Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Новости магазинов > Бадан толстолистный

Бадан толстолистный

купить бадан

Многолетнее декоративное травянистое растение до 50 см высоты. Корневище мощное, мясистое, ползучее, толщиной до 35 см. Стебель толстый, безлистный, розово-красный. Листья прикорневые, крупные, широкоовальные, цельные, голые, кожистые, блестящие, собраны в прикорневую розетку, на длинных черешках, зимующие. Пластинка листа широкоэллиптическая или почти округлая, в основании закругленная или сердцевидная, тупо- или неяснозубчатая, длиной 3-35 см, шириной 2,5-30 см, длиннее черенка. Цветки мелкие, правильные, пятичленные, собраны на верхушке стебля в густое метельчато-шитковидное соцветие. Лепестки лилово-розовые, яйцевидные или округлояйцевидные в основании, с коротким и широким ноготком, в 2—3 раза длиннее лопастей чашечки. Плоды — эллипсоидальные сухие коробочки с двумя расходящимися лопастями и мелкими многочисленными семенами. Цветет в мае—июне до появления листьев, семена созревают в июле—августе.

Распространение:
Встречается в горах Алтая, Восточной Сибири, Кузнецкого Алатау, Саян, Забайкалья и юго-западной Якутии, где растет на высоте от 400 до 2500 м на хорошо дренированной каменистой осыпи, в трещинах скал.

Сбор и заготовка:
В лечебных целях используются корневища, которые заготавливают в течение всего лета. Собирают вручную, очищают от примеси и промывают в холодной проточной воде. Крупные корневища разрезают на длинные куски. После предварительного подвяливания их сушат в тени или хорошо проветриваемых помещениях, раскладывая слоем в 5 см на бумаге или ткани.

Химический состав:
В листьях и корневищах бадана содержится до 27% дубильных веществ, относящихся в основном к группе галлотанинов, содержание танина в которых колеблется от 8 до 10%. Помимо этого, в листьях содержится галловая кислота, до 22% арбутина и до 2—4% свободного гидрохинона. В корневищах найдены производное изокумарина бергенин (4,5%) в виде бесцветных кристаллов, крахмал, сахар, смолы, камеди, микроэлементы (марганец, медь, цинк и другие).

Фармакологические свойства:
Препараты бадана обладают кровоостанавливающим, вяжущим, противовоспалительным и противомикробным свойствами, укрепляют стенки сосудов, умеренно понижают артериальное давление, незначительно увеличивают частоту сердечных сокращений.

Применение в медицине:
Их применяют в гинекологической практике при обильных менструациях на почве воспалительных процессов придатков, при геморрагических метропатиях, фиброме матки, после родов, при кровотечениях после прерывания беременности. Местно для лечения эрозии шейки матки в виде спринцевания. Бадан применяют также при колитах недизентерийной природы; при дизентерии — в комбинации с сульфаниламидами и антибиотиками. Используют также в стоматологической практике для смазывания десен при хронических воспалительных процессах в ротовой полости.
Народная медицина использовала листья бадана для лечения туберкулеза, воспаления легких, ревматизма, желудочно-кишечных и других заболеваний.

Лекарственные препараты:

Настой: заварить 2 стаканами кипятка 2 ч. л. измельченного сырья, настоять 30 мин, процедить. Использовать для полосканий полости рта и горла при стоматитах, пародонтозе, катаральной ангине.
Отвар: заварить 1 стаканом кипятка 10 г измельченного сырья, нагревать на кипящей водяной бане 30 мин, настоять 20 мин, процедить и добавить кипяченой воды до первоначального объема. Пить по 1 ст. л. 3 раза в день до еды.
Отвары из листьев и корневищ останавливают рост дизентерийных и тифозных бацилл.
Экстракт из бадана: заварить 1 стаканом кипятка 3 ст.л. измельченного сырья, выпарить на медленном огне до половины объема, настоять 10 мин, процедить. Разбавлять 1 л кипяченой воды 1 ст. л. экстракта и использовать для спринцеваний.
Порошком корня присыпают раны и потницу у детей.

Корень бадана наиболее целебен, но и листья тоже широко применяют в народной медицине. Отвары и настои корневищ и листьев используют при желудочно-кишечных заболеваниях (колиты, отравления, дуодениты), при туберкулезе, острых и хронических пневмониях, легочных кровотечениях. Лекарственные свойства бадана помогают при острых респираторных инфекциях, болезнях горла(ларингиты, ангина) и полости рта (стоматиты, пародонтоз), при лихорадках, головных болях, суставном ревматизме и в гинекологии.

Экстракт бадана применяют при кровотечениях и обильных менструациях, делают спринцевания и ванночки при эрозиях шейки матки и кольпитах (разводят дистиллированной водой — 1 ст.л. экстракта на 1 л воды).

Лекарственные свойства жидкого экстракта корневища бадана эффективно действует при головных, желудочных болях и желудочно-кишечных заболеваниях (колиты неинфекционной природы), а порошок улучшает заживление ран. Экстракт. 10 г измельченного корневища залить в стеклянной посуде 100 мл водки или 70-градусного спирта, настаивать 7-10 дней в темном месте, ежедневно встряхивая. После слить, отжать сырье, процедить. Хранить в темном месте несколько лет. Полоскать рот разбавленным экстрактом — 1 ч.л. на 2 стакана воды, держать минуту.

Отвар. 1 ст.л. измельченного корневища залить 200 мл кипяченой горячей воды в эмалированной посуде, нагреть на водяной бане 30 минут, процедить горячим (чтобы дубильные вещества остались в растворе), сырье отжать. Долить кипяченой водой до первоначального объема (200 мл).

Пить по 1 -2 ст.л. перед едой три раза в день и при необходимости применять для полосканий при ангине, спринцеваний. Отвар бадана хранить не более двух суток. Курс лечения — не более месяца.
Чай из листьев бадана не только лечит, но и прекрасно утоляет жажду. Лучше всего подходят черно-коричневые листья (перезимовавшие), хотя можно использовать и светлые.

Измельчить один лист, залить 2-3 ст. кипятка, процедить и выпить в течение дня, добавив мед. Такой чай обладает общеукрепляющим действием и регулирует обмен веществ, полностью реализуя лекарственные свойства бадана. Доза зависит от способа приготовления. Можно просто залить кипятком как чай или прокипятить одну-две минуты — в таком напитке будет немного биологически активных веществ.
А при приготовлении настоя или отвара, которые являются уже лекарственными средствами, нужно соблюдать определенную дозу — например, большое количество танинов (дубильных веществ) может вызвать запор.

При пародонтозе 2 ст.л. измельченных одно-двулетних листьев бадана залить 1 ст. кипятка, настаивать четыре часа и процедить. Пить три раза в день по 2 ст.л. после еды.

В наибольшей мере проявляет бадан свойства антиоксидантной активности в качестве экстракта зеленых листьев, полученный на 70%-ном этиловом спирте. Приготовить его можно тем же способом, что и экстракт из корневища.

Предлагаю прекрасный напиток для осенних и зимних вечеров и для повышения иммунитета. Компоненты сбора можно брать в любом соотношении, потому что ни один из них не содержит сильнодействующих веществ. Плоды шиповника, лист черной смородины, черные листья бадана, лист малины, листья земляники лесной, ягоды сушеной клубники полевой. Для чайного напитка нет строгих правил приготовления, его можно заваривать как обычный чай. Например, 1 ст.л. данного сбора залить 2 ст. кипятка и прокипятить две минуты. Напиток приобретает необычайный аромат лета и приятный цвет коньячного оттенка.

Полезные свойства бадана поистине неисчерпаемы. Бадан содержит дубильные вещества, аскорбиновую кислоту, фитонциды, гликозид арбутин. Арбутин применяется в медицине и фотографии. По содержанию дубильных веществ бадан стоит в первом ряду мировых дубителей. Дубленая танидами из корневища бадана кожа, приобретает красивый коричневый или желтый до оранжево-красного цвет. Кроме дубления кож, экстракт пригоден для дубления брезентов, сетей, снастей, значительно повышает стойкость изделий против влаги. Следует отметить, что в более высокогорных экземплярах (с гольцов Забайкалья) содержание танидов больше. Содержание дубильных веществ в бадане зависит от возраста растения, от срока сбора, способа сушки. Старые растения и сухие старые листья более богаты танидами. Корневища и листья содержат до 27% дубительных веществ. 
  
Старые листья бадана, перезимовавшие под снегом, в сушеном виде заваривали как чай, который получил названия сибирского, монгольского, чигир-ского. Собирать листья можно осенью и весной. Зеленые листья для этого не годятся. Листья нужно; вымыть, подсушить и хранить в коробке или бумажном мешке. Срок хранения сухих листьев не более 4 лет. Просушивание осуществляется при температуре до 60 °С. Отвары имеют кровоостанавливающее, вяжущее и противомикробное действие, умеренно понижающее кровяное давление, незначительно увеличивающее частоту сердечных сокращений, снижающее температуру тела.

Настой зеленых перезимовавших листьев на спирту оказывает антистрессовое действие, увеличивает работоспособность. Чай из листьев бадана — хороший тонизирующий напиток, в тибетской медицине его применяют при туберкулезе легких, болезнях почек и суставов, ревматизме, желудочно-кишечных заболеваниях. В научной медицине разрешены к применению корневища бадана толстолистного: экстракт из корневища обладает антибактериальным, противовоспалительным, вяжущим свойством. Надземная часть растения содержит те же биологически активные компоненты. Препараты из бадана укрепляют стенки капилляров, понижают артериальное давление. Отваром бадана полезно полоскать рот при хронических воспалительных процессах.

Отвары и экстракты легко приготовить. Корневища собирают осенью, весной или в первой половине лета. Очищают от земли и мелких корешков. Очищенное корневище, слегка подвялив в тени на открытом воздухе, нарезают на куски и раскладывают тонким слоем на бумаге. Лучше всего следует провялить корневища под навесом, а затем досушить в духовке или сушильном шкафу. Высушенные корневища должны хорошо ломаться, но не гнуться. Сушить следует в хорошо проветриваемых помещениях. Корневище на изломе имеет светло-желтую или светло-розовую окраску. Из 1 кг свежих корневищ бадана получается около 250 г сухого сырья. Хранить высушенные корневища следует в плотном тканевом мешке не более 4 лет.

Корневища обладают антимикробным, противовоспалительным и вяжущим действием.

Особенно эффективны отвары при инфекционных колитах, энтероколитах, дизентерии.

1 ст. ложку измельченного корневища засыпать в эмалированную посуду, залить 1 стаканом горячей кипяченой воды, закрыть крышкой и нагревать на слабом огне не более 30 минут. Не охлаждая, процедить, отжать. Объем кипяченой воды довести до 200 мл. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день. 
При приготовлении отвара для полоскания измельченных корневищ брать в 2 раза больше (т.е. 2 ст. ложки). Жидкий экстракт имеет большую концентрацию действующих веществ, чем отвар. Для его приготовления берут 3 ст. ложки сухого корневища, заливают 200 г кипятка и кипятят в эмалированной посуде под крышкой до тех пор, пока количество жидкости не уменьшится вдвое. Экстракт процеживают в горячем виде, сырье отжимают. Принимают по 20—30 капель 3 раза в день до еды. Курс лечения 2—3 недели. 
Отвар корневищ полезен для волос: моют голову (1:10) два раза в неделю. Курс лечения 10 процедур. Отвар корневищ прикладывают к синякам для скорейшего их излечения. 

Лист бадана присутствует в фиточаях №1 и №4 http://www.livemaster.ru/item/17573757-materialy-dlya-tvorchestva-fitochai-iz-altajskih-trav

Корень бадана можно купить в нашем магазине http://www.livemaster.ru/item/17567771-materialy-dlya-tvorchestva-koren-badana-tolstolistnogo

Купить лист бадана отдельно можно здесь http://www.livemaster.ru/item/12402251-materialy-dlya-tvorchestva-badan-tolstolistnyj-list

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email