна созерцательность в творческом процессе?

Для себя я отвечаю так - для того, чтоб концепт мыслей-чувств-эмоций превратился в идею с четкой и ясной видимостью того, что я хочу сказать миру конкретно этой работой.

Что может помочь в развитии созерцательности, как внутренне-активной деятельности?

Не поставлю на первое место - вдохновение. На первое место, мне кажется, стоит отнести изучение самого себя, своей натуры, свойств и качеств своей личности, понимание исходных моментов разделения самим собой на то, что нравится-не нравится, волнует-не волнует, отзывается-не отзывается.

Как развить созерцательность?

Оставлю тут подробности, а то это никогда не кончится. Отвечу кратко - развитию созерцательности потворствуют практики развития интуиции (снова возьмем без мистических проявлений и назовем это чуткостью восприятия), методики утончения вкуса (О! Как звучит.. В контексте имеется в виду - послойное отделение характеристик с ежеразовой более точной прорисовкой каждого слоя) и насматриваемость - особый термин, характеризующий количественное обощение на предмет личных предпочтений картинок визуального ряда. Сюда же можно отнести и развитие своего слышания (умышленно не пишу "слуха").

В конце позвольте вопрос - как часто Вы позволяете себе созерцательность, является ли она необходимой частью творческого процесса для Вас и несет ли какую-либо пользу или это пустая трата времени и сущее "недеяние".

Большое спасибо за внимание.

Цитаты и определения взяты из открытых источников интернета.

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 Тема закрыта автором
 
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз