Какие бывают рождественские открытки?

Дорогие мои Ку-ку и всезаглянувшие на огонек!

Вчера было первое воскресенье адвента.  И поэтому сегодня я расскажу о том, о чем не расскахывала в нашем виртуальном календаре, который делала два года назад.

Знаете ли Вы, когда появилась рождественская открытка и почем на неокторых встречается черт и мертвая птичка?

рождество

Самая первая рождественская открытка в мире была нарисована английским художником Джоном Калкоттом Хорсли (1817-1903) в 1843 году. Это раскрашенная вручную литография, на которой семья, собравшаяся за праздничным столом. Собственно, это была заказанная у Хорсли государственным чиновником сэром Генри Коулом  открытка для своей семьи. Художник сделал из небольшой открытки (12×7 см) настоящий рождественский триптих: в центре поместил семью сэра Генри Коула, сидящую за рождественским столом, по бокам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Судя по рисункам, Коулы щедро делились с бедняками одеждой и едой. Изображение дополняла звучная подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!».

Вот она:

история рождества

Однако долгое время (практически на протяжении всего 19 века) по всей Европе особой популярностью пользовались не почтовые открытки в современном понимании, а открытки, которые передавались «из рук в руки» - то есть поздравитель сам вручал открытку адресату. Лишь в 1860-е годы открытки стали посылать по почте.

рождественская открытка

До начала 1870-х годов  по всей Европе посылались в основном английские открытки, а уже в 1870-е появились открытки «национальные». Например, на скандинавских открытках можно увидеть  рождественский сноп, который выносят в первый день  Рождества для птиц – символ благополучия и плодородия.

история открытки

Честь изобретения именно почтовых открыток, то есть открытых писем без конверта, принадлежит немцам. Открытые письма с маркой на обратной стороне ведут свою историю с 1870 года и обязаны своим рождением франко-прусской войне. Тогдашний обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штеффан предложил подобное нововведение, «чтобы не писали, что ни попадя» - и чтобы можно было видеть, что в письме.

ку-ку

В России рождественские открытки появились в 1872 году, но право их выпуска было предоставлено только почтовому ведомству. И лишь с 1894 года через почтовый департамент стало возможным пересылать бланки с иллюстрациями, выпущенные частными издателями. При этом адресная сторона открытки должна была иметь такое же оформление, как у стандартных карточек почтового департамента.

адвент

Очень популярны всегда были изображения церквей, красивых заснеженных домиков и, конечно, детей, катающихся на санках, коньках и лыжах.

Во многих странах Европы, в том числе и в России, на стол подают свинину.  Вот почему на открытках появился поросенок – символ благополучия, радости и праздника.

На старинных открытках часто рисовали семью в сочельник за богато накрытым столом и украшенную елочку в уголке.

Снегири, синицы и воробышки часто украшают праздничные зимние открытки. Особенно много таких открыток выпустили между первой и второй мировыми войнами.

Рождественская елка – центральный мотив на открытках народов всего мира. Однако во многих странах впервые такие открытки появились только в начале 20 века, когда, собственно, прижился обычай украшать рождественскую елку.

И конечно, дед Мороз – Санта Клаус во всех его проявлениях – один из самых частых персонажей, наряду с рождественскими гномами.

При этом были и довольно странные на взгляд современного человека открытки. Так, в викторианской Англии модно было получить открытку на Рождество с изображением мертвой птички – вспомните, «Девочку с спичками» Андерсена и вам станет понятен смысл такой открытки – напомнить о бедных  несчастных, которые могут замерзнуть в Рождество или умереть от голода, и тем самым призвать сограждан к свершению добрых дел.

А детей пугали рождественскими открытками с изображением дбявола – потому что вплоть до начала 20 века Святой Николай приходил на Рождество в сопровождении дьявола. Санта-Клаус одаривал подарками добрых и послушных детей, а непослушные оказывались во власти его рогатого спутника.

Но о грустном думать не будем - все мы  - хорошие девочки и мальчики, а потом вот небольшой обзор страинных и винтажных открыток:

Комментарии (32)
Наталия, благодарю! Очень интересно было все это читать и смотреть, на одном дыхании проглотила. Здоровоimage

Марина, спасибо! так уже хочется праздника!!!! будем сами себе его создавать image

Jenny 28.11.2016

Наташа, Кууу!!! Да, черт с открытки и мертвая птичка очень удивили, надо же какие открытки были, никогда не видела. Поросенок с гномиками очень уморительная компания)) Я, конечно6 люблю открытки с заснежанным домиками, снегирями и еловыми лапами)))

Женя, кууууу!!!

открытки с мертвыми птичками и чертом я отыскала сама совсем недавно. Из не переиздавали с викторианский времен, а недавно вышла книга в Англии по истории Рожлесовенской открытки. Там-то они и появились.

Конечно, никто бы не хотел получить такие открытки, но вот от открытки с поросенком-хулиганом я бы не отказалась image

Спасибо большое! Очень интересно было узнать, как и откуда появились открытки! {#}

Юлия, спасибо! Рада, что понравилосьimage Я старалась!

Наташа, спасибо.

Я многого не знала . Птичка потрясла.

Ага, прелставляешь - такую открытку получить! Лена, куууу!!!

ELENA 28.11.2016

Просто удивительные открыточки! Я таких нигде не видела! Очень потрясена{#}Спасибо Наталья за интересную информацию!!!

Елена, добрый лень!

Я постаралась найти открытки, которые нечасто встречаютсяimage .

рада, что было интересно.

Присоелиняйтесь, мы часто так развлекаемсяimage )). А перед Рожлеством надо обязательно создать себе настроение!

Ирина 28.11.2016
Наташа, здравствуйте! Даааа! Свинка очень несчастная, уже знает, куда едет с этими "друзьями". А чёрта на Новый Год получит - это, как сейчас говорят, жесть! Вообще не радостно. Смотрели графический мультфильм про Скруджа " рождественская история?" Там его на рождество посетили 3 духа. Очень страшные.

А мне нравятся страшилкиimage . Ира, куууу!!! Зато получив черта на Рождесово, ребенок сращу начнет себя вести зорошоimage )). Шучу, конечно.

Я была рада найти такие открытки - они редкие - даде в интернете не надыбать image

Поросеночек - настоящий неголяйimage )), он знает, что его не съедят, а запрягут в саночкиimage ))

Ирина 28.11.2016
А гномик, запряжённый в сани, почему то с бланшемimage

Ира, а бланш - это чтоimage ?

Фингал под глазом)))))) Это я вместо Иры тебе ответила)))))))

Вот наш Зайчик глупый, хихикс image ! Этоо же поросенок издубасил гномиков!!! У него же копытца!!!

Ирина 28.11.2016
Синяк под глазомimage

Ира, теперь булу знатьimage . Звучит красивоооооimage

Черт на открытке - это жесть! Как и мертвые птички...{#} Но - о времена, о нравы - не мы придумали. Тогда были иные представления о добре и зле, и другие символы... Но мне все-таки милее легкие непринужденные снеговички, детки на санках, елки, заснеженные домики)

И мне милее, Марина. Но в такиз открытках есть свой смысл - как в Девочке со спичками Анлерсена.

но получить я бы хотела открытку с гномиками и дед Морозом!

Наташааа! Садистка ты! Куда поросеночка везут гномики на первой открытке?)))

Это поросеночек, который ловко манипулирует гномиками - и делает вид, что боитсяimage ))

А что у него во рту? Сигаретка?

Углядела? Вот хулиган! А на боку - знак качестваimage )). Матерый преступник и манипулятор этот поросенок - вон как гномики от него рыдают. Они хотела в саночках на нем покататься, а он их заставил себя катать! Вооооо как!!!

А ты когда отчет о поездке выложишьimage ? Уже посмотреть хочется!!!

Наташа, хулиган твой поросеночек)))))). Гоп- стоп, мы подошли из-за угла))))))).

Я уже написала. И фотки выложила.))))))

Поросеночек - нашimage )), из Ку-ку. Не фиг его, бедняжку, пытаться жаритьimage . Кто к нам с мечом... Сама знаешьimage ))

Этта точно! Никто нас не отжарит, ой....)))))

Я уде прочитала - красота! Особенно, как теья итальянский Парфбмер обнюхалimage и духи твои у теля купил.

Да я сама оболдела от этого!

Ага, это лучшее признание!!!

И не говори! Я для тебя специально кое-что придумала поставить.

Ух ты!!!!