Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Персональные записи > Торжок. Торжокские Золотошвеи

Торжок. Торжокские Золотошвеи

02.12.2016 19:00     Просмотров: 1417     Комментариев: 0     

 


Шитье золотыми нитями пришло в Россию из Византии, и со временем стало традиционным промыслом для Торжка. Первые русские мастерицы - монахини местных монастырей, вышивали тончайшей золотой проволокой по бархату, тонкой коже-сафьяну, сукну и атласу. Золотые нити закупали в Византии и стоили они недешево. 
Постепенно золотую проволоку заменили скрученной спиралькой из тоненькой толщиной 1-3 мк позолоченной металлической проволочки - канителью. И шитьё стало называться не "золотое", а "золотное", а нити "волоченные". На смену волоченным, пришли "пряденые" нити по немецкой технологии, когда медную проволоку с 3-9%-ным золотым или серебряным напылением, накручивали на шёлковую, льняную или хлопчатобумажную нить.

Большинство историков сходится на том, что золотошвейным ремеслом в Торжке занимаются с XIII века. В то время даже местная денежная единица выглядела как вышитый золотом кожаный лоскуток. Однако некоторые ученые предполагают, что в поселениях на месте нынешнего города вышивали наряды золотыми и серебряными нитями еще в IX веке. Подтверждение тому археологические находки того времени - расплавленные кусочки золота и серебра на сгоревшей одежде.

Золотом и серебром расшивали не только одежду, которая после такой вышивки весила больше пуда, но и сафьяновую обувь, подушки, кошельки, рукавицы, пояса и даже обтянутую сафьяном мебель. Узор и рисунок выполнялись традиционным торжокским золотным кованым и литым швом. 
Одежду и предметы быта вышивали цветочным орнаментом, фигурками животных. Любимым мотивом в вышивке были и остаются птицы. 

Вот панно "Плодородие", например.
Автор Горшкова Валентина Алексеевна.

Панно было создано в советское время и вышивалось на протяжении целого года.
Сохраняя традиции золотной вышивки Валентина Алексеевна создала уникальную работу!
Темно-зеленый цвет подчеркивает традиционный классический орнамент, неповторимые узоры и уникальность ручной золотной вышивки.
В данной работе представлены более 150 видов швов: корзиночка, ягодка, литой, гладью и т.д.
Название работы "Плодородие" не случайно. В центре композиции расположено дерево в форме женской фигуры с широко распахнутыми ветвями (руками), что символизирует начало и продолжение рода.
Было традицией украшать женские наряды орнаментами, что и использует автор в своей работе. Женская фигура облачена в платье, украшенное растительными элементами: стебельки, листочки, бутоны, цветы.
Птицы, расположенные внизу панно составляют основу рода, охраняя его, питая мудростью своей и силой.
Птицы, расположенные на ветвях - это потомки, продолжатели рода.
Растения, отшитые на панно: пшеница, рожь, кукуруза, подсолнух символизируют богатый урожай.
Необычность работы в уникальном сочетании золотной и серебряной нити, но самое главное, что ни один элемент не повторяется, что придает ей особую значимость и восхищение.

златошвеи



3



4



5





Основной объем заказов торжокские золотошвеи получали от церкви. В 1644 году по заказу князя Куракина для Борисоглебского монастыря золотошвеи выполнили лицевое покрывало с изображением Ефремия, шитое шелком, а по краям тропарь, вышитый золотом. В 1671 году по заказу боярыни Луговской была изготовлена напрестольная пелена с изображением на ней иконы, шитая шелком, золотом и серебром.



7

 

 

 





10

Рассмотреть детальки

 


11


К XIX веку свыше 300 женщин были заняты золотошвейным промыслом, что приносило ощутимый доход новоторжским купцам, занимавшихся сбытом продукции. Работы торжокских мастериц высоко ценились и получили известность далеко за пределами Тверской губернии. К примеру, в музее рассказывают, что Александр Сергеевич Пушкин, который проезжал по питерскому тракту через Торжок не меньше 20 раз, останавливался в городе не только, чтобы отведать котлет в придорожной гостинице у Дарьи Евдокимовны Пожарской, но еще и купить вышитые золотом пояса и перчатки для Натальи Николаевны. В письме П. А. Вяземскому Пушкин упоминал о своем подарке и для Веры Фёдоровны, жены князя: "Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы". 








В 1894 году по инициативе Дмитрия Дмитриевича Романова, родственника Анны Петровны Керн, был открыт золотошвейный кустарный отдел. Через 5 лет он организовал учебную золотошвейную мастерскую, на базе которой позднее были созданы золотошвейная профтехшкола и музей.

В 1907 году работы торжокских мастериц демонстрировались на международной выставке в Париже, а в 1911 году - в Турине. Работы были отмечены 28 дипломами, медалями и грамотами.

Дмитрий Дмитриевич руководил фабрикой до своей кончины в 1916 году. После революции 1917 года выпускники золотошвейной профтехшколы объединились в торжокскую золотошвейную артель "имени 8 Марта". В те годы работницы артели занимались преимущественно вышивкой знаков отличия для Красной армии, расшивали шелковыми нитками тюбетейки для жителей соседних республик, бювары, книжные закладки, декоративные подушки и сумочки. До начала 50-х годов в узорах все еще сохранялись мотивы традиционных золотных вышивок XVII - XVIII веков. Позднее на бархате и шелке стали появляться атрибуты соцреализма - звезды, серп и молот. 

 

 

 

Кроме, знамен и вымпелов в советское время, разумеется, вышивали праздничные панно

 





И большое количество тюбетеек. Надо поискать, у меня где-то лежат тюбетейки, подаренные папе в совое время, и одна, насколько я помню, подозрительно похожа на одну из музея.


50 лет октября





А это герб Торжка
Торжок, город в Тверской области, поначалу назывался Новый Торг.
Герб его был утвержден весьма прозаично, в 1780 году, тогда же когда утверждались остальные гербы тверских городов. Но вот легенд связанных с этим гербом множество.
На щите голубого цвета изображены шесть голубей. Три из них золотого цвета и три серебряного. До сих пор геральдисты спорят, что значат эти птицы в изображении герба. Версий несколько. Самая простая: однажды Екатерина Великая проезжала мимо Торжка и, увидев над городом множество голубей в небе, приказала, чтобы на гербе были изображены эти птицы.
Самая романтическая: сами жители Торжка очень любили этих птиц и считали их приносившими удачу и счастье. И везде, в том числе и на гербе их изображали.
Самая трагическая: согласно легенде, город Искростень был сожжен княгиней Ольгой с помощью голубей, которые принесли на своих лапках зажженную паклю. Торжок за всю свою историю тоже был неоднократно сожжен дотла. Вот голуби на гербе и выступают в роли напоминания о великих горестях.
Самая географическая. Все дороги древнего Торжка начинались от главной площади и все они "связывались" с главными княжествами Руси. И было этих дорог шесть.
Какая был легенда не была исторически оправданной, герб Торжка безусловно, один из самых нежных и красивых.

 

В последнем зале уже современные работы.
Кстати, в октябре 2012 года на фестивале "Бархатные сезоны в Сочи" мастериц наградили "Золотым веретеном" - символом Национальной премии в области индустрии моды. 
Каменный цветок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






















 

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз